КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
БЕСЕД
БРАТЦА
ИОАННА
2 мая, 1910 года, в неделю о мироносицах. Евангелие Марка, 16, 1-15: явление Христа женщинам и Апостолам. Деяния Апостолов, 6, 1-7: избрание семи служителей при столах. Даниил, 14, 23-42: пророк Даниил уничтожил зелёного змея, враги его бросили его в ров львиный, а пророк Аввакум накормил Даниила. Из жития св. Доната, умертвившего змея |
9 мая, 1910 года, в неделю о расслабленном. Евангелие Иоанна, 5, 1-25: исцеление расслабленного и речь Христа о духовном воскресении мёртвых . Деяние Апостолов, 9, 32-42: Апостол Пётр исцелил расслабленного Енея и воскресил Тавифу. Исаия, 28, 1-5: болезнь и исцеление царя Езекии. Из жития св. Епифания: спор с философом Евдемоном и исцеление его кривоокого сына. |
16 мая, 1910 года, в неделю о самарянке. Евангелие Иоанна, 4, 5-42: беседа с самарянкой о живой воде. Исаия 55, 1-13: «Жаждущие! Идите все к водам тихим». Из жития св. Серапиона, который продал себя скомороху |
23 мая 1910 года, в неделю о слепом. Евангелие Иоанна, 9, 1-41: исцеление слепого. Деяния Апостолов, 16, 16-34: Апостол Павел исцелил гадалку от прорицания и избавил темничного стража от самоубийства. Исаия, 42, 6-16: «Я, - говорит Господь, - призвал тебя в правду, и поставлю тебя во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепым» |
30 мая 1910 года, в неделю святых отцов. Евангелие Луки, 24, 13-53: явление Христа двум ученикам, шедшим в Еммаус, и одиннадцати ученикам и Его вознесение. Деяния Апостолов, 1, 1-12: вознесение Христа. Из жития св. Никиты, который исцелил черниговского князя Михаила и на которого клеветал демон. |
6 июня 1910 года, в Пятидесятницу. Евангелие Иоанна, 7, 37-53 и 8, 1-14: речь Христа о воде живой, слова Никодима в защиту Христа, прощение грешницы. Деяния Апостолов, 1, 1-21: сошествие Св. Духа и речь Апостола Петра об излиянии Духа. Бытие, 18, 1-15: явление Аврааму трёх странников. |
13 июня 1910 года, в первую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Матфея, 10, 32-39 и 19, 27-30. Исповедание учения Христа требует самоотречения, а самоотречение даёт во сто раз больше того, от чего мы отрекаемся, и жизнь вечную. Послание к евреям, 11: кто какому богу верит, тот о таком боге и говорит, тот от такого бога и награду получает. Бытие, 19: за что провалились города Содом и Гоморра? |
20 июня 1910 года, во вторую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Матфея, 4, 18-24: разумные и неразумные ловцы человеков. Хорошая мастерская - это Церковь. Научить и исцелить - это всё равно. Деяния Апостолов, 14, 8-18: Апостол Павел исцелил хромого, и язычники хотели принести ему жертвы, подобно тому, как они приносили жертвы своим богам - Зевсу, Венере и Бахусу. И мы приносим этим богам жертвы. Амос, 8, 1-14: Господь строго наказывает за дурные дела. Польза поста. |
27 июня 1910 года, в третью неделю по Пятидесятнице. Евангелие Матфея, 6, 19-34: «не собирайте себе сокровища на земле... ищите же прежде Царства Божия, и это всё приложится вам». Послание к Римлянам, 5, 1-11: через веру мы имеем мир с Богом, благодать, терпение, опытность, надежду. Даниил, 2: сон царя Навуходоносора. Из жития св. Самсона, который исцелил царя Юстиниана и наказал нерадивого начальника странноприимницы, Енесия. |
4 июля 1910 года, в четвёртую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Матфея, 8, 5-16: Христос исцелил слугу сотника, тёщу Апостола Петра и многих больных. Ад и рай в нас и за гробом. Слово Божие - прививка против болезней и харакири. Послание к Римлянам: 6, 13-23: «не предавайте членов ваших греху в орудия неправды... Возмездие за грех - смерть, а за Евангелие - жизнь вечная». Молись, как хочешь. Важно только, чтобы мы жили по Евангелию. Объяснение псалма «Блажен муж». Иеремия, 4, 1-31: так как люди оставили Слово Божие, то вся земля будет опустошена, только остаток сохранится для того, чтобы в нём и чрез него в других укрепить веру. И теперь кровяники-вампиры уничтожают красавиц. |
11 июля 1910 года, в пятую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Марка, 5, 1-20: исцеление Гадаринского бесноватого. Послание к римлянам, 10, 1-10: надо не только ревновать о Боге и молиться Ему, но и рассуждать о Слове Божием. Иеремия, 5, 1-31: «Походите по улицам Иерусалима, не найдёте ли человека, соблюдающего правду, ищущего истины?.. Умножились преступления их... Неужели Я не накажу за это? - говорит Господь». Всегда Господь наказывал и наказывает тех, которые не слушаются слов пророков и слов Евангелия. И всегда было спасение тому, кто слушался их. |
18 июля 1910 года, в шестую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Марка, 2, 1-28: исцеление расслабленного. Христос ест и пьёт с мытарями и грешниками. Ученики Христа не постятся. Срывание колосьев. 1-я книга Царств, 1, 1-17: царь Охозия и пророк Илия. |
25 июля 1910 года, в седьмую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Матфея, 9, 27-38: исцеление двух слепых, немого бесноватого и других больных. Без рассуждения о Слове Божием и без исцелений мы с одними молитвами бываем только вертушками. Жатвы много, а делателей мало. Объяснение песни «Величит душа Моя Господа». Послание к Римлянам, 11, 1-27: неужели Бог отверг народ Свой? Нет, не отверг, но сохранил остаток. 4-я книга Царств, 2, 1-25: пророк Илия с Елисеем посещает пророческие школы. Взятие Илии на небо. Елисей делает нехорошую воду здоровой. Малые дети и две медведицы. |
1 августа 1910 года, в восьмую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Матфея, 14, 13-21: насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек. Первое послание к Коринфянам, 1, 10-31: «умоляю вас, чтобы не было между вами разделений: «я - Павлов», «я - Аполлосов», «я - Кифин», а «я - Христов»... Христос послал меня не крестить, а благовествовать не в премудрости слова... Бог избрал не мудрое и немощное... Хвалящийся хвались Господом». Псалом 72-й: «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем, а я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых». |
8 августа 1910 года, в девятую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Матфея, 14, 22-36: хождение Христа по воде. Христос или Учение Христа утишает всякую бурю. Если и мы призовём Христа в свою лодку, то есть примем Его учение в своё сердце, то всякая буря утихнет. Но если мы только прикасаемся к крышке Евангелия, а к Словам Евангелия не прикасаемся, то есть не вникаем в них, то жизнь наша находится в опасности. Первое послание к коринфянам, 3, 1-23: вы ещё плотские, ибо между вами зависть, споры и разногласия: «я - Павлов», «я - Аполлосов». Никто не хвались человеками, ибо мы соработники у Бога, а вы - Божия нива, Божие строение, а основание - Христос. Нынешнее Евангелие и послание Апостола Павла и заключаются в том, что Христос Своим Словом избавлял людей от великой бури. |
15 августа 1910 года, в десятую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Матфея, 17, 14-21: исцеление бесноватого. Важность воздержания и поста. Послание к Филиппийцам, 2, 1-30: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны, в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Иеремия, 42, 1-22: пророк предостерегал военоначальников, чтобы они не ходили в Египет. Мы не ходим в Египет, но живём по-египетски. У Авраама был пост и закон и для скота, а у нас и для себя нет ни поста, ни закона, а потому у нас есть страсти, болезни, ссоры, драки, убийства, самоубийства и войны. |
22 августа 1910 года, в одиннадцатую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Матфея, 18, 23-35: притча о двух должниках. Кто не приобретает талантов духовных, того Господь судит и наказывает не только на том свете, но и на этом. Первое послание к Коринфянам, 9, 1-27: «не Апостол ли я?». Мы не имеем права называться ни пророками, ни Апостолами. Женщины-спутницы Апостола Павла. Кто заботится о небесных талантах, тому прилагаются и земные таланты. Иеремия, 19, 1-11: Господь велел пророку разбить горшок и сказал: «Так Я сокрушу народ сей за то, что не слушает слов Моих». |
29 августа 1910 года, в двенадцатую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Марка, 6, 10-29: «оставайтесь там, где вас принимают, и выходите оттуда, где вас не принимают». Бес и зло - это всё равно. Ирод отсёк главу Иоанну Крестителю, а потом поверил, что он воскрес. Видимое воскресение не противоречит невидимому. Голова Иоанна Крестителя и теперь судит. Суд настоящий и суд будущий. Деяния Апостолов, 13, 15-30: исповедь Апостола Павла: Бог избрал наш народ, вывел из Египта (из пьянства), сорок лет питал его в пустыне, давал ему судей, царей, пророков, Иоанна Крестителя и, наконец, Иисуса Христа. Но они убили Его, а Он воскрес и Слово Его воскресло, Христос Воскрес! Воистину Воскрес! |
5 сентября 1910 года, в тринадцатую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Матфея, 21, 28-45: притча о двух сыновьях, которых отец послал работать в виноградник, притча о винограднике, который был отдан хозяином виноградарям, но так как они были злы, то он был отдан другим. Как бы кто ни увлекался Словом Божиим, это лучше разврата и пьянства. Как бы ни называли Меня - «сектантом», «хлыстом», «пашковцем» - Я всё равно буду увлекать народ Словом Божиим. Как бы кто ни говорил, но если он приводит к покаянию и Царству Божию, то он хорошо говорит. Исаия, 5, 1-30: Господь насадил виноградник, но так как виноградник принёс дикие ягоды, то Господь предал его на опустошение. Как говорил Исаия, так говорил и Христос. |
12 сентября 1910 года, в четырнадцатую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Матфея, 22, 1-22: притча о брачном пире. Евангельский обед даёт здоровье и богатство. Кто не вкушает этого обеда, тот бывает злой и от зла погибает. Слово Божие сравнивается с обедом, брачной одеждой, светом, солью, растением. Люди без Слова Божия - это глиняные куколки. Вопрос фарисеев о подати. Исаия, 3, 1-25: Господь отнимает у Иуды всякое подкрепление, даёт ему отроков в начальники и оголит Господь темя дочерей Сиона. И Христос, и Исаия говорят, что без Слова Божия люди погибают. Псалом 49-й: Бог богов, Господь приходит судить народ Свой. |
19 сентября 1910 года, в пятнадцатую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Матфея, 24, 1-35: разрушение Иерусалима, конец мира и пришествие Христа в Славе. Второе послание к Коринфянам, 4, 1-11: мы имеем такое служение, что не унываем. Из жития св. Зосимы, жившего со зверьми. |
26 сентября 1910 года, в шестнадцатую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Матфея, 25, 14-30: притча о талантах и о мучениях. Братец не отрицает загробных мучений. Первое послание Иоанна, 4, 1-21: «возлюбленные! Не всякому духу верьте... будем любить друг друга». Из жития Иоанна Богослова: когда 200 человек на улице при храме Артем иды и отрок Домн в бане погибли, то Иоанн помолился, и они воскресли. Как тогда люди гибли и воскресали, так и теперь гибнут и воскресают. |
3 октября 1910 года, в семнадцатую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Матфея, 15, 21-28: исцеление дочери хананеянки. Вторая книга Маккавейская, 9, 1-29: «Антиох возгордился и многими муками терзал иудеев и за это был съеден червями. Из жития св. Аммона, исцелившего отрока после того, как его родители покаялись в воровстве. Покаяние - самое верное средство против болезней и всех страданий. |
10 октября 1910 года, в восемнадцатую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Луки, 5, 1-11: народ теснился ко Христу у озера Геннисаретского; рыболовы вымывали сети; Христос сел в лодку и учил народ, потом велел закинуть сети, и рыболовы поймали множество рыбы и, оставив всё, последовали за Ним. Из жития св. Пелагии, которую звали Маргаритой и которую окрестил св. Нонн. |
17 октября 1910 года, в девятнадцатую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Матфея, 12, 1-28: срывание колосьев, исцеление сухорукого, исцеление множества народа, исцеление бесноватого слепого и немого, упрёк фарисеев: «Он изгоняет бесов силою Веельзевула». Иеремия, 14, 1-22; 15, 19; 13, 23-27: плачет Иудея по случаю бездождия и других наказаний. Из жития св. Николы Святоши и святых Космы и Дамиана, которые целили одной верой. Преподобному Сергию Радонежскому Бог посылал всё по вере. |
24 октября 1910 года, в двадцатую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Луки, 7, 11-34: воскрешение сына вдовы Наинской. Учение Христа воскресает мёртвых от пьянства, разврата и всякого преступления, целит болезни и подаёт богатство нищим. Послание к Галатам, 1, 6-24: удивляюсь, что вы так скоро переходите от Христово учения к иному благовествованию. Из жития преподобного Иллариона, исцелившего бесноватого юношу Марсита. |
31 октября 1910 года, в двадцать первую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Луки, 8, 1-17: притча о сеятеле. Кто сеет Слово Божие, тот ни в чём не нуждается, и потому тем, которые работают Царю Небесному, стыдно просить жалованье у царя земного. Послание к Галатам, 6, 1-15: «Братья! Если впадает человек в какое согрешение, то вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости... Во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь». Исаия, 6, 1-13: пророк Исаия видел Господа, Который послал его возвестить народу наказание за то, что огрубело сердце народа. Из жития св. Зиновия, который исцелял прикосновением своих рук. Братец протестует против возгласа слушателей. |
7 ноября 1910 года, в двадцать вторую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Луки, 16, 15-31: Иисус сказал книжникам и фарисеям: вы выказываете себя праведными пред людьми, но Бог знает сердца ваши. Всякий разводящийся прелюбодействует. Притча о богатом и Лазаре. Мы должны заживо вселять себя и других к Аврааму. Послание к Галатам, 5, 13-26: к свободе призваны вы, братия, но любовью служите друг другу. Дела плоти и дела духа. Исаия, 19, 1-25: «Пророчество о Египте: вот Господь возседает на облаке лёгком и грядёт в Египет, и поразит Господь Египет, поразит и исцелит. Тогда из Египта будет большая дорога» к трезвости. Из жития св. Матроны, которая исцелила слепца, обратила ко Христу царицу Верину, исцелила знатную женщину Евфимию и построила монастырь. Святая не просила у людей помощи. Слуги Царя Небесного не ходят за жалованьем к царям земным. |
14 ноября 1910 года, в двадцать третью неделю по Пятидесятнице. Евангелие Луки, 8, 26-37: исцеление Гадаринского бесноватого. С бесноватым можно сравнить пьяницу, гордого и сердитого. Гнев есть сухое пьянство. Послание к Ефесянам, 2, 1-22: «и вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим, и нас, мёртвых по преступлениям, Бог богатый милостию, оживотворил со Христом и воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе. Благодатью вы спасены», т.е. исцелены от пороков, недугов, нужды, горя. Варух, 4, 1-37: «вот книга заповедей Божиих. Все держащиеся её будут жить, а оставляющие её умрут». Из жития св. Филиппа, которого любил князь Андрей, а брат Андрея, Иоанн, не любил его. Явление к святому диавола в образе монаха. |
21 ноября 1910 года, в двадцать четвёртую неделю по Пятидесятнице. Евангелие Луки, 8, 41-56: исцеление кровоточивой и воскрешение дочери начальника синаноги. Если мы будем проникаться Словом Божиим, то оно и нас воскресит от пороков, преступлений, болезней, нужды и печали. Иезекииль, 2, 1-10 и 3, 1-27: пророку было видение подобия славы Господней. Господь сказал ему: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам израилевым, к людям непокорным. Где люди не покоряются Слову Божию, там происходят ссоры, драки, убийства, самоубийства и революции. А где посеется вера в слово Евангелия, там тотчас же течение крови приостанавливается. Из жития св. Никона Радонежского, который явился во сне пономарю Сергие-Троицкого монастыря и велел заболевшим натираться снегом, чтобы исцелиться от болезней. Из жития святой Кикилии, которая обратила ко Христу 400 душ мужчин и женщин. Случай с миссионером Д.И. Боголюбовым. |
25 декабря 1910 года, в День Рождества Христова. Евангелие Матфея, 2, 1-21: «когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и спрашивают: где родившийся Царь Иудейский?». Спрашивается: где же родился Христос? Тогда Христос родился в Вифлееме, а ныне рождается в сердцах человеков, почему Он и говорит: «где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я посреди них». Волхвы нашли Христа по звезде; а мы находим Христа тогда, когда вникаем в Евангелие. Волхвы принесли Христу сокровища, а мы должны возвратить Ему с избытком те духовные таланты, которые Он нам дал. Тогда Иосиф и Мария с Младенцем бежали в Египет от Ирода, искавшего Его смерти, а ныне ты должен бежать от пьянства и разврата, ибо пьяницы хотят убить тебя сороковками. Тогда Ирод избил младенцев в Вифлееме, а ныне идёт избиение младенцев не мечом, а пьянством и развратом. Если мы хотим, чтобы этих избиений не было, то мы должны сами питаться и других питать словами Христа. Тогда они воскреснут духом и скажут: Христос воскрес! После беседы Братец раздавал слушателям ладан, пузырьки с деревянным маслом и копейки, говоря: «Я даю их вам, как волхвы, не как святыню, а как символ». |
15-го января
1911 года, в день ангела Братца Иоанна. Ев. Луки, ст. 1–10. |
16 января 1911 года, о
Иоанне Крестителе. Еванг. от Матфея, гл. 3, ст. 1–10. |
23-го января 1911 года, о
скорченной женщине. Еванг. от Луки, гл. 13, ст. 10. |
30-го января 1911 года, о
мытаре и фарисее. Еванг. от Луки, гл. 18, ст. 1–14. |
6-го февраля 1911 года, о
блудном сыне. Евангелие от Луки, гл. 15, ст. 1–32. |
13-го февраля 1911 года, о
страшном суде. Неделя мясопустная. Еванг. от Матфея, гл. 25. |
20-го февраля 1911 года, о
милости, молитве и посте. Еванг. от Матфея, гл. 6, стр. 1–18. |
27-го февраля 1911 года, первая неделя Великого поста. Еванг. Иоанна, гл. 1, ст. 35 |
6-го марта 1911 года, о
разслабленном, вторая неделя поста. Еванг. Марка, гл. 2, ст. 1–17. |
13-е марта 1911 года, за кого почитают Меня люди. Еванг. Марка, гл. 8, ст. 27–38 |
20-го марта 1911 года, в
четвертую неделю поста. Еванг. Марка, гл. 9, ст. 17–29. |
25-го марта 1911 года, в день Благовещения. Евангелие от Луки, гл. 1, ст. 26–56. |
27-го марта 1911 года, в пятую неделю Великаго поста. Евангелие от Луки, гл. 7. |
3-го апреля 1911 года, шестая неделя Великаго поста. О воскресении Лазаря. |
10-го апреля 1911 года, в
день воскресения Христова. Еванг. Иоанна, гл. 1, ст. 1–27. |
17-го апреля 1911 года, в неделю о Фоме. Евангелие от Иоанна, гл.
20, ст. 19–31. |
24-го апреля 1911 года, в
неделю о мироносицах. Еванг. Марка, гл.
15, ст. 43–47 и гл. 16, ст. 1–18. |
1-го мая 1911 года, в неделю
о разслабленном. Евангелие от Иоанна, гл. 5, ст. 1–25. |
8-го мая 1911 года, неделя о
самарянке. Евангелие от Иоанна, гл. 4, ст. 5–46. |
15-го мая 1911 года, в
неделю о слепом. Евангелие от Иоанна, гл. 9. |
19-го мая 1911 года,
вознесение Христово. Евангелие от Луки, гл. 24, ст. 24. |
22-го мая 1911 года, неделя Святых отцов. Евангелие от Иоанна, гл. 15 и 17. |
23-го октября 1911 года. Евангелие от Луки, гл. 8, ст. 1. |
30-го октября 1911 года. Евангелие от Луки, гл. 16, ст. 11–31. |
6-го ноября 1911 года, о
гадаринском. Евангелие от Луки, гл. 8, ст. 27. |
13-го ноября 1911 года, 2-я
неделя от пятидесятнице. Евангелие от Луки, гл. 8. |
20-го ноября 1911 года, 25-я
неделя по пятидесятнице. Евангелие от Луки, гл. 10. |
27-го ноября 1911 года, 26-я
неделя по пятидесятнице. Евангелие от Луки, гл. 12, ст. 8–21. |
4-го декабря 1911 года, 27-я неделя по
пятидесятнице. Евангелие, гл. 13. |
6-го декабря 1911 года, в день святаго Николая Чудотворца. Еванг. от Луки, ст. 19–37 |
11-го
декабря 1911 года, 28-я неделя по пятидесятнице. Еванг. от Луки, гл. 14, ст.
1–21. |
18-го
декабря 1911 года, 29-я неделя. Евангелие от Матфея, гл. 1, ст. 1–26, и
Иоанна, гл. 8, ст. 37–55. |
25-го декабря 1911 года,
Рождество Иисуса Христа. Евангелие от Матфея, 2–18. |
1-е января 1912 года. Новый
год. Евангелие от Луки, гл. 20–21, 50. |
15-го января 1912 года, в
день ангела Братца Иоанна, неделя о мытаре и фарисее. Евангелие от Луки, гл.
1, ст. 1–14. |
22-го января 1912 года, о
блудном сыне. Евангелие от Луки, гл. 15, ст. 1–32. |
29-го января
1912 года, о страшном суде, неделя мясопустная. Евангелие от Матфея, гл. 25,
ст.31. |
2-го февраля 1912 года.
Сретение господне. Евангелие от Луки, гл. 2, ст. 22. |
5-го февраля 1912 года, неделя сыропусная, о молитве и посте. Евангелие от Матвея, гл. 6, ст. 5-21 |
12-го февраля 1912 года, первая неделя Великого поста. Евангелие от Иоанна, гл. 3, ст. 38-51 |
26-го февраля 1912 года, 3-я неделя Великого поста, о слепом. Евангелие от Марка, гл. 8, ст. 10-28 и 9-21 |
4-го марта 1912 года, четвертая неделя великого поста, о припадочном сыне. Евангелие от Марка, гл.9 , ст. 17-29 |
11-го марта 1912 года, пятая неделя Великого поста, о фарисее и женщине, помазавшей ноги Христу . Евангелие от Луки, гл. 7, ст. 36-50 |