На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед
БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА
– Когда Братец вошел в залу и подошел к иконам, то
слушатели запели молитву Господню: «Отче наш»; но на сей раз исполнили ее
нестройно. И потому, взошедши на кафедру, Братец первым делом сделал замечание
по этому поводу. А именно, на обычное приветствие слушателей: «Здравствуй,
Братец дорогой», Братец сказал: «Вот здравствоваться-то вы научились, а спели-то
вы плохо молитву Господню. Столько лет я беседую с вами, но никогда еще не
слыхал такого худого пения, как сейчас. Ведь, если бы вы пели светскую песнь, то
выгнали бы тех, кто не вслушивается, не прислушивается к голосу других. Тем
более нужно внимательно относиться к пению церковному, Божественному. Прошу
ошибку эту исправить и снова спеть получше». – Прости, дорогой Братец! – воскликнули слушатели, как
один человек, и снова запели: «Отче наш», теперь уже вполне стройно и
воодушевленно. – Вот так удобнее! – заметил Братец. – Да, этак-то будет лучше! – воскликнули слушатели. – Это потому, – продолжает Братец, – что вы теперь
прислушивались один к другому. Если вы будете при пении вслушиваться в молитву
или песнь церковную, то будете понимать ее: тогда будет и польза для души, тогда
и Господь услышит молитву твою. Если же ты поешь или читаешь только для обряда,
то от этого будет ли польза душевная? Ведь если ты сядешь за стол и посидишь
только для обряда, а не станешь есть пищу, то от этого сыт не будешь: так и без
веры и воодушевления ты не утешишься и пойдешь тощ. – Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели и
поют: «Царю Небесный». Нынешнее чтение Евангельское – из 8-й главы Евангелия от Луки, – говорит
Братец и начинает затем читать с 27-го стиха этой главы: – «Когда Господь Иисус Христос вышел на берег в стране
Гадаринской, то встретил его один человек из города, одержимый бесами с давняго
времени и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах». – И я такой был! – восклицают некоторые из слушателей. – Как это подходяще к нашему времени, – замечает
Братец. – Ведь и теперь есть, и сколько их еще, с давняго времени одержимых
бесами пьянства и разврата и в одежду не одевающихся, полураздетых или
совершенно раздетых, и живущих не в доме, а в гробах трактирных! Трактир – это
гроб, где гибнет жизнь человеческая… – Истинно, дорогой Братец! – восклицают слушатели. Братец продолжает: – И действительно, Гадаринский бесноватый очень похож
на нынешних людей, коими овладевает бес пьянства, и кои ходят не одевшись, ради
пьянства. Были люди, которые ходили раздетыми ради Господа, а эти – ради беса
пьянства: их оденут, а они опять все пропьют. Бесноватый Гадаринский, читаем в Евангелии, «увидев
Иисуса Христа, вскричал, пал перед ним и громким голосом сказал: что тебе до
меня, Иисус, Сын Бога Всевышняго? Умоляю Тебя, не мучь меня». – Как будто бы, – говори Братец, – как будто бы Христос
Спаситель мучил бесноватаго. Хотя бесноватый Гадаринский и ругал Христа Иисуса и
называл Его мучителем, – тем не менее, он не уходил от Иисуса, а бежал к Нему.
Тоже происходит и с людьми, одержимыми бесом пьянства: таким людям все кажется,
что их мучат. Даже одно присутствие хорошаго, трезваго, богобоязненнаго человека
мучит их, служит пропойцам в суд: однако же, пьяницы, видя такого человека, хотя
и безславят его, все же не бегут от него, а идут к нему, кланяются и воздают ему
почет, извиняясь передним… «Иисус, – читает далее Братец по Евангелию, – Иисус
повелел нечистому духу выйти из сего человека: потому что он долгое время мучил его, так что его связывали
цепями и узами, сберегая его, но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыни». Подобно Евангельскому бесноватому, – говорит Братец, –
и ныне бес гонит пьяниц из родного отцовскаго дома дальше и дальше от Церкви, и
ходят пропойцы голодные, раздетые и ночуют и согреваются в разных трущобах, за
городом на свалках, в навозе. Свиньи любят грязь, но только в известное время,
когда бывает жара, человек же пьяный становится хуже свиньи: ибо, во всякое
время дни и ночи, во всякую погоду валяется в грязи и в навозе, – и все ради
чего? – ради беса пьянства. «Иисус, говорится далее в Евангелии, спросил
бесноватаго, как тебе имя? Он сказал: легион; потому что много бесов вошло в
него». Как много, говорит Братец, и теперь бесов бывает в
человеке – бесов пьянства, разврата, лжи, воровства и тому подобных! И не выйдут
эти бесы из человека, одержимаго ими, если Сам Господь Своим всемогущим словом,
Своею всесильною благодатию не изгонит их из несчастнаго человека». Далее в Евангелии читаем: – «И бесы просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в
бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней, и бесы просили Его, чтобы
позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в
свиней: и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло». – А сколько теперь свиней двуногих! – восклицает Братец. – Смотрите:
сколько их бросается в воду и теперь! Сколько несчастных пьяниц, алкоголиков
кончают жизнь самоубийством так же, как и Гадаринския свиньи! Но что было на
одном человеке, то теперь бывает на многих. Господь исцелил бесноватаго. И
теперь люди должны просить, молить Господа, чтобы Он Своим всесильным словом
исцелил одержимых различными бесами мучителями, и Господь исцелит их, как
Гадаринскаго бесноватаго. Если человек будет ревновать о слове Божием, о
Христовом Евангелии, то коснется Он сердца такого человека, пробудит его и
изгонит из него все дурныя привычки, и будут таковые люди в здравом уме, будут
иметь ум Христов, и о каждом из них скажут: «Сей был мертв и ожил, пропадал и
нашелся, и на нем новые сапоги, новый костюм и перстень на руке»… – Истинно, дорогой Братец! – восклицают слушатели и
поют: «Царю Небесный», а Братец потом продолжает читать из Евангельскаго текста
стихи 34–35: – «Пастухи, видя происшедшее, побежали и разсказали в
городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее, и, пришедши к Иисусу, нашли
человека, из котораго вышли бесы, сидящаго у ног Иисуса, одетаго и в здравом
уме; и ужаснулись». – По поводу прочитанных слов Евангельских Братец
говорит следующее: – Бывает, что и без учения Христова человек не
пьянствует, но он сердится, т. е. поступает точно так же, как и пьяница, почему
состояние сердитаго человека можно назвать сухим пьянством; ибо, что – в пьяном,
то – и в сердитом. Если пьяный человек просит прощения, то он
говорит: «Не помню ничего! Так не ладно я сделал. Извините!» И сердитый, когда
кланяется и извиняется, тоже говорит: «Я и не помню, что делал в раздражении.
Простите!». Человек, напившийся, ко всему придирается, также и разсердившийся
придирается ко всем и каждому. Пьяный решается на самоубийство; и
разсердившийся, разозлившийся нередко решается на убийство и самоубийство. И как
пьянаго, так и сердитаго может исцелить только всеисцеляющее слово Христово,
изгнав из человека бесов озлобления. И так, не говори после того: «Я –
трезвенник!». Если ты, действительно, трезвенник, то будь бдителен во всем (2
Тим. 4, 5), отрезвись словом Христовым, не ходи на путь нечестивых, не седи на
седалище губителей, избегай всяких преступлений и пороков, помня, что трезвых
строже судят, чем пьяных. – Помолись, дорогой Братец! – восклицают слушатели, а
Братец продолжает читать из Евангелия: – «Видевшие же разсказали им, как исцелился бесноватый.
И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них; потому что они
объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился». – Слушатели Христа, – говорит Братец, – Гадаринские
жители не нуждались во Христе, и потому они не радовались, когда бесноватый стал
в здравом уме, они даже остались недовольны исцелением бесноватаго и пожалели
потонувших свиней. И теперь мы видим людей, которые позаботятся и пожалеют
больше о свиньях, чем о тех, кто погибает от пьянства. В наше время пожалеют
больше тех, кто погиб от самоубийства, как Гадаринския свиньи; и не порадуются о
том, кого увидят исцелевшим от пьянства и развратной жизни. И если люди,
одержимые разными болезнями, ныне исцеляются словом Христовым, то над таковыми
даже смеются вместо того, чтобы за это прославлять имя Божие; а потом
оказывается, что сами смеющиеся бросаются с моста, тонут и погибают, подобно
Гадаринским свиньям. Отчего же погибают? оттого, что к ним не прикоснулось, не
привилось слово Божие, не знали они молитвы; и вот, в тоске, томлении душевном
они решаются на самоубийство. – Слушатели поют: «Царю Небесный»; а Братец продолжает
читать 38–39 стихи: – «Человек же, из котораго вышли бесы, просил Его,
чтобы быть с ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и
разскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел, и проповедывал по всему городу, что
сотворил ему Иисус». И мы, – говорит Братец, – по поводу этих слов, должны
быть проповедниками: к этому призывают нас пророки и апостолы, Сам Христос
Спаситель, – призывает пример бесноватого, коего связывали цепями и узами. Пойди
же и разскажи, как тебя когда-то связывали цепями, как ты гоним был бесом
пьянства за город на свалки нечистот, в свиную грязь; а теперь вот ты помилован
Богом и стал здоров. И тот, кому ты разскажешь это, прославит с тобою Бога, и
вечно будет звать тебя «отцом» и «братом». При этом опять скажу, какие должны
быть настоящие трезвенники, и что значит трезвость. Ведь если
ты выпил вина, то оно повлечет тебя в увеселительныя места, потом к знакомству с
порочными женщинами, затем к воровству, карточной игре, бильярду, кутежам.
Поэтому если ты – трезвенник, то ты отказался от всего этого дурного
(тогда только и будут верить тебе!); отказавшись от вина, ты вместе с этим
отказался и от всех пороков. Покайся! – Прости, дорогой Братец! – восклицают слушатели и
поют: «Верую во единаго Бога Отца….» – Вот я делаю ныне вам, – говорит далее Братец, –
призыв на борьбу с злом невоздержания и пьянства. От вина отказываются для того,
чтобы не сделать ничего худого; если же ты не будешь пить вина, а будешь делать
все это худое, то ты станешь опять пьяницей и притом еще хуже прежняго. Поэтому
повторяю: если ты получил исцеление своих недугов (пьянства и разврата) чрез
слово Божие, то, подобно Гадаринскому бесноватому, разскажи об этом в доме
своем, ближнему твоему, и у тебя образуется как бы контора трезвости, и твой
разсказ будет иметь силу. Человек распущенный оказался в числе воздержных; уже
один этот пример целит других; человек с образованием: уже одно присутствие его
облагораживает, стыдит других. Примером мы
должны спасать окружающих; потому-то Спаситель, отпуская исцеленнаго
бесноватаго, заповедал ему: «разскажи, что сотворил Бог». И тот, кому ты
разскажешь о чудесном избавлении своем от невоздержания и пьянства, скажет: «и я
поступлю подобно тебе: во век не буду пить вина»… – Слушатели поют: «Придите ко Мне все труждающиеся и
обремененные, и Я успокою вас». _________________ – Еще напомню вам, – говорит Братец, – слова апостола
Павла из его послания к Ефесянам и читает 4–11 стихи 2-й главы этого послания: – «Бог богатый милостию по Своей великой любви, которою
возлюбил нас и как мертвых по преступлениям оживотворил со Христом, и воскресил
с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках
преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе». – Бог богатый милостию и нас оживотворил, иначе исцелил
от пьянства и разврата, от распутной и разгульной жизни. Вот вы некогда были
мертвы по преступлениям, жили по плотским похотям, были по природе чадами гнева,
сынами сопротивления, гибли как свиньи; а теперь бы будете проповедниками
трезвости, воздержания. Бог посадил вас на высоте во Христе Иисусе. И древние
христиане жили на высоте, были примером для язычников и фарисеев. Нам самим
нечем обогатиться, как только словом Божиим; а сами собою мы не исцелились бы,
если бы не всемогущее, всеисцеляющее слово Божие. Когда Христос Спаситель
проповедывал, то благодать исходила из уст Его: этою благодатию, т. е. Своим
учением Он исцелял людей, оживотворял их; и теперь Он целит и оживотворяет Своею
благодатию, святыми таинствами, словом Евангелия. Займись же и ты словом Божиим.
Без дела, без занятия человек не может быть ни минуты если он не занимается
добром, то будет заниматься злом. И как будет хорошо, когда ты укрепишься словом
Божиим! ты сам себе будешь говорить: «Бог богатый милостию исцелил, Избавил меня
от пьянства, от нищеты и разорения»!.. – Далее Апостол говорит: «благодатию вы спасены чрез
веру, и сие не от вас Божий дар: не от дел закона, чтобы никто не хвалился. Мы –
Его творение, созданы во Христе на добрыя дела, которыя Бог предназначил нам
исполнять». – Есть люди, поясняет Братец, кои тоже говорят о себе:
«мы спасены». Но где же вы спасены? Если ты занимаешься воровством, грабежом:
где же ты спасен? Христос сеял кротость в народе, а ты ссоришься, дерешься: как
же ты говоришь, что ты спасен? Спасает только жизнь согласная с Христовым
Евангелием. Итак, чему Христос Господь учил, то мы должны делать; а чему не
учил, того не должны творить. – Итак, читает Братец далее из послания к Ефесянам, –
помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так
называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то
время без Христа, отчуждены от общества Израильскаго, чужды заветов обетования,
не имели надежды и были безбожники в мире». – Подобно Гадаринскому бесноватому, поясняет Братец,
эти люди были чужды общества, жили в трактирных гробах, смеялись над верованием
в слово Божие, не хотели слышать о Христе. Когда апостол Павел проповедывал, то
эти люди, бывшие безбожниками в мире, стали веровать в Бога. И теперь, кто не
ищет слова Божия, тот покушается на самоубийство и
гибнет, как погибли свиньи Гадаринския. Взыщи же слово Божие, прочитай Писание,
и ты узнаешь, на кого ты стал похож; ты духовно исцелишься, тебе стыдно будет
делать грязныя дела. – «А теперь, читает далее Братец, во Христе Иисусе вы,
бывшие некогда далеко, стали близки кровию Христовою». – Близки, – поясняет Братец, – потому что близко стали
беседовать о Христе. – Близко, дорогой Братец! – «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и
разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотию Своею, а закон
заповедей – учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного новаго человека,
устроя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив
вражду на нем». – Если бы, – говорит Братец,– не было слова Божия,
учения пророков и апостолов, то человеку нечем было бы упразднить мирскую суету.
Новый завет Евангелия совершенно обновляет человека, делает его новым, трезвым,
устроет мир, спокойствие в семье и обществе, и обновленный человек от радости
воспевает песни. – И все запели: «Отверзу уста моя». Братец продолжает читать из послания: – «И пришедши, благовествовал мир вам, дальним и
близким, потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и своим Богу». – И теперь, – объясняет Братец, – мы имеем доступ к
Отцу Небесному чрез учение Христа Спасителя. И как Апостол объединил всех
учением Христа – и своих и чужих, – всех, кто только покаялся и принял
Евангелие; так и в настоящее время учение Христа объединяет всех без различия
вероисповеданий. Когда люди стали слушать слово апостола Павла и верить учению
Христову, которое проповедывал его Апостол, стали не чужими и не пришельцами, а
согражданами святым и своими Богу. И мы, когда поверим слову Божию и исцелимся с
помощью Христа Иисуса от пороков, становимся своими Богу. – После этого все запели: «Твоя песнословцы Богородице». __________________ – Еще напомню вам… – Напомни, дорогой Братец. – Книгу пророка Варуха, и Братец стал читать 4-ю главу
этой книги. – «Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий во век. Все,
держащиеся ея, будут жить, а оставляющие ее умрут…» – Так, – говорит Братец, – было тогда при Пророке, так
бывает и теперь. Где оставляют книгу заповедей Божиих, где не принимают слова
Божия, святого Евангелия, там умирают, там гибнут от самоубийства, как свиньи
Гадаринския; а где держатся за книги слова Божия, там эти книги доставляют людям
жизнь и временную и вечную. Далее пророк Варух говорит: – «Обратись, Иаков, и возьми книгу, ходи при сиянии света ея. Не отдавай
другому славы твоей и полезнаго для тебя – чужому народу». – Ты, – говорит Братец, – православный. Почему же ты не
веришь словам Христа Спасителя, пророков и апостолов? Евреи отвергли книгу и
потеряли славу, а язычники поверили и получили славу. Ты же за свое неверие
потерял славу. – «Счастливы, мы, Израиль, – читаем далее у Варуха, –
что мы знаем, что благоугодно Богу. Дерзай, народ мой, памятник Израиля. Вы
преданы язычником, не на погибель, но за то, что вы прогревали Бога, вы преданы
врагом». – Счастливы мы, – говорит Братец, – изъясняя эти слова
пророческия, что мы познали книги пророков, слово Божие. Дерзай же, ревнуй о
книгах пророков. Христа и апостолов. Когда вы ревновали о книгах священных, о
слове Божием, то не были преданы врагам; и даже освобождались те, которые
находились в плену. Но когда вы отвергли слово Божие, то были преданы бесам
пьянства и разврата. Далее Пророк объясняет, какия жертвы приносили евреи и
за что они преданы язычникам: – «Ибо раздражили Сотворившаго вас, принося жертвы бесам, а не Богу. Вы
забыли питающаго вас вечнаго Бога, и также огорчили и воспитывавший вас
Иерусалим. Ибо он видел пришедший на вас гнев от Бога и говорил: слушайте,
сожители Сиона, Бог навел на меня великую скорбь, ибо я видел пленение сынов
моих и дочерей, которое навел на них Вечный Я питал их с радостью, а отпустил с
плачем и горестью. Никто не радуйся обо мне, вдовствующем и оставленном многими;
я опустел за грехи детей моих; ибо они уклонились от закона Божия, не познали
уставов Его, не ходили путями заповедей Бога и не вступили на стези учения в
правде Его». Пророк сравнивает себя со вдовствующим, потому что
народ оставил закон Божий. Итак, вот за что он овдовел: за уклонение от слова
Божия, за попрание правды Божией. Теперь люди часто недоумевают, за что они
бывают вдовы, несчастны, неудачники; а когда прочитают это слово пророческое, то
узнают за что: за то, что они уклонились от закона Божия; забыли правду Божию,
заключающуюся в слове Божием. – «Придите, говорит далее пророк Варух, сожители Сиона,
и вспомните пленение сынов моих и дочерей, которое навел на них Вечный. Ибо Он
навел на них народ издалека, народ наглый и злоязычный, ибо не устыдились
старца, и не сжалились над младенцем. И увели у вдовы сыновей возлюбленных, и
лишили одинокую дочерей». Народ этот злоязычный и наглый был наведен за то, что жители Сиона
оставили книги, о коих говорил Пророк Божий. Это слово пророческое применимо и
ныне к тем, именующимся православными, кои забыли слово Божие и сделались
наглыми. И увели они сыновей и дочерей по увеселительным местам и театрам; это –
безбожный, наглый народ со скрипками и музыкой в руках… Далее читаем у пророка Варуха: – «Я же чем могу помочь вам? Кто навел на вас сии
бедствия, тот и избавит вас от руки врагов ваших». Пророк Варух сеял в евреях веру в закон Божий, но они
забыли этот закон. Если же Бог навел на евреев такое бедствие, то Он может и
избавить от него. Учение Его и ныне выведет, избавит от такого тяжкаго мучения,
если люди будут держаться Моисея и других пророков, Христа и Его апостолов. – «Идите, дети, читаем далее у Пророка, идите, ибо я
остался пуст. Я снял с себя одежду мира и оделся вретищем моления моего; буду
взывать к Вечному во дни мои. Дерзайте, дети, взывайте к Богу, и Он избавит вас
от насилия, от руки врагов. Ибо от Вечнаго я ожидал спасения вашего, и мне
пришла от Святого радость о милости, которая скоро придет к вам от Вечнаго,
Спасителя нашего. Я отпустил вас с печалью и горестью, но Бог возвратил мне вас
с радостью и веселием на веки. Ибо как ныне сожители Сиона видели пленение ваше,
так увидят скоро спасение ваше от Бога, которое придет к вам с великою славою и
величием Вечнаго». – Народ, – поясняет Братец, – будет помнить, за что
предки его попали в плен: попали за то, что оставили книги Моисея и пророков,
без каковых книг нельзя жить. Когда же эти погибавшие люди стали снова
руководиться этими книгами, тогда Господь опять возвратил им государство
еврейское, стал помогать им во всем. И нас
погубляли, поражали не татары, не швед, не французы, не японцы, как-то недавно
было, а балалайки и трактиры, увеселительные сады, театры, картежные клубы…
Взывайте же к Богу, взыщите Его слово, и Он избавит вас от насилия разных
врагов. «Дети! потерпите постигший вас от Бога гнев; преследовал тебя враг, но ты
скоро увидишь погибель его и наступишь ему на шею». Так говорит пророк Варух. Это, замечает Братец, именно,
и случится тогда, когда ты будешь верить книгам пророков и жить по заповедям
Евангелия. Далее в книге прор. Варуха читаем: «Воспитанные у меня в неге пошли жесткими путями,
схвачены как стадо, расхищенное врагами. Дерзайте, дети, и взывайте к Богу, ибо
о вас вспомнит Тот, кто навел на вас это. Какова была решимость ваша, чтобы
удалиться от Бога, увеличьте ее в десять раз, чтобы обратиться и искать Его». – Братец поясняет: Не будь учителей распутства и
уличных проповедников, не было бы у нас и преступлений. И если уличною, грязною
проповедью нас влекли в пьянство и разврат, к воровству и убийству, то
проповедью слова Божия нужно извлекать оттуда. Если учителя будут убеждать
своими словами, то им не будет веры: а если они будут говорить слово Божие, то
им поверят, потому что это слово всегда и прежде сбывалось и ныне сбывается». Далее у пророка Варуха читаем: – «Тот, который навел на вас сии бедствия, наведет на
вас Вечное веселие со спасением. Дерзай, Иерусалим! Даровавший тебе имя утешит
тебя». – По поводу этих слов пророческих Братец говорит: В нынешнем весели нет спасения, потому-то ныне люди
веселящиеся решаются на самоубийство, Господь же чрез слово Свое посылает такое
веселие, которое спасет от потерь, болезней и самоубийств. Дерзай же Иерусалим!
будь бодр духом: тому нечего смущаться и отчаиваться, кто верит в слово Божие,
кто внимает книгам святых пророков, Христовых апостолов, отцов Церкви. Затем Братец читает по книге прор. Варуха: – «Несчастны те, которые оскорбляли тебя и радовались твоему падению.
Несчастны города, которым служили дети твои; несчастна земля, принявшая сыновей
твоих: ибо как они радовались о твоем падении, и веселились о твоем поражении,
так будут скорбеть о своем опустошении, я отниму у него радость о множестве ея
народа, и хвастовство ея будет в печаль: ибо придет на нее огонь от Вечнаго на
долгие дни, и весьма долгое время она будет обитаема бесами». В пояснение этих слов Братец говорит: – Что же ты радуешься о гибели? Ты порадуйся о спасении
Израиля… Так будут скорбеть все трактирные и ресторанные владельцы о своем
опустошении. И если мы взыщем слово Божие, усвоим слова Апостолов и святых
отцов, то отнимем у трактирщиков радость: хвастовство их обратится в печаль, и
спиртные барыши обратятся в скорбь для них. Братец читает последния слова главы: «Оглянись, Иерусалим, на восток и посмотри на радость
грядущую к тебе от Бога. Вот идут сыновья твои, которых ты отпустил, идут
собранные от востока до запада словом Святого, радуясь о славе Божией». Мы, говорит Братец, призываем Бога, но Он не приходит к
нам; а когда примем Его учение, то Он придет к нам. И Он приходит к людям в
разных исцелениях: из бесноватаго выходит бес, распутный делается воздержным,
пьяница – трезвым. В том-то – и слава Божия, что Бог исцеляет, как Он исцелял и
ранее, и будет исцелять после. Что делалось прежде, то бывает и теперь с теми,
которые ищут слова Божия и проникаются им. И Братец со всеми слушателями запел: «Седяй в славе на
престоле Божества». – Вот, сказал Братец, я напомнил вам слово из Евангелия
о том, как бесноватый страдал и затем исцелился: напомнил также слова апост.
Павла из послания к Ефесянам о язычниках, которых он признал своими Богу и
согражданами святым; напомнил вам и сейчас прочитанныя мною слова из книги
пророка Варуха… ____________________ – Еще напомню вам… – Напомни, дорогой Братец! – Житие блаженнаго Симона Юрьевецкаго, воспоминаемаго
Церковию ноября 4-го; и Братец прочитал из «Житий святых, изложенных по
руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго», изд. 1902 г., за месяц
ноябрь, на страницах 78–79-й следующее место: «Святый (Симон Юрьевецкий) еще при жизни воспринял
такую благодать от Господа, что по молитвам его совершались различныя чудеса и
подавались исцеления недугующим; и хотя блаженный подвергался не раз насмешкам и
поношениям, но все сие он переносил кротко, не питая злобы к своим досадителям.
Был такой пример. Один Юрьевецкий житель Иосиф Зубарев переплывал реку Волгу.
Внезапно поднялся сильный ветер, волны стали заливать маленькую лодку,
испуганный Иосиф вдруг увидел на берегу блаженнаго Симона; он стал мысленно
просить святого, чтобы блаженный своей молитвой спас его от неизбежной гибели.
Тогда же Иосиф обещал дать святому новую одежду и обувь. Буря тотчас же
прекратилась, и Иосиф благополучно переплыл реку. Но потом, как-то часто
случается, он забыл о своем обещании. Спустя уже много дней он встретился с
блаженным. «Иосиф, – сказал святый, ты не исполнил своего обещания. Помнишь ли,
что обещал ты, когда тонул на Волге?». Тогда Иосиф вспомнил о своем обещании и
почувствовал стыд. Упав к ногам святого, он просил прощения. – «Ступай, сказал
блаженный, – и отдай нищим то, что ты мне обещал, и никогда не забывай их, ибо
милостыня избавляет нас от напастей и бед». – Ты, замечает Братец по поводу слов блаженнаго Симона Иосифу, – ты
нищему-то отдай обещанное мне ион чрез тебя будет прославлять имя Господне. Так
блаженный Симон подражал Христу. И Христос сказал бесноватому по его исцелении:
«разскажи, что сотворил тебе Бог». Вот о бесноватом записано в Евангелии. А наши
дела где записаны? не в одних ли участках? К книгам участков полицейских мы все
подойдем… А подойдем ли мы и подходим ли мы к книгам пророков, апостолов, к
книгам святоотеческим? Когда мы видим, что у нас нет никакого выхода из
несчастия, то мы чего – чего не пообещаем Богу?! А исполняем ли мы потом свое
обещание?! Покайся!.. – Грешны, дорогой Братец! – восклицают слушатели, а
Братец говорит: – Еще напомню вам житие святителя Ионы, архиепископа Новгородскаго,
празднуемаго Церковию 5-го ноября, – и затем из вышеупомянутых «Житий» прочитал
на страницах 107–108 следующее место: – «Однажды в смутное время (когда народ шел против царя
Иоанна Васильевича Грозднаго) по реке Волхову плыли казаки, которые опустошали
деревни и грабили жителей, не щадя никого. Они приблизились к монастырскому
селению и уже намеревались напасть на него. Атаман спросил: кому принадлежит это
селение? Один крестьянин, по имени Георгий, ответствовал: «это селение
принадлежит Отенской обители, святому отцу и великому чудотворцу Ионе,
архиепископу Новгородскому». Услышав имя святителя, атаман строго наказал своим
товарищам никого и ничего не трогать в сем селении. Когда его спросили, почему
он запрещает им это, он сказал: Однажды на меня прогневался государь и велел
казнить меня смертию, а я, окаянный, вспомнив о великом и милостивом чудотворце
Ионе, со всеусердием, как только мог, вознес к нему свою недостойную молитву,
чтобы он заступил меня от царскаго гнева. В сие время и было получено от царя
повеление об отмене моей казни. С той поры я постоянно благодарю своего скораго
заступника святого Иону». – Так-то, замечает в заключение своей беседы Братец, и мы забываем
милости царския, и вспоминаем о них лишь тогда, когда нас настигнут какия-либо
несчастия. Но если нам трудно подражать учению святых пророков и апостолов, учению святых
отцов, то поучимся у этого атамана разбойников, коего защитила молитва святого
от гнева царскаго. Будем благодарить Бога за то, что Он избавил нас от пьянства
и разврата, и на каждом из нас оправдалось Евангельское слово: «я был мертв, и
ожил, пропадал, и нашелся». Этим и закончилась беседа Братца. ___________________ По окончании беседы слушатели исполнили песнопения: «Богородице Дево
радуйся» и «Небесных воинств архистратизи»; а Братец, по обыкновению, прочитал
две молитвы, и затем народ стал подходить к Братцу под благословение и для
целования его руки. С.П.Ц.
|