На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед
БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА»
ЧУРИКОВА
18-го декабря 1911 года 29 НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Взойдя на кафедру, Братец сказал: – Сегодняшнее Евангелие (от Матфея гл. 1, ст. 1–25 и от Иоанна гл. 8,
стр. 37–55): «родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам
родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его» и т. д. Я не
буду читать всего родословия Христова, чтобы не утомить вас. В конце этого
родословия читаем: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус,
называемый Христос». Все это родословие написано для того, чтобы мы знали, от кого родился
Иисус. Но мы в настоящее время знаем и другое рождение Христа. Христос родился
от Девы Марии, а от Христа родились 12-ть апостолов, отцы церкви и все
христиане. Все они родились от Духа Христова, т. е. от слова, от проповеди, от
учения Христа. Такое рождение не внесено в родословную, но апостол Павел говорит
о нем: «у вас тысячи наставников, но немного отцов, а я родил вас во Христе
Иисусе браговествованием» (1 Кор. 4, 15). Такое рождение важнее и сильнее, чем
рождение от колена. Люди привыкли записывать свое рождение по коленам, рождение
телесное, но не захотели родиться от Духа Божия, т. е. научиться от слова Божия,
от пророков, Христа, апостолов и отцов церкви, а потому и поделались ворами и
разбойниками. Кто у кого научился, тот от того и родился. Научился у Христа – от Христа и родился. Научился у
разбойников – и сам сделался разбойником. Покайся! – Грешны! – Далее читаем: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери
Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во
чреве от Духа святого. Иосиф же муж ея, будучи праведен, и не желая огласить ее,
хотел тайно отпустить ее. Но когда он помыслил это, – се Ангел Господень явился
ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давыдов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо
родившееся в ней есть от Духа святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус,
что значит Спаситель; ибо Он спасет людей Своих от грехов их». – Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец поясняет: – Иисусов было много и Христов было много: Иисус Навин, Иисус сын
Сирахов, Христос Моисей, Христос Давид; но все эти люди были спасителями
временными и только для одного народа – еврейскаго. А Иисус Христос есть
Спаситель вечный и для всего человечества. Поэтому Его имя выше и сильнее всех других имен, как об этом и читаем далее: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом
чрез пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут
имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог
(Ис. 7, 14). До тех пор, пока Христос не родился от Девы, никто не мог верить, чтобы
это могло быть. Даже и святой Симеон Богоприимец сомневался и говорил: «как
может от Девы родиться младенец, который должен быть Спаситель мира? Поэтому он
хотел счистить ножем в Писании то место, в котором об этом написано и заменить
слово «дева» словом "жена». Но ангел явился ему и сказал: «ты не умрешь, пока не
увидишь Девы с Младенцем». И когда он увидел, то поверил написанному у пророков. Точно также и мы не можем верить Писанию, пока не увидим его исполнения
на деле. А Писание в настоящее время все более и более исполняется и проявляется
на человеках, и мы, видя это проявление, не можем не верить Писанию. Но как в то время были сомневающиеся, так и теперь есть таковые: имеют
глаза и не видят, имеют уши – и не слышат, «ибо огрубело их сердце, не видят
глазами, не слышат ушами и не обратятся, чтобы Я исцелил их», говорит Господь. – Прости! – Далее читаем: «Встав от сна, Иосиф поступил, как
повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал ея, как, наконец, она
родила Сына Своего первенца, и он нарек ему имя: Иисус». Иосиф боялся принять Марию, потому что боялся, чтобы по Моисееву закону
не побили камнями его и Марию. Но ангел сказал ему: «не бойся принять жену твою
Марию, ибо родившееся в ней есть от Духа Святаго». Далее читаем: «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел
Господень». Так и мы встанем от духовнаго сна и поступим так, как говорит Писание. Для того и написано Писание, чтобы мы вникали в него и применяли его к
своей жизни. После этого Братец стал читать из 8-ой главы
Евангелия Иоанна: – «Сказал Иисус: знаю, что вы семя Авраамово: однако ищите убить Меня,
потому что слово Мое не вмещается в вас». – Прости! – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать: – «Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у
отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы
вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищите убить Меня.
Человека, сказавшаго вам истину, которую слышал от Бога. Авраам этого не–делал».
Покайся! – Грешны! – восклицают слушатели, а Братец поясняет: – Так и теперь многие говорят: «мы Христовы, мы православные христиане».
Если бы вы были Христовы, то делали бы дела Христовы. Далее читаем: «Вы делаете дела Отца вашего. На это сказали Ему: мы не от
любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был
Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не
Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей»? Да потому, что не увлечены Священным Писанием. А если говорить вам о
трактирах, ресторанах, вине и нарядах, то это вы отлично понимаете. – Прости! – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще: – Вы отлично понимаете всякую светскую песню и всякий даже намек на
разврат вы отлично понимаете; но смысла Писания и песней духовных вы не
понимаете, потому что не привыкли о них разсуждать. Но если будете вникать в
слово Божие, то будете понимать его. А потому Христос и говорит: «почему вы не
понимаете речи Моей? Потому что слово Мое не вмещается в вас. Ваш отец диавол; и
вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не
устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо
он лжец и отец лжи». И в настоящее время люди привыкли лгать. Есть даже поговорка: «не
солжешь – не наживешь». А если бы мы вникали в Евангелие, то мы боялись бы
лгать. Далее читаем: «А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас
уличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от
Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога». – Прости! – говорят слушатели, – а Братец читает дальше: – «На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты
Самарянин, и что бес в Тебе?» Но Христос кротко им сказал: «во Мне беса нет. Я чту отца Моего, а вы
безчестие Меня. Впрочем, есть на вас Ищущий и Судящий». От этого слова некоторые
пришли в страх и сказали: «нет ли тут Ищущаго и Судящаго?» Из этого можно
понять, что Христос приводил слушателей в страх и трепет. Далее читаем: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот
не увидит смерти вовек. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе.
Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит
смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер, и пророки
умерли? Чем Ты Себя делаешь? Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя
ничто. Меня прославляет Тот, о котором вы говорите, что Он Бог ваш». – Истинно! – говорят слушатели, – а Братец поясняет: – Как Бог творит чудеса, так и Христос творил чудеса: больных исцелял,
хромых делал ходящими, слепых – зрячими, глухих – слышащими, мертвых – живыми.
Такими чудесами Бог прославлял Христа, а иудеи от ненависти своей говорили ему:
«Ты делаешь это силою Веельзевула». – Нет! – восклицают слушатели, – а Братец читает далее: – «И вы не познали Его, а Я знаю Его. И если скажу, что не знаю Его, то
буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его, потому что Я соблюдаю слово Его, и люблю
Его». – Помоги тебе, Господи! – говорят слушатели, – а Братец читает последний
стих Евангелия: – «Авраам, отец ваш рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался». – Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Верую во единаго Бога». После пения Братец говорит: – Вот я напомнил вам кратко… – Спасибо! – Евангелие от Матфея о родословии Иисуса Христа. В древнее время иудеи
привыкли писать свои родословия, чтобы знать, кто от какого колена произошел,
но, как видно из Евангелия от Иоанна, они только хвалились своими родословными,
а не старались проникаться духом Авраама и пророков, от которых они вели свои
родословия. Поэтому Христос и упрекнул их, говоря: «если бы вы были дети
Авраама, то дела Авраамовы делали бы». Недостаточно плотски родиться от Авраама, надо еще научиться жить у
Авраама. И если бы люди увидели человека, живущаго, как Авраам, то они поверили
бы ему. Но как могут верить люди человеку, если он живет, как разбойник? Все мы
хотим прийти в лоно Авраама, да примет ли нас, разбойников, Авраам? Если мы не
принимаем пьяниц, воров и разбойников, то, как же мы хотим, чтобы Авраам их
принял? Поэтому не хвались, что ты называешься православным христианином. Этого
еще недостаточно. Мы должны также проявлять дела Авраама, Христа, апостолов и
отцов церкви. Тогда только ты будешь истинным Христианином и тогда Бог будет
свидетельствовать о тебе и прославлять тебя. Недостаточно одной веры. К вере
нужны еще и дела. Но если на словах вера, а на делах другое, то кто же будет
тебе верить? А если вера твоя подтверждается делами, тогда ты можешь оправдаться
своим родословием. – Помолись! – говорят слушатели и поют: «Приидите ко Мне все
труждающиеся и обремененные». После пения Братец говорит: – Еще напомню вам… – Напомни. – Послание апостола Павла к евреям. – К нам, – говорят слушатели, – и Братец читает и поясняет 11-ую главу
послания к евреям. Пояснения Братца к этой главе см. в его «Беседе» от 13 июня 1910 года. Потом Братец говорит: – Еще напомню вам книгу пророка Софонии (гл. 3, ст. 7–20): «Сказал
Господь: бойся только Меня и принимай наставление Мое, и не будет истреблено
жилище его, и не постигнет его зло, какое Я поставил о нем». – Помолись! – говорят слушатели, – а Братец читает далее: – «Итак, ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я возстану для
опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтоб излить на
них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана
будет вся земля». За что? За то, что не принимали Его наставлений. И теперь мы видим из
Писания, что это самое Бог говорит и нам. – Говорит! – восклицают слушатели, – а Братец читает далее: – «Тогда опять Я дам народам уста чистыя». – Дай, Господи! – говорят слушатели, – а Братец читает далее: – «Чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно. Из заречных
стран Ефиопии поклонники Мои – дети разсеянных Моих – принесут Мне дары. В тот
день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил
против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и
не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ
смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне». – Помолись! – говорят слушатели, – а Братец читает
далее: – «Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и
не найдется в устах их языка коварнаго, ибо сами будут пастись и покоиться, и
никто не потревожит их. Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и
радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою,
прогнал врага твоего!». – Слава Тебе, Господи! – говорят слушатели, – а Братец читает далее: – «Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. В тот
день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки твои!
Господь Бог твой среди тебя: Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью,
будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием». Но те, которые не верят, будут истреблены. Для чего это написано? Для того, чтобы мы имели веру и пользовались
всеми благами на земле. Далее читаем: «Ситующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они,
на них тяготеет поношение. Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время и
спасу хромлющее, и соберу разсеянное, и приведу их в почет и именитость на всей
этой земле поношения их». Им будет почет от всех тогда, когда у них будут уста чистыя. А уста
чистыя бывают тогда, когда люди беседуют о Боге. – Спасибо! – Далее читаем: «В то время приведу вас и тогда же соберу вас; ибо
сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен
ваш пред глазами вашими, говорит Господь». Тогда, говорит Господь, возвращу вас из плена. – Спасибо! – Тогда уже не будете в плену в трактирах и у блудниц. Поэтому и говорит
Господь: «выведу вас из плена». – Выведи, дорогой Братец! – говорят слушатели, – а Братец поясняет: – И кто слушается слова Божия, тот избавляется из плена. Но кто не
слушается, тот попадает в плен разврата и пьянства и там погибает. Покайся! – Грешны! – восклицают слушатели и поют: «Блажен муж». _______________ После Пения Братец говорит: – Еще напомню вам… – Напомни. – Житие святого Вонифатия, празднуемаго 19-го декабря. Сказав это, Братец стал читать из книги «Жития святых, изложенные по
руководству Четьих-Миней св. Димитрия ростовскаго», за декабрь, на 517 стр.,
следующее: «Однажды Вонифатий после литургии стал вкушать пищу. Прежде, чем он по
обычаю помолился пред трапезою, один из скоморохов стал пред дверями с обезьяною
и заиграл на кимвалах». – Прости! – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать: – «Святой, услышав звуки кимвала, разсердился и сказал: «увы, мертв есть
сей нечестивец, по истине мертв; я пришел обедать и еще не успел открыть уста
для обычнаго восхваления Бога, как он предупредил меня, пришел с обезьяною и
заиграл на кимвалах!» При этом он присовокупил: «пойдите, дайте ему есть и пить,
но знайте, что он мертв». Нечистивый же тот человек, взяв хлеб и вино, хотел
было выйти из ворот, но тотчас же большой камень сзади внезапно упал и ударил
его по голове; скоморох упал на землю и полумертвым был отнесен на руках в свой
дом, и на другой день, как предсказал святой, умер». И с тех пор напал страх на людей, и скоморохи с обезьянами стали бояться
искушать святого. Так бывают несчастия и во время нашего веселья, если оно оскорбляет
религиозное чувство. Не оскорбляй ничьего религиозного чувства – и тогда камень
не будет попадать на головую твою. Покайся! – Грешны! – Далее читаем: «Так должно благоговеть пред святыми угодниками Божиими
и почитать их, ибо они суть храмы Божии и Бог
пребывает в них. Когда святой прогневается, вместе с ним гневается и живущий в
нем Бог, и тогда за святого Бог отомщает и карает». Но мы не читаем Священнаго Писания и житий святых и не знаем, за что нас
Бог карает и за что попадает камень в голову. А если будем читать, то будем
знать. Вы не читаете слова Божия и не знаете, за что страдаете болезнями от
подошвы до темени и за что наказал вас Бог нищетой. – Прости! Помолись! – говорят слушатели и поют: «Сидяй в славе на
престоле Божества». ________________ После пения Братец говорит: – Еще вот такой пример из жизни святого Вонифатия. Сказав это, Братец стал читать из той же книги, на 515-ой стр.,
следующее: «Мать Вонифатия имела в своем доме кур, которых похищала лисица,
причиняя тем убыток бедной вдове. Однажды отрок Вонифатий, стоя у своих дверей,
увидал, как лисица по обыкновению пришла, похитила птицу и убежала в гору». И теперь такия лисицы приходят сюда и похищают здесь птиц. – Похищают, – говорят со смехом слушатели, – а Братец продолжает читать: «Сожалея об огорчении матери, Вонифатий побежал в
храм, пал на землю и в молитве жаловался пред Богом на лисицу, говоря: «Господи,
неужели благоугодно Тебе, чтобы я не мог питаться от трудов матери? А вот, между
тем, лисица приходит и похищает пищу нашу!» После молитвы Вонифатий возвратился
домой и увидел ту же самую лисицу, пришедшую к ним на двор и принесшую во рту
похищенную птицу. Она пустила ее живою пред Вонифатием, а сама тотчас издохла».
Покайся! – Грешны! – А вы говорите, что Бог не наказывает. Нет, Он всегда наказывал и
наказывает. Как лисица издохла, так и ты издохнешь, но не умрешь своею смертью
за похищение птиц. Для чего это написано? Для того, чтобы ты был небесной птицей, а не
хитрой лисицей. Покайся. – Грешны! Трезвенник.
|