На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед
БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА»
ЧУРИКОВА
22-го января 1912 года.
НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ.
Несмотря на 24-градусный мороз, последователи Братца, хотя несколько и в
меньшем количестве, собрались, по обыкновению, громадной толпой у дома, где
Братец ведет беседы, и терпеливо ожидали пропуска на беседу, который начался в
половине 4-го часа. В 4 часа Братец вошел в зал, и, взойдя на кафедру, сказал: – Сегодня неделя о блудном сыне. Сегодняшнее Евангелие (от Луки гл. 15,
ст. 1–32): «Приближались к Иисусу все мытари и грешники слушать Его Слово». Спаситель был близок к мытарям и грешникам, и они приближались к Нему
потому, что они были всеми оставлены и никому ненужными, а слово Христа было для
них, как закваска для теста: оно поднимало и исцеляло их от пороков. И до сего
дня такой же закваски мытари и грешники, пьяницы и развратники, нуждаются в
слове Христа, потому что они также хотят исцелиться от порока пьянства и
разврата. Слов Христа написано для погибающих. Оно целило вчера, и целит днесь,
и будет целить до скончания века грешнаго человека. – Спасибо, – говорят слушатели, – а Братец еще поясняет: – Слово Христа – это самое целебное лекарство. Без слова Христа ни от
какого порока невозможно исцелиться. Поэтому когда Христос говорил о том, что худо и что хорошо, то Его слушали. – Будем слушаться! – А фарисеи и книжники роптали на Христа за то, что их не слушали мытари
и грешники, говоря: «Он принимает грешников и ест с ними». Но Христос сказал им:
«что же вы ропщите, – ведь эти люди беззащитные, их нужно утешить и защитить». – Спасибо! – А потому на это Христос и сказал им следующую притчу: «кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не
оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет
ея?». Христос как бы так говорил: «вы любите овец и если одна из них пропадет,
то вы тщательно ее ищете. Что ж вы, лицемеры, не ищете пропавших людей, которых
утешить некому?». – Некому, – говорят слушатели, – а Братец читает далее: – «А нашедши, возьмет ее на плечи свои с радостью; и пришед домой,
созовет друзей и соседей и скажет им: «Порадуйтесь со мной». – Будем радоваться! – говорят слушатели, – а Братец читает дальше: – «Я нашел мою пропавшую овцу». – Спасибо! – Если бы это не было записано в Евангелии, то мы не знали бы, чем
исцелиться. А если мы будем вникать в Евангелие, то оно научит нас искать
погибших овец, и, когда найдется овца, мы скажем: «порадуйтесь со мною: я нашел
пропавшую овцу», и радости этой не будет конца. – Спасибо! – Далее читаем: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об
одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды
в покаянии». – Помолись! – говорят слушатели, – а Братец поясняет: – Фарисеи и книжники уверяли о себе, что они праведны и потому не имели
нужды в покаянии, как те 99 овец, которыя находились в горах, и неспособны были
искать потерянных и приводить их к покаянию. А мытари и грешники не считали себя
праведными и потому имели нужду в покаянии и пришли слушать слово Христа. Но
если бы в них не было сознания своих грехов, то они не покаялись бы и не пришли
бы слушать слова Христа. Слово Божие для того и записано, чтобы утешить людей. И
теперь если мы прочитаем его, то сами исцелимся и других исцелим от
преступлений. – Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Царю небесный». После пения Братец говорит: – Еще такую притчу сказал Иисус: «какая женщина, имеющая десять драхм,
если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать
тщательно, пока не найдет? а нашедши, созовет подруг и соседке и скажет:
«порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму». Так, говорю вам, бывает
радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся». Спаситель призывал к радости, но книжники и фарисеи не хотели
радоваться. Ну что ж! насильно радоваться не заставишь: а потому вместо радости
они подверглись суду. Но если книжники и фарисеи, которые не знали, что Христос есть Бог,
подверглись суду, то не тем ли более подвергнутся суду в настоящее время те,
которые знают, что Христос – Бог и отрицают слово Христа. Вот почему и Христос
во время их скорби отрекается от
них. Поэтому, покажи, грешник, свою ревность о драхме, зажги в себе свой
светильник и тогда с горящим огоньком найдешь потерянную драхму, т. е. слово
Божие. И тогда ты скажешь: «я знаю теперь, за что я страдаю: за свои грехи» и
ты придешь к слову Христа, и оно приведет тебя к покаянию и исцелит тебя от
порока. Каждый человек хочет быть хорошим: иметь хорошую одежду, хорошую обувь.
Каждый также не хочет быть развратником и пьяницей, но не может, потому что
надеется только на себя, а не на слово Христа. И чем больше он хочет показать
себя хорошим, тем больше он делает глупостей. Но если ты будешь слушаться слова
Божия, то Господь очистит тебя и ты сделаешься хорошим и справедливым и будешь
радоваться. – Радуемся! – говорят слушатели, а Братец читает далее: – «Еще сказал Иисус: у некотораго человек было два сына; и сказал
младший из них отцу: «отче! дай мне следующую часть имения». И отец разделил им
имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю
сторону и там расточил имение свое, живя распутно». Это текст подходит и к теперешним блудным сынам и к пьяницам. И как тот
блудный сын долго не каялся в своих грехах, так и теперешние блудные сыны и
пьяницы тоже медлят каяться; но нужда их приводит к Отцу. Далее читаем: «Когда же он прожил все, настал великий голод в той
стране, и он начал нуждаться». Это знают также и теперешние блудные сыны и пьяницы. «И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на
поля свои пасти свиней». Также и это знают современные блудные сыны и пьяницы. «И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто
не давал ему». И это также известно всем погибшим сынам. Но только одного они не знают, именно того, что сказал евангельский
блудный сын: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю
от голода! встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба
и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число
наемников твоих». – Помолись! – говорят слушатели, а Братец поясняет: – Также и ныне кто услышит слово Иисуса, тот унизит себя и смирится. Далее читаем: «Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко,
увидел его отец и сжалился; и подбежав, пал ему на шею и целовал его». Когда это говорил Иисус, то книжники и фарисеи, наверно, роптали на
Него, говоря: «что Он изображает из себя какого-то отца пред этими
многочисленными, приходящими к Нему,
грешниками!». Но факт был на лицо; они пришли ко Христу и покаялись пред Ним, а
пред фарисеями не хотели каяться. Далее читаем: «Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред
тобою, и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим:
«принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на
ноги: и приведите откормленнаго теленка и заколите». Из этого мы видим, что Спаситель всецело одевал, обувал и насыщал того,
кто приходил к Нему с верою и слушался Его слова. И из таковых отбросов
утвердилось целое государство. Этот факт на лицо. Если и ты придешь к слову Христа, то и тебя Христос оденет. А без слова
Христа ты ничего не можешь достичь ни для себя, ни для других. Но некоторые хотят одеть нищих без слова Христа. И что же мы видим? Чем
более стараются одеть нищих без слова Христа, тем более они ходят раздетыми по
улицам. Я сам был очевидцем этого. Когда я сидел четыре месяца в комитете нищих,
то видел, как там одевали бедных пропойц, когда оденут какого-нибудь пропойцу,
то он приходит и говорит: «вот я получил полняк (пальто, сапоги и рукавицы) и
завтра перегоню его на спирт». А чрез неделю опять является сюда и говорит:
«здравствуй, Братец, я опять тут: еще хочу получить полняк». – «а тот где?» –
спрашиваю я. – «Тот продал за 8 рублей и перегнал на спирт», – отвечает он. Тогда я и уразумел, что без слова Христа никак не оденешь таковых.
Одевать таковых без слова Христа – это все равно, что замазывать тестом мышиныя
норы. Слово Христа таковых не коснулось и потому, они не могут удержаться от
пьянства и других пороков. Я не говорю, что не надо подавать нищим;
но говорю, что при всяком подаянии надо в них посеять слово Христа, так как они
и просят ради Христа. И если слово Христа коснется их, то оно укрепит их и они
ни в чем не будут нуждаться. Это факт на лицо. – Спасибо! Далее читаем: «Станем есть и веселиться, ибо этот
сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И стали веселиться». Тогда и неграмотная мать будет читать Евангелие на своем сыне и скажет
без книги: «вот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся, а теперь у него
новое пальто, новые сапоги и перстень на руке. На нем исполнилось Писание». Если у нас не будет таких примеров, то оскудеет вера в Бога и во все
святое. Поэтому я и говорю, что только тогда мы будем верить в Евангелие и вовсе
святое, когда будем читать его на людях, когда увидим, что мертвые ожили,
пропавшие нашлись и оделись в новые сапоги. А потом Христос и говорил книжникам и фарисеям: «порадуйтесь со Мною». Далее читаем: «Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда
приблизился к дому, услышал пение и ликование; и призвал одного из слуг,
спросил: «что это такое?». Что это за пение? Не сектанты ли какие пришли к нам
и поют? Слышится смех, а Братец продолжает читать: – «Слуга сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой
заколол откормленнаго теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и
не хотел войти. Отец же его вышед звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот я
столько лет служу тебе и никогда не дал мне и козленка, чтобы мне певеселиться с
друзьями моими; а кога этот сын твой расточивший имение свое с блудницами,
пришел, ты заколол для него откормленнаго теленка». Он же сказал ему: «сын мой!
ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надо было радоваться и веселиться,
что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». К радости призвал нас Господь. – Спасибо! – И ныне Он призывает и во все веки призывать будет. Порадуйтесь! – Радуемся! – говорят слушатели и поют: «Верую во единаго Бога». После пения Братец говорит: – Чаю воскресения мертвых. – Помолись! – говорят слушатели, – а Братец поясняет: – Кроме телеснаго воскресения, которое в этой жизни было и есть, есть
еще и духовное воскресение, и потому я чаю еще и воскресения из пьянства в
трезвость. Хотя начаток этого и есть, но я
чаю, что еще умножится через слово Иисуса Христа. – Дай, Господи! – Из этого Евангелия мы видим, что ко Христу приходили слушать Его слово
мытари, грешники и бедняки, а книжники и фарисеи искали богатых. Так и ты ищи
бедных и они полюбят тебя и положат душу за тебя, когда увидят, что им хорошо с
тобою. Ведь если кто живет у хозяина и ему хорошо у него, то он скажет: «не
уйду от него, а буду у него жить». Так бывает и с тем, кто пришел ко Христу и
принял Его слово: он никогда не отойдет от Него. Скажу словами Христа: «кто
вкусил сладкаго, не захочет горькаго». К сожалению, в настоящее время горькое и сладкое, светлое и темное так
смешалось, что человек не может разобраться в этой смеси и, запутываясь в ней,
погибает. Но если дать ему чистое евангельское учение, то он чрез Евангелие может
отличить тьму от света и найдет богатство, честь и славу. – Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Придите ко Мне все труждающиеся
и обремененные». После пения Братец говорит: – Многие верят только во всеобщее воскресение и во всеобщий суд, но не
верят в настоящее воскресение и в настоящий суд. Но если они будут верить в
настоящее воскресение и в настоящий суд, то они могут поверить и во всеобщее
воскресение и в суд, котораго еще не видят. Видимое воскресение и видимый суд не
противоречат всеобщему воскресению и всеобщему суду. Возьмем для примера такие случаи: Господь осудил развращенный род на
потопление, Содом и Гоморру – на сожжение, евреев – на скитание по пустыне. И теперь Господь судит людей за грехи и за преступления и они покушаются
на самоубийство, как Иуда. Поэтому Господь всегда судил и теперь судит живых и мертвых. Живые – это
те, которые соблюдали и соблюдают слово Божие. Их Господь всегда оправдывал и
теперь оправдывает и дает им перстень на руку. А мертвые – это те, которые не
соблюдают слова Божия. У них отымает Господь одежду и сапоги, и срывает перстень
с руки со всем пальцем. Покайся! – Грешны! – восклицают слушатели и поют: «Отверзу уста моя». После пения Братец говорит: – Вот я напомнил вам. – Спасибо! – Напомнил сегодняшнее Евангелие о блудном сыне и о всех нас. – И о нас, – говорят слушатели. – Соблюдающие слово Божие оправдываются, а ропотники осуждаются. __________________ – Еще напомню вам. – Напомни! – Первое послание апостола Павла к коринфянам. – К нам. Сказав это, Братец читает и поясняет 6-ю главу перваго послания к
коринфянам, начиная с 10-го по 20-й стих: – «Разве вы не знаете, что ни блудники, ни идолослужители, ни
прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни
хищники Царствия Божия не наследуют», т. е. не наследуют учения Божия, потому
что оно ним не нужно? Они увлеклись пьянством, развратом и всякими пороками и
преступлениями – и потому у них болезни, нужда и горе. А если они увлекутся
словом Божиим, то они избавятся от болезней, нужды и горя и скажут: «ныне я
чувствую в себе Царство Божие». – Далее апостол Павел говорит: «И такими были некоторые из вас». – Были, – говорят слушатели, – а Братец читает далее: – «Но омылись, освятились, оправдались именем, т. е. словом Иисуса
Христа и Духом Бога нашего. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне
позволительно, но ничто не должно обладать мною». Иными словами скажу: «все нам позволительно, но пьянство и разврат не
должны обладать нами». Далее читаем: «Пища для чрева и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и
другое; тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил
Господа, воскресит и нас силою Своею». Но как же мы будем воскресать от пьяной и развратной жизни, если мы не
слушаемся слова Божия? Христос воскрешал мертвых. Если мы будем слушать Его
слова, то Он и нас воскресит от разврата и пьянства. Далее читаем: «Разве не знаете, что тела
ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их
членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею
становится одно тело с нею? Ибо сказано: «два будут одна плоть». А соединяющийся
с Господом, есть один дух с Господом». Мы должны соединяться с Господом, т. е. с учением Иисуса Христа, и тогда
мы будем всегда Христовы; но мы соединяемся с учением разврата, и потому и сами
делаемся развратниками. Но если мы соединимся с учением Христа, то оно очистит
нас от разврата, пьянства и всех пороков и сделает нас из мертвых живыми, из
больных – здоровыми, из развратных – честными, из пьяниц – трезвыми. Далее читаем: «Бегайте блуда; всякий грех, какой
делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственнаго тела». Он и страдает за это. – Прости! – Далее читаем: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущаго в вас
Святаго Духа, Котораго имеете вы от Бога, и вы не свои?». В ком учение Христа – тот и храм Божий, а в ком учение разврата – тот
храм Диавола, поэтому Христос и сказал: «по плодам узнавайте, кто суть храмы
Бога, и кто суть храмы Диавола». Далее читаем: «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и
в телах ваших и в душах ваших, которыя суть Божии». Мы знаем, что если в храме лежит на престоле Евангелие, то только в
таком случае он и может быть назван храмом и только тогда и можно возносить в
нем молитвы и хвалы Богу. Так и человек: если в нем есть слова пророков, Христа
и апостолов, то только тогда он и может быть храмом Божиим; и тогда о нем
скажут: «в нем есть Бог, есть Христос». А если, наоборот, в нем есть слова
разврата и пьянства, то он есть храм Венеры,
богини разврата, и Бахуса, бога пьянства, и из его сердца исходит учение
разврата и пьянства. Если же он есть храм Божий, то из его сердца исходит учение
Бога, и тогда Бог – скорый для него помощник. – Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Седяй в славе на престоле
Божества». После пения Братец говорит: – Вот я напомнил вам. – Спасибо! – Напомнил о том, как Христос заботился о мытарях и грешниках, пьяницах
и развратниках и апостолов учил заботиться о том же. И как был прославлен
Христос, так прославились и апостолы и отцы церкви за то, что в них горел огонек
ревности о слове Божием. Для чего это написано? Для того, чтобы и мы подражали святым. Но мы,
кажется, подражаем проклятым. Если бы тебя проклинали за добро, по тебе была бы
честь. А если тебя проклинают за дурное, то проклятие остается на тебе, а потому
ты и не имеешь успеха в своих делах, как Каин. Покайся! – Грешны! ________________ – Еще напомню вам. – Напомни! – Житие святого Антония, празднуемаго 17-го января. Сказав это, Братец стал читать из книги «Жития святых, изложенныя по
руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго», за январь, на 549 и 550
стр., следующее место (сокращая и поправляя его): «Однажды ариане, которые почитали Христа за человека, распустили ложный
слух, будто бы Антоний мысли заодно с арианами. Но святой назвал их предтечами
антихриста и исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, Творцем мира; и все
православные христиане преисполнились великой радости, что христоборная ересь
была посрамлена святым Антонием. Тогда все люди, без различия пола и возраста,
не только христиане, но и еретики, даже сами язычники желали видеть человека
Божия. Имя его пользовалось такою необычайною славою, что стремились
прикоснуться хотя бы к краю одежд его, надеясь и чрез это получить великую для
себя пользу. Нельзя и пересказать, сколько бесноватых и страдавших различными
болезнями получили тогда исцеление, сколько закрылось идольских капищ, сколько
язычников присоединилось к стаду Христову». О святом Антонии свидетельствовал Христос чудесами, а об арианах Он
нигде не свидетельствовал чудесами, потому что ариане не признавали Христа
Богом. Какою мерою меришь, такою мерою и тебе будут мерить (Матф. 7, 2): если ты
будешь признавать Христа за Бога, то Он будет и чрез тебя творить чудеса, как
чрез Моисея и других святых людей, и ты будешь делать дела, какия делает Бог, и
будешь подражать святому Антонию. Если же ты признаешь Христа за человека, то и
останешься неподвижным человеком. Далее читаем: «Некоторые, думая, что большое стечение народа стесняет
святаго, стали отгонять от него народ; но он кротко сказал им, чтоб они никому
не возбраняли приходить к нему. Составитель этого жития, святой Афанасий
Великий, говорит: когда Антоний возвращался к себе, и мы пошли провожать его, то
одна женщина кричала сзади: «подожди, человек Божий, умоляю тебя, подожди! Дочь
моя жестоко мучится от беса. Исцели ее». – Исцели, – восклицают слушатели, – а Братец читает далее: – «Умоляю тебя, – подожди, чтобы и мне, бежав за тобой, не потерпеть
несчастия!». Тронутый этими словами и нашими просьбами, дивный старец
остановился и не пошел дальше. Когда женщина подошла, а дочь ея была брошена
нечистым духом на землю, Антоний помолился в душе Господу Иисусу Христу, – и
тотчас нечистый дух оставил больную». Антоний не читал долгой молитвы: он не хотел обременять людей долгой
молитвой. Он помолился в душе – и дух нечистый вышел из больной. «Мать ея и весь народ возблагодарили Бога; радовался и сам Антоний об
исцеленной дочери». Для чего это записано? Для того, чтобы мы не хулили Христа, подобно
арианам, и не ровняли Его с человеками. Из этого мы видим, что Антоний, который
признавал Христа Богом, делал то же самое, что делал и Христос-Бог. А ариане
признавали Христа человеком и все умерли, как человеки, и Господь не
свидетельствовал о них чудесами. Господь не прославил их чудесами потому, что
они не считали Христа Богом. А Антония Господь прославил чудесами, как пророков
и апостолов. Еще прочту об Антонии следующее: «Однажды два языческих философа пришли к Антонию поспорить и, если
можно, победить его в мудрости. Антоний был на вершине горы и, когда увидел их,
то, поняв с перваго взгляда, кто они, сам встретил и спросил их: «зачем вы,
мудрецы, приняли на себя труд идти к неразумному и хотите спорить с
несмысленным?» – «Мы считаем тебя не глупым, но напротив, весьма мудрым», –
ответили они. – «Если вы пришли к неразумному, – снова смело обратился к ним
святой, – то труд ваш напрасен. Если же, как говорите, я человек мудрый, то вы
должны следовать тому, кого называете мудрецом, потому что следует подражать
мудрым и благочестивым. Если бы я пришел к вам, то мне нужно было бы подражать
вам; но так как вы пришли ко мне, как мудрецу, то будьте же, как я,
христианами». И философы ушли, изумляясь и проницательности его разума и
изгнанию им бесов, что они видели своими глазами». – Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Твоя песнословцы, Богородице». _________________ После пения Братец говорит: – Еще напомню вам. – Напомни. – Житие святой Агнии, празднуемой 21-го января, которая, обручив себя со
Христом, никого другого не хотела иметь своим женихом. Но один богатый и знатный
юноша, прельстившись ея красотой, пожелал сочетаться с ней браком. Желая соблазнить ее, он
принес ей драгоценные подарки и стал умолять ее согласиться обручиться с ним. Агния крепко верила во Христа. А все люди, которые крепко верят во
Христа, всем нравятся. И в ком есть слово Божие, к тому всегда есть влечение. А
люди без слова Божия всегда бывают отвратительны, как бы они не наряжались для
прельщения, как бы щеки свои не наштукатуривали для соблазна, и часто таковых с
лестниц сталкивают. – Прости! – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще: – Но если человек верит в слово Христа, то он кажется милым и к нему
есть влечение. Поэтому святые были милы. Поэтому и этот юноша воспылал любовью к
Агнии и стал свататься к ней. Сказав это, Братец стал читать из той же книги «Жития святых», на 726
стр., следующее: – «Тогда святая Агния сказала юноше: «отойди от меня, разжигатель
греховнаго пламени, страстный любитель скверны, снедь, уготованная вечной
смерти! Отступи от меня, так как тебя предупредил уже другой Жених, который
подарил мне гораздо большия украшения и обручил меня перстнем веры Своей. С Ним
ты не можешь сравниться ни по происхождению, ни по званию. Он возложил на меня
иныя отличия духовной красоты. Он обложил мою десницу и шею драгоценными
камнями, дал в уши мне серьги из безценных изумрудов, опоясал меня
светло-блестящим жемчугом, положил знамение на лице моем, чтобы я не
предпочитала Ему никакого другого жениха, одел меня златотканою одеждою и
украсил меня безчисленными ожерельями; кроме того, Он показал мне безценное
сокровище, которое обещал дать мне, если я сохраню веру в Него. Потому-то я не
могу ни смотреть на кого-либо другого, чтобы не обесчестить перваго Жениха
своего, ни оставить Того, с Кем я крепко связана союзом любви. Его знатность –
высочайшая, могущество – самое крепкое, красота – великолепнейшая, любовь –
сладчайшая, превосходящая всякую благость; Им уже уготован и чертог для меня.
Голос его приятен мне; уста Его уже источили для меня мед и молоко; Его чистыми
объятиями я уже искренно привязалась к Нему; плоть его уже объединилась с моею
плотию и кровь Его украсила мое лицо. Матерь Его – Дева, а Отец Его жены не
знал. Ему служат Ангелы; солнце и луна удивляются Его красоте; по Его повелению
мертвые воскресают; от прикосновения к Нему больные исцеляются; богатства Его
никогда не умаляются и сокровищница не пустее. В Него одного я храню веру и Ему
всецело вверяю себя. Имея Его своим Мужем, я останусь девою; любя Его буду
непорочна; прикасаясь к Нему, останусь чистою; от этого брака не бывает детей;
чадородие в нем безболезненно, а плоды сожития с каждым днем умножаются и
умножаются». – Спасибо! – Так ответила юноше-соблазнителю крепко верующая во Христа Агния и тем
научила и нас отвечать на такие мирские соблазны. Покайся! – Грешны! – восклицают слушатели и поют: «Блажен муж». ___________________ После пения Братец говорит: – Еще напомню вам… – Напомни. – Сегодняшняго 22-го января житие св. апостола Тимофея. С ангелом вас
поздравляю! – Спасибо, дорогой Братец! – говорят слушатели, – и Братец начинает
читать из той же книги «Жития святых», на 738–743 страницах, следующее: «Святый апостол Тимофей происходил из Ликаонской области (юго-восточная часть Малой Азии). Мать и бабка
Тимофея были родом евреянки, обе святыя и праведныя, украшенныя добрыми делами,
как об этом свидетельствует св. апостол Павел в словах к Тимофею: «желаю видеть
тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приведя на память
нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери
твоей Евнике; уверен, что она и в тебе» (2 посл. к Тим., гл. 1, стр. 4–5). Значит, апостол Павел видел на апостоле Тимофее его бабку и мать, потому что вера бабки и матери обитала в нем.
Как бабка и мать верила, так оне научили верить и своего внука и сына Тимофея. Далее читаем: «еще будучи отроком, блаженный Тимофей, питаемый своею
матерью не столько телесною пищею, сколько словом Господним, всячески уклонялся
от язычаскаго и иудейскаго заблуждения, и затем обратился к св. апостолу Павлу.
Это произошло таким образом: апостол Павел совершил великое чудо: хромого от
чрева матери исцелил единым словом. Видя это, жители города сильно удивлялись,
говоря: «боги в образе человеческом сошли к нам». Никто не мог исцелить хромого, но Павел исцелил. Почему? Потому что в
нем был Бог и апостол Павел
признавал Христа Богом. Но кто не признает Христа Богом, тот не может творить
чудес. А чрез тех людей, которые тесно с Богом соединены, каковы пророки,
апостолы и отцы церкви, чрез тех Бог творил и творит чудеса. Потому и в настоящее время кто признает Христа Богом, тот и может
творить чудеса. А чрез еретиков, которые научились только спорить, Господь не
творит никаких чудес. – Прости! – Далее читаем: «Когда же язычники узнали, что это не боги, а люди, и
называются апостолами и проповедниками живого Бога, притом суть противники
ложных богов, и для того именно и посланы, чтобы обращать людей от бесовскаго
заблуждения к истинному Богу, могущему не только хромых исцелять, но и мертвых
воскрешать, тогда многие от заблуждения своего обратились к благочестию». Как Христос воскрешал мертвых, так и апостолы воскрешали. – Так и мы воскресли, – говорят слушатели, – а Братец читает дальше: – «В числе таких обратившихся была и мать Тимофея, оставшаяся вдовою по
смерти своего мужа. Она с радостию приняла апостола Павла в дом свой, заботилась
о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение сына
Тимофея, как дар за совершенное в их городе чудо и за воспринятый от него свет
веры». Мать Тимофея отдала в дар апостолу Павлу своего сына за исцеление. А
потом он сделался таким же проповедником и целителем, как и его учитель Павел. «В последствии, когда он прибыл в город Ефес (в Малой Азии), то там в то
время совершался торжественный бесовский праздник, в который идолопоклонники,
мужчины и женщины, надев на себя изображения различных странных существ, брали в
руки идолов и дреколия и с безстыдными плясками обходили улицы города». Так тогда справляли праздник язычники. – Прости! – говорят слушатели, – а Братец читает далее: – «При этом они пели нестройными голосами непристойныя песни и бросались
на встречных как разбойники, и даже многих убивали». Так тогда справляли праздники язычники. – Прости! – Прочтите это и сравните с нашими праздниками, – и вы увидите, что так
делается и у нас – православных. – Прости, дорогой Братец! – говорят слушатели. – Далее читаем: «Совершали они и много других скверных беззаконий,
которыми думали выразить почитание своих мерзких богов. Видя это, блаженный
Тимофей воспламенился огнем Божественной ревности и, явившись на это
богопротивное зрелище, открыто и смело проповедывал единаго истиннаго Бога,
Господа нашего Иисуса Христа, – ясно показал заблуждения и
самообольщения их относительно своих богов и свободно высказал многое, что было
полезно для убеждения их. Они же, блуждая во тьме языческих заблуждений, не
поняли и не уразумели речей апостола». – И ныне не понимают, – говорят слушатели, – а Братец читает далее: – «Но, единодушно устремившись против него, жестоко били его имевшимися
в их руках дреколиями, немилосердно и безчеловечно влачили его по земле, попирая
ногами, и, наконец, замучили его до смерти», как вреднаго человека. За что? За то, что он призывал их к покаянию. Тогда убивали апостолов и
отцев церкви, но ныне их Писаний уже никто не может убить. Их учение воскресло и
они учат нас из небеснаго царства, как живые и приводят нас к покаянию, чтобы
нам не ходить с дрекольями и непристойными песнями. Покайся! – Грешны! – восклицают слушатели. Затем Братец сходит с кафедры, подходит к иконам и поет вместе с
слушателями: «Богородице, Дево, радуйся». После пения Братец читает молитву: «Владыко, Господи Ииусе Христе, Ты
еси помощник мой»… Потом слушатели, по указанию Братца, поют: «Небесных воинств
архистратизи»… Затем Братец читает еще несколько кратких молитв, именно: 1) «Господи святый, Иже в вышних живый»… 2) «Огради нас, Господи»… 3) «Слава Отцу»… и 4) «Благослови, Господи, благостию Твоею». – Спасибо! – говорят слушатели и начинают подходить к руке Братца. Во время целования руки Братца слушатели пели: 1) «С нами Бог,
разумейте, языцы» (8 раз), 2) «Всемирную славу» (2 раза), 3) «Благословен еси,
Господи», 4) «От юности моея» (3 раза), 5) «Придите ко Мне все труждающиеся», 6)
«Достойно есть» (3 раза), 7) «Честнейшую херувим» (2 раза) и 8) «Спаси, Господи»
(4 раза). Беседа продолжалась от 4 ч. до 5 ч. 30 м., а целование руки от 5 ч. 30
м. до 6 ч. 7 м.
|