На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед
БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА
В четвертое воскресенье после Пасхи, 8 мая, на
Петровском отросе, на Петровском проспекте, близь дома № 1, около трех часов
дня, несмотря на холодную и дождливую погоду, стояла громадная толпа и терпеливо
ждала начала бесед Братца Иоанна, выстроившись в длинный ряд по два человека.
Многие ждали с самого ранняго утра. В половине 4-го часа привратница и швейцары
стали впускать пришедших в зал, который через полчала был уже битком набит. В 4 часа в зал вошел и сам Братец Иоанн, и собравшиеся
приветствовали его словами: «Здравствуй, дорогой Братец!». Когда он, пройдя по
узкому проходу между слушателями, остановился у икон, то все запели: «Отче наш». Затем Братец всходит на кафедру и все вновь восклицают:
«Здравствуй, дорогой Братец» и поют: «Христос воскресе из мертвых». После пения «Братец» говорит: – Сегодняшнее евангелие читается из 4-ой главы
Евангелия Иоанна: «Приходит Иисус в город Самарийский, называемый Сихарь, в тот
самый участок земли, который Иаков подарил сыну своему Иосифу» в награду за то,
что он избавил братьев своих от голода» (Бытие 48, 22). Этим подарком Иаков отличил Иосифа от остальных своих
сыновей за то, что он заботился о других. Поэтому и мы должны заботиться о других. – Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» читает
далее: – «Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от
пути, сел у колодезя». Христос сел у колодезя для того, чтобы напоить
жаждущих. И доныне разрешается черпать воду для всякаго, как сказал Христос:
«Кто жаждет, приходи ко Мне и пей» (Иоан. 7, 37). Далее читаем: «Было около шестого часа. Приходит
женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: «Дай Мне пить». Разве Спаситель нуждался в питье? Нет, Он видит, что
женщина пришла за водой, то согласно этому и заводит разговор. Так и мы должны приступать к делу, особенно к беседе о
слове Божием. А то мы часто говорим не к делу и не к месту –
и нас слушать не хотят. – Прости! –
говорят слушатели, а «Братец» читает далее: – «Ученики же Его отлучились в город купить пищи.
Женщина самарянская говорит Ему: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня,
самарянки? Ибо иудей с самарянами не сообщаются». Иисус сказал ей в ответ: «если
бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: «дай Мне пить» то ты сама просила бы
у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Женщина говорит Ему: «Господин! Тебе и
почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у Тебя вода живая? Неужели ты
больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и
дети его, и скот его?». Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, пьющий воду сию,
возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать
во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в
жизнь вечную». – Спасибо! – говорят слушатели, а Братец читает: – «Женщина говорит Ему: «Господин! Дай мне этой воды,
чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Из этого мы видим, что эта женщина нуждалась в воде
материальной, а Христос говорил ей о той
воде, которая питает духовно. Далее читаем: «Иисус говорит ей: «Поди, позови мужа
твоего и приди сюда». Женщина сказал в ответ: «У меня нет мужа». Иисус говорит
ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя быть пять мужей, и тот, котораго ныне имеешь,
не муж тебе». – Прости, дорогой! – говорит одна женщина, а «Братец»
продолжает читать: – «Это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему:
«Господи! Вижу, что Ты пророк». Спаситель знал ея тайны. И все пророки могли знать
тайны человеческих сердец. И мы должны проникать в тайны человеческаго сердца,
если хотим, чтобы к нам относились с доверием. Если же не будем проникать в
тайны человеческих сердец, то никто не будет верить нам. Увидев, что Христос есть пророк, женщина говорит ему:
«Отцы наши покланялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно
поклоняться, находится в Иерусалиме». Иисус говорит ей: «Поверь Мне, что
наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться
Отцу; вы не знаете, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев; но настанет время, и
настало уже, когда истинные поклонники будут поклонятся Отцу в духе и истине,
ибо таких поклонников Отец ищет Себе». Т. е. наступает и настало уже время, когда люди будут
жить по правде Евангелия и тогда они будут справедливы. Но самарянка любила
только поклоняться святым местам, напр., колодцу, вырытому Авраамом и
подаренному Иаковом Иосифу, но словам Авраама, Иакова и всех пророков она не
поклонялась, т. е. не принимала их и не руководилась ими и потому не знала
правды. Так если и мы будем только кланяться святым местам и
священным изображениям, а словам святых людей, пророков, Христа, апостолов и
отцов церкви не будем кланяться, то наши молитвы не будут приняты. Если нам не
нужны слова Бога, то и мы Ему ненужны. – Прости! – Поэтому как древний мир за непринятие слова Божия
Господь утопил, а Содом и Гоммору сжег, так и в настоящее время Он наказывает
болезнями и несчастиям тех, которые не слушаются Его слова. А тех, которые верят
в Его слово и исполняют его, Он любит и награждает. – Спасибо! – Далее читаем: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему
должны поклоняться в духе и истине», т. е. в духе правды, а не в духе лжи. Далее читаем: «Женщина говорит Ему: «Знаю, что придет
Мессия, т. е. Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Иисус говорит ей:
«Это Я, который говорю с тобою». – Спасибо, дорогой Братец! – говорят слушатели, а
«Братец» поясняет: – Христос был и есть один и, кроме Христа, нет и не будет другого Христа;
но последователи, ревнители Христа есть и будут многие. Далее читаем: «В это время пришли ученики Иисуса и
удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакожь ни один не сказал: «Чего Ты
требуешь?» или «О чем говоришь с нею?». Ученики Иисуса не смели сделать Ему замечания, потому
что всегда видели в Нем справедливость. Трудно судить тех, которые не делают
ничего несправедливаго. Далее читаем: «Тогда женщина оставил водонос свой и
пошла в город и говорит людям: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне
все, что я сделала: не Он ли Христос? Мы видим, что Христос проник в тайны этой женщины, и потому
она признала Его пророком и Христом. А тайна эта заключалась в том, что эта
женщина имела пять мужей; но теперь многия женщины имеют 7 и более мужей, а
мужья имеют столько же жен. – Прости! – А Христос говорит, что прелюбодей даже тот, кто
смотрит с вожделением в сердце своем; поэтому Он учил тогда и ныне учит нас не
распускать глаза, не прелюбодействовать глазами. – Прости! – Потому что из вожделений происходят пороки,
преступления, убийства и самоубийства. – Прости, дорогой Братец! – А то часто подруга подруге говорит: «У меня много
поклонников, меня сватает такой-то и такой-то». Это есть уже прелюбодение. В
древнее время женщины завешивали свои лица покрывалами, дабы мужчины не
разжигались и не происходили от этого несчастия. Но в настоящее время мало того,
что женщина показывает свое лицо всем: она еще натирает его красками, чтобы
более понравиться. И смотришь, у таковой нос провалился. В древнее время
прелюбодейц убивали камнями, а в настоящее время оне сами покушаются на
самоубийство или на операцию. Писание, т. е. слово пророков, Христа, апостолов и
отцов церкви для того и написаны, чтобы мы их читали и вникали в них. И когда мы
будем проникаться ими, то всякие пороки и всякия преступления, как бесы,
исчезнут. Но если мы не будем вникать в слово Божие и говорить о нем, то пороки
и преступления всегда будут преследовать нас. Каждый знает, что если ему будут говорить о сладкой
пище, то волей-неволей он скажет: «ах! Как бы я ее поел». И мы знаем, что многие
сластолюбцы погибали от своего сластолюбия. Но если
мы будем говорить о словах пророков, Христа, апостолов и отцов церкви, то у нас
явится другой аппетит: вера в слово Божие и мы скажем: «Если тогда Господь
помогал верующим в Его слово, то и мне поможет, и я не буду ни в
нужде, ни в болезни, ни в печали». Далее читаем: «Между тем ученики просили Его, говоря:
«Равви! Ешь». Ученики ходили за пищей земной, а Христос ревновал о
пище духовной, которая дает жизнь вечную. – Спасибо! – Поэтому Он и сказал им: «У Меня есть пища, которой вы
не знаете». – С женщиной Христос говорил о воде, потому что она
пришла за водой, а с учениками Он говорил о пище, потому что они принесли пищу. Если кто заботится только о земном хлебе, то от
такового хлеб бежит. Но кто заботится прежде всего о хлебе духовном, т. е. о
слове Божием, то таковому Господь дает и земной хлеб и таковой никогда не бывает
голоден. Поэтому Христос и сказал: «Ищите прежде всего царства Евангелия, а все
остальное приложится вам». Поэтому и в сегодняшнем евангелии Христос говорит своим
ученикам: «У Меня есть пища, которой вы не знаете». Но ученики Его не поняли, о
какой пище Он говорит, и говорили между собою: «Разве кто принес Ему есть?».
Тогда Иисус говорит им: «Моя пища есть творить волю Пославшаго Меня и совершить
дело Его». Христос не раз говорил ученикам Своим о хлебе духовном,
но они и тогда не понимали Его. Так когда после насыщения хлебом пяти и в другой
раз четырех тысяч Иисус сказал ученикам: «Смотрите, берегитесь закваски
фарисейской, саддукийской и иродовой», то они, разсуждая между собою, говорили:
«Это значит, что хлебов мы не взяли». Но Иисус, уразумев то, сказал им: «Что
помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Как не разумеете, что не о
хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской, саддукейской и иродовой».
Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения
фарисейскаго, саддукейскаго и иродового» (Мф. 16, 6–12 и Мар. 8, 15–21). Но у нас есть закваска фарисейская, лицемерная, почему
мы и говорим: «Не соврешь – не проживешь». Мы поклонники лжи, а не поклонники
правды. – Прости! – Далее читаем: «Не говорите ли вы, что еще четыре
месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на
нивы, как оне побелели и поспели к жатве; жнущий получает награду и собирает
плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут; ибо в
этом случае справедливо изречение: «Один сеет, а другой жнет»; Я посла вас жать
то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их». Так и мы входим в готовое. Пророки, Христос, апостолы и
отцы церкви трудились для того, чтобы нас сделать развитыми, понятливыми. Далее читаем: «И многие самаряне из города того
уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все,
что она сделала. И потому когда пришли к Нему самаряне, то просили Его побыть у
них; и Он пробыл там два дня». Значит, Христос понравился самарянам, и они приняли и,
конечно, угостили Его и Его учеников. Зачем же ученики купили пищу? Она осталась
лишней. Самаряне полюбили и пригласили к себе Христа, потому что Он хорошо
говорил. – Хорошо, – говорят слушатели. – Самаряне оказали честь Христу, а чрез Христа и
апостолам была честь и уважение. Далее читаем: «И еще большее число уверовали по Его слову; а женщине той
говорили: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он
истинно Спаситель мира, Христос». Христос воскрес! – Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют три
раза: «Христос воскресе из мертвых» и «Светися, светися, новый Иерусалиме». После пения «Братец» говорит: – Мы поем: «Светися, светися, новый Иерусалиме», т. е.
Иерусалим был старый, а пришел Христос и обновил его, почему он и сказал:
«Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». На это иудеи сказали Ему:
«Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» (Иоан. 2,
19, 20). Они не понимали, о каком храме он говорил, а не понимали потому, что не
вникали в слово Божие и были не кроткие, а те, которые были кроткие, понимали,
что Христос говорил о новом Иерусалиме, который создается на краеугольном камне
– Христе и Его апостолах из хромых, которые стали ходить, из слепых, которые
стали видеть, из прокаженных очищенных. – Спасибо! – Вот такой-то Иерусалим и прославился, хотя против
него и были воздвигнуты гонения. Если жителей этого новаго Иерусалима гнали в
одном месте, то они переходили в другое место. И чем более преследовали их, тем
более они распространялись. Кровью Христа, апостолов и отцов церкви новый
Иерусалим одержал победу над своими гонителями, почему мы и поем: «Ликуй ныне и
веселися, слава бо Господня на тебе возсия». Христос воскресе! – Воистину воскрес! – Вот я напомнил вам евангелие о самарянке и о том, как
Христос напоил ее живой водой. – Спасибо! – Еще напомню вам Деяния Апостолов. – Напомни. – В 11-ой главе мы читаем: «Услышали апостолы и братия,
бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие». – Спасибо! – «И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали
его, говоря: «Ты ходил к людям необрезанным и ел с ними». Петр же начал
пересказывать им по порядку, говоря: «В городе Иоппии я молился и в изступлении
видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла
спускаемое с неба, а спускалось ко мне; я посмотрел в него и, разсматривая,
увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я
голос, говорящий мне: «Встань, Петр, заколи и ешь». Я же сказал: «Нет, Господи,
ничего сквернаго или нечистаго никогда не входило в уста мои». И отвечал мне
голос вторично с неба: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Это было
трижды; и опять поднялось все на небо». Петр не хотел есть и пить у язычников, чтобы не
оскверниться, и потому они, наверное, обижались на него за то, что он ими
гнушается. Но Господь сказал ему: «Заколи и ешь». Не умирать же ему, и он стал
есть все, чтобы они не обижались на него. Но теперь если бы кто сказал: «Петр все ел – буду и я
есть все», то таковой погрешил бы. Если бы у тебя не было растительной пищи, то
ты был бы оправдан. Но если ты, имея растительную пищу, выбираешь
противозаконную пищу, то ты не будешь оправдан. Ты защищаешь не Петра, а свое
похотение и потому тебе постигают болезни и несчастия. Но кто воздерживается от
мясной пищи, тот бывает здоров и долговечен. Далее читаем: «И вот, в тот самый час три человека
стали пред домом, в котором я был, посланные из Кесарии ко мне. Дух сказал мне,
чтоб я шел с ними, ни мало не сомневаясь; пошли со мною и сии шесть братьев, и
мы пришли в дм того человека. Он разсказал нам, как он видел в доме своем ангела
святаго, который стал и сказал ему: «Пошли в Иоппию людей и призови Симона,
называемаго Петром; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом
твой». Когда же начал я говорить, сошел на них Дух святой, как и на нас вначале.
Тогда вспомнил я слово Господне, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы
будете крещены Духом Святым». И так, если Бог дал им такой же дар, как и нам,
уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать
Богу? И вы упрекаете меня. Выслушавши это, они успокоились и прославили Бога,
говоря: «Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь». – Спасибо! – Далее читаем: «Между тем разсеявшиеся от гонения,
бывшаго после Стефана, прошли до Фаникии, Кипра и Антиохии. И была рука Господня
с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Целый год собирались
они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз
стали называться христианами». Сначала, когда христиан было немного и их гнали, они
боялись называться христианами. Над ними смеялись и говорили: «Это крещенный,
купанный, а я обрезанный». «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки, и
один из них, по имени Агав, встав, возвестил, что по всей вселенной будет
великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый
по достатку своему, послать пособие братиям, живущим в Иудее, что и сделали,
пославши собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла». И у нас таких Агавов-сборщиков много, а таких, которые
утоляют голод духовный, мало. Но кто утоит прежде всего голод духовный, тот
утолит и голод телесный и скажет: «Христос воскрес!». – Воистину воскрес! – Всех, которые искали слова Божия, любили и до конца
будут любить и не оставлять голодными. – Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Верую во единаго Бога». После пения «Братец» говорит: – Еще напомню вам… – Напомни. – Книгу пророка Исаии, главу 55-ую: «Жаждущие! Идите к
водам тихим, даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите,
покупайте без серебра и без платы вино и молоко». Из этого мы видим, что пророк Исаия говорил тоже, что и
Христос, который сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». Самарянка, наверное,
читала книгу пророка Исаии и, наверное, когда она слушала Христа, то думала, что
Он говорит так, как говорил в древле и Исаия. Из этого мы также видим, что слово Божие приравнивается
к воде, вину и молоку. Далее читаем: «Для чего вам отвешивать серебро за то,
что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает?
Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком». Все пророки, Христос и апостолы питали и питают наши
души словом Божиим и этим делают их тучными, сильными. Если же душа наша не
питается словом Божиим, то она безсильна, и над нею господствует тело с своими
похотями. Но когда душа накормлена словом Божиим, то она имеет власть над телом.
Поэтому люди часто даже плачут, что не могут побороть своих похотей, а не могут
они побороть их потому, что душа не накормлена словом Божиим. – Накорми, дорогой Братец! – Далее читаем: «Приклоните ухо ваше и придите ко Мне:
послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменныя
милости, обещанныя Давиду. Вот, Я дал его свидетелем для народов, вождем и
наставником народам». Давид был пастухом, но так как он прославил Бога в
псалмах и на струнах, то Бог сделал его царем. А ты не берешь примера с Давида и потому не можешь
царствовать даже в семье своей. Далее читаем: «Вот, ты призовешь народ, котораго ты не
знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго израилева, ибо Он
проставил тебя». Т. е. когда ты напитаешь душу свою туком слова Божия,
то язычники будут любить тебя и придут к тебе. Далее читаем: «Ищите Господа, когда можно найти Его;
призывайте Его, когда Он близко». Во дни Исаии Бог был близко, а когда не стало Исаии,
Бог стал далеко. Во дни Христа Бог также был близок к людям, которые принимали
Его учение и проникались им. А от тех, которые, как Иуда, только слушали Христа,
а не проникались Его учением, Бог был далеко, и они погибали, как Иуда. Так если и мы читаем слово Божие, беседуем о нем и
проникаемся им, то и к нам Бог близок и нам бывает хорошо. И если мы все время
будем говорить о слове Божием, то мы никогда не будем совершать преступлений. Далее читаем: «Да оставит нечестивый путь свой и
беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, – и он помилует его, ибо
Он много милостив». Бог милостив к тем, которые ищут слова Божия. Далее читаем: «Мои мысли – ни ваши мысли, ни ваши
пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше
путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». Выше, т. е. чище. Далее читаем: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда
не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать,
чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто есть, – так и слово Мое,
которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет
то, для чего Я послал его». Если дождь падает на землю, то земля приносит хорошие
плоды; так если и слово Божие падает на сердце, то оно приносит добрые плоды. Далее читаем: «Итак вы выйдете с веселием и будете
провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь и все дерева в поле
– рукоплескать вам». – Спасибо! – Горы – это высокие народы, холмы – это народы пониже,
а долины – это люди низкие, но приносящие пользу. Тогда будет мир между всеми
народами и государствами, потому что тогда все будут напитаны словом Божиим. Далее читаем: «Вместо терновника выростет кипарис;
вместо крапивы возрастет мирт». Не о терновнике и не о крапиве здесь говорится, а о
людях. Вместо пьяниц, развратников, воров и разбойников выростут трезвые и
честные люди. – Дай, Господи! – «И это будет во славу Господа, в знамение вечное,
несокрушимое». Только, жаждующие, приходите и пейте даром из источника
живой воды. Христос Воскрес! – Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют три
раза: «Христос воскресе из мертвых». После пения «Братец» говорит: – В заключение всего напомню вам еще житие святого
Арсения, празднуемаго сегодня. Сказав это, Братец стал читать и пояснять из книги
«Жития святых, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго»,
за 8-е число мая, начиная с 266-ой страницы, следующее место: «Один брат сказал преподобному Арсению: «Честный отец!
Я изучил много книг и псалмов и хочу с умилением сердечным прочитывать их, но не
имею умиления, потому что не разумею силы священнаго Писания, и весьма скорблю
об этом». – Помолись! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее: – «Преподобный отвечал на это: «Чадо! Тебе должно
непрестанно научаться в чтении слова Божия, хотя бы ты и не разумел силы его и
не имел умиления. Я слышал, как говорил авва Пимен и прочие отцы, что
очарователи змей сами не понимают тех слов, которыя они говорят; однако же змеи,
слыша слова их, укрощаются, как бы понимая слова их, и безпрепятственно отдаются
в руки их. Тоже самое можем сделать и мы, хотя бы и не разумели силы священнаго
Писания. Ибо когда мы имеем в устах своих слова свящаннаго Писания, тогда
демоны, слыша их, приходят в страх и бегут от нас, не вынося слов Духа Святаго,
говорившаго через рабов своих пророков и апостолов». Когда мы читаем слово Божие и говорим о нем, то дурныя
привычки, как, демоны, улетают от нас. Мне думается, что так. – Так, – говорят слушатели. – Как заклинатели укращают жало змеи, так и ты, читая
слово Божие, будешь прогонять лукавыя свои мысли. Демонов мы не видим, но
лукавыя мысли мы знаем, и когда мы будем говорить о слове Божием, то оне улетят
от нас и нам сделается легко. – Легко, – говорят слушатели. – И тогда камень отвалится от нашего сердца и мы
скажем: «Христос воскрес!». – Воистину воскрес! Спасибо! – восклицают слушатели. Затем Братец сходит с кафедры, подходит к иконам,
крестится и поет с слушателями: «Богородице, Дево, радуйся». Потом он читает две молитвы из молитвенника, между
которыми поет с слушателями: «Небесных воинств архистратизи», а после второй
молитвы читает составленную им самим молитву: «Огради нас, Господи, силою
честнаго и животворящаго Твоего креста и сохрани нас от всякаго зла», которую он
читает два раза, заканчивая ее во второй раз словами: «И сохрани нас от нужды и
печали». Наконец, он читает: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу
ныне и присно и во веки веков. Благослови, Господи, благостию Твоею». – Спасибо! – восклицают слушатели. После этого Братец обращается лицом к слушателям, и
последние подходят к нему один за другим, целуют ему руку, выходят из залы и
уходят домой. Во время целования руки пелись всеми церковныя песни:
«С нами Бог, разумейте, языцы», «Воскресения день, просветимся, людие», «Христос
воскресе из мертвых» и другия пасхальныя и непасхальныя песнопения. К 7 часам все разошлись, а человек двадцать старых
трезвенников и трезвениц зашли к Братцу в отдельную комнату на чай, где он вел с
ними беседу на тему настоящей беседы и о житейских делах. Эта частная беседа продолжалась часа полтора. Ив. Трегубов.
|