На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед
БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА»
ЧУРИКОВА
27-го ноября 1911 года
26-ая НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
В воскресенье, 27 ноября, Братец, взойдя на кафедру, сказал: – Сегодняшнее Евангелие (от Луки гл. 12, ст. 8–31): «Христос сказал:
всякаго, кто исповедает Меня пред человеками, того и Сын Человеческий исповедает
пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен
будет пред Ангелами Божиими». Так написано в Евангелии от Луки, а в Евангелии от Матфея об этом
написано немного иначе, а именно: «всякаго кто исповедает Меня пред людьми, того
исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми,
отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Матф. 10, 32–33). Каждый апостол писал одну и ту же проповедь Христа, но разными
выражениями: Лука писал: «исповедую пред Ангелами», а Матфей писал: «исповедую
пред Отцем Небесным». Выражение: «пред ангелами» относится к жительству
небесному и оно менее понятно, а выражение: «пред Отцем Небесным» относится к
жительству земному и оно понятнее. Апостолы исповедывали Христа пред людьми, и Христос прославлял их пред
Отцем Небесным и пред людьми: слепые по их слову прозревали, хромые ходили,
прокаженные очищались, нищие делались богатыми, хозяевами. И первые христиане так же, как и апостолы, исповедывали Христа; поэтому
Господь и их прославил и у них укрепилась вера, а чрез веру утвердилось у них
христианское государство. Если и мы будем прославлять Господа, то и нас Господь прославит и у нас
утвердится семейство и хозяйство. Но мы прославляем не Господа, а самих себя и
свое искусство и потому не имеем успеха: хотим делать добро, а выходит зло. И
Господь нас не прославляет, а унижает, как унизил и евреев в Египте за их
сребролюбие, сделав их рабами египтян, а после Христа, за отвержение Его учения, разрушил их иерусалимское царство.
Поэтому Христос и говорит: «кто отречется Меня пред людьми, отрекусь от того и Я
пред «Отцем Моим Небесным». – Прости! – говорят слушатели, – а Братец читает далее: – «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческаго, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому
не простится». Когда пришел Иисус то одни говорили о Нем: «это пророк», «это Сын Божий,
Которому должно придти», – а другие сомневались в Нем и говорили, что дела,
которыя Он творил, исцеляя слепых, хромых, прокаженных, творятся силою
Вельзевула. Одни могли сомневаться в Иисусе, как в человеке, и это было
простительно, потому что тогда еще не знали, что Он есть Христос-Бог. Но кто
сомневался в Его делах и хулил Его чудеса, тому хула не могла быть прощена, как
это видно на Иуде. И за эту же хулу было разрушено и еврейское царство. Так и в
настоящем веке за хулу против чудес Божиих Господь также карает. – Прости! – Далее читаем: «когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что
ответить, или что говорить: ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно
говорить». Т. е. апостолы видели исцеления своими глазами и проповедь слышали
своими ушами, и Спаситель не велел им заботиться заранее о том, что говорить,
потому что они сами будут разсказывать то, что видели и слышали. Если ты видел
на улице, как ругали и дрались, то ты придешь домой и все разскажешь. Так если
ты видел исцеление своими глазами, в доме или на улице, то тебе не утерпеть, ты
все разскажешь со страхом Божиим, как пред начальниками, так и пред народом.
Тогда тебе и не нужно заранее зубряжку заучать, потому что само дело будет
свидетельствовать чрез твои уста. Далее читаем: «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему,
чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня
судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания,
ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Он думал: если чудотворец, называемый Иисус, прикажет брату моему
разделить имение со мною, то брат мой убоится и разделит, а потому он и попросил
Христа разделить имение его брата с ним. Но Христос сказал ему: «кто поставил
Меня делить имение ваше; жизнь человека не зависит от изобилия его имения».
Поэтому и Я скажу: ищите прежде всего царства Евангелия, а остальное все
приложится вам. И ты никогда не будешь беден и никогда не будешь нуждаться в
братьином имении. Желая пояснить это, Христос сказал такую притчу: «у одного богатаго
человека был хороший урожай в поле; и он разсуждал сам с собою: что мне делать?
некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и
построю большия, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей:
душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покайся, ешь, пей, веселись. Но
Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же
достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для
себя, а не в Бога богатеет», т. е. не словами Евангелия богатеет. Это Христос говорил вопрошавшему тогда. – Нам, – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще: – Вопрошавший не понимал, что Христос дает ему богатство. Христос
награждал Своим учением, как настоящим имением, и кто проникался его учением,
тот не нуждался в земном имении, потому что был всегда богат. А кто отказывался
от учения Христа, тот был бедный, больной и нищий. Поэтому евреи, которые не
приняли учения Христа, лишились своего царства, а язычники, хромые, слепые и
прокаженные, которые приняли учение Христа, составили крепкое христианское
государство. Я думаю, что это всякому понятно. – Понятно! – Легко выйти из бедности: стоит только проникнуться учением Христа, и
ты никогда не будешь бедным. А если ты будешь только заботиться о разделе
имущества с братом твоим, то оно не пойдет тебе впрок; ты скоро проживешь или
пропьешь его и ничего не останется. И все таковые, которые отказались от
богатства Евангелия, душой тоскуют и ищут себе смерти и, не находя ея,
покушаются на самоубийство. – Прости! Помолись! – Поэтому, желая утвердить веру в своих учениках, Христос и говорит им
далее: «посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для
тела, во что одеться: душа больше пищи и тело одежды. Посмотрите на воронов: они
не сеют, ни жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же
вы лучше птиц»? Христос приводит в пример птиц. Птицы одеты перьями, а животныя –
шерстью. Человек же одарен разумом и может своими руками приготовить себе одежду
и пищу. Все птицы и животныя питаются и согреваются. А мы во всем нуждаемся.
Почему? Потому что у нас мало веры, а без веры словам Бога мы и обеднели и не
имеем имения ни небеснаго, ни земного. Но верующих Господь никогда не оставлял и
по сие время не оставляет и до конца прославляет. – Спасибо! – Далее читаем: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста
хотя на один локоть? Итак, если и малейшаго сделать не можете, что заботитесь о
прочем? Посмотрите на лилии, как оне растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю
вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если
же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так
одевает, что кольми паче вас, маловеры. Итак, не ищите, что вам есть, или что
пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего язычники;
ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том». Если мы будем увлекаться учением Христа, тогда не оскудеет земное.
Пророк Амос говорит: «пошлю на землю голод не хлеба и воды, будут скитаться и
искать слова Божия и не найдут его. И чрез этот духовный голод праздники
превратятся в сетования и брачные чертоги ваши в великий плач». И теперь
происходит то же самое. Если бы в праздники не было слез и горя, тоя ничего не
сказал бы. А также, если бы брачные не плакали, не мучились, не травились, не
стрелялись, я тоже ничего не сказал бы. Но это все делается, потому что у
таковых нет имения Христова – Евангелия. Поэтому Христос и говорит далее: «наипче ищите Царствия Божия, и это все
приложится вам». Т. е. наипаче ищите учения Божия, а остальное все приложится. Взыщешь
учение Божие, тогда найдешь и царство Божие. – Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Верую во единаго Бога». После пения Братец говорит: – Царству Его не будет конца, т. е. учению. Христа не будет конца.
Сколько веков прошло! А учение Христа до сих пор распространяется и царство
христианское продолжается. Где нет учения Христа, там нет мира, там ссора, драка
и убийство. Ищите прежде учение Христа, остальное все приложится. И тогда не ты
будешь заботиться об имении, а само имение придет к тебе. Безумные бога говорил
своей душе: «много добра лежит у тебя,
ешь, пей, веселись; сломаю житницы и построю новыя». Нельзя ли по другому
сказать: «сломаем старыя, пьяныя житницы, построим новыя, трезвыя»? – Построим! – говорят слушатели, – а Братец поясняет: – Много у нас лежит добра евангельскаго, пей, покойся на земле и на
небе. От пищи евангельской не будешь безумен, но найдешь ум Христов. – Спасибо! – восклицают слушатели и поют: «Отверзу уста моя». _________________ После пения Братец говорит: – Еще напомню вам… – Напомни. – Слова апостола Павла к ефесянам. – К нам. Сказав это, Братец стал читать и пояснять послание к ефесянам, 5-ю
главу, с 6-го стиха по 19-й: «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за
это приходит гнев Божий на сынов противления» Во дни апостола были пустословы. Они и ныне есть. Но знай, что за каждое
пустовое слово дадим ответ Богу. От пустых слов человек делается пустым духовно
и материально, а чрез веру в слова Евангелия он наполняется духовно и
материально. Давид говорил: «я жил и состарился, но не видел праведника,
нуждающагося и просящаго хлеба». Древле постигал голод тех, которые оставляли
закон Бога. И теперь кто отвергает Евангелие, того и Господь отвергает. А кто
будет вникать в Евангелие и проникаться его словами, тот не будет иметь ни
болезней, ни нужды, ни голода, ни печали. – Спасибо! – Далее апостол говорит: «итак не будете сообщниками их». Не сообщайтесь с пустословами. Ищи таких, которые говорят о Евангелии, и
тогда не останешься пустым духовно и материально, тогда не оскудеет у тебя ни
небесное, ни земное. Далее читаем: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе:
поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости,
праведности и истине». Пустословы любят ходить по трактирам и гостиницам. Это школа разврата,
пьянства и убийства и пристанище воров и всяких преступников. И всякий ходящий
туда невольно научается разврату. Верующий же в слово Евангелия не пойдет в
трактир: ему стыдно туда идти. Верующий не будет пустословить, а будет Бога славить и будет воином Евангелия
и воином за трезвость, и Отец небесный не оставит его без славы на земле. – Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще: – Некоторые говорят, что ходить в трактиры, чайку попить, не грех; но
знайте, что это пристанище развратников и преступников. Все воры сначала
украдут, а потом идут в трактиры делить краденое. И проститутки сначала
сговариваются: «куда идти?», а потом идут в рестораны и гостиницы. Все это –
пристанище бесам и всякому нечистому духу (Откр. 18, 2). И всякий ходящий туда
рождает грех и умножает в себе преступления. Даже хозяйственные люди и те от
скуки проводят время в трактирах и ресторанах, а семейства их плачут. А иные
хозяева ходят в трактиры для того, чтобы скрыть от своих семейных свои
мошенническия проделки: они боятся, чтобы семейные не укоряли их. О трактиры, трактиры! Если праведник едва от них спасется, то нечестивый
и грешник где явится (1-ое послание ап. Петра, 4, 18)? Конечно, в трактирах. Его
насильно тащут туда за руку под предлогом чайку попить, как Каин тащил Авеля в
поле на убой. Покайся! – Грешны! – восклицают слушатели и поют: «Придите ко Мне все
труждающияся и обременены, и Я успокою вас». После пения Братец читает далее: «Исповедайте, что благоугодно Богу, и
не участвуйте в безплодных делах тьмы, но и обличайте». Будем говорить о Евангелии, будем изобличать пустословов, но с любовью.
А если будем изобличать со гневом, без любви, то от нашего обличения будет
ссора, драка, убийство и ножевщина. – Прости! – Далее говорит апостол: «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и
говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся
явным, свет есть». От света Евангелия человек делается добрым, светлым. Ему стыдно идти
туда, где не говорят о Боге. Далее читаем: Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и
осветит тебя Христос». А потому апостол Павел и говорит: «Итак, смотрите,
поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому
что дни лукавы. Итак, не будьте неразсудительны, но познавайте, что есть воля
Божия». А то мы хотим оправдаться и говорим: «по незнанию я сделал, меня
соблазнили». Но кто крепко верит в Евангелие, того не соблазнишь трактирным
соблазном. Словами Евангелия укрепляются хозяйства и утверждаются государства.
Правда Евангелия всегда одерживала и будет одерживать победу. Далее апостол Павел говорит: «Не упивайтесь вином, от котораго бывает
распутство, но исполняйтесь Духом», т. е. словом Божиим. Многие говорят: «можно выпить для веселья». Но где мы видим распутство?
Там где трактиры, рестораны и чайныя. Мудрый избегает таких мест. Его удерживает
от пьянства и разврата вера в Бога. И таковой остается счастливым навсегда. – Спасибо! – Далее читаем: «Назидая самих себя псалмами и славословиями и
песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». Довольно пустословить. Апостол Павел писал ефесянам, чтоб они оставили
пустословие, и они послушались его и переменили свою жизнь, и чрез это
утвердились их семейства и хозяйства. Будем и мы избегать пустословий и будем упражняться в словах Евангелия и
увидим светлые дни. Будем всегда прославлять Господа, как в скорбях, так и в
радостях, и Господь прославит нас. А то мы в скорбях идем к Богу молиться, а в
радостях в трактир веселиться. Покайся! – Грешны! – восклицают слушатели, и поют: «Блажен муж, иже не идее на
совет нечестивых». После пения Братец говорит: – Весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет. И мы видим,
что нечестивые погибают в своем нечестии. Не было бы погибели нечестивых – не
было был страха в благочестивых. Этим страхом они спасаются. – Спасибо! __________________ После пения Братец говорит: – Еще напомню вам книгу пророка Иоиля. Сказав это, Братец стал читать из 1-ой и 2-ой главы книги пророка Иоиля:
«Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке,
ибо он отнят от уст ваших». Пророк просил пробудится от пьянства. Наверное, было поголовное
пьянство. – Как и у нас, – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать: «Ибо пришел на землю мою народ сильный и безсильный; зубы у него – зубы
львиные, и челюсти у него, как у львицы. Опустошил он виноградную лозу мою, и
смоковницу мою обломал, ободрал ее догола и бросил; сделались белыми ветви ея.
Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муже юности своей!» Здесь сравнивается израильский народ со львами. Пророк как бы хочет
сказать, что не так страшны львы, как этот израильский народ. Со львами люди
боролись и потому бодрствовали. От львов меньше вреда, чем от подобных им людей.
Пророк Иоиль говорит, что не те звери, которые называются львами и львицами, а
вот эти безчеловечные люди, в которых нет души Божией, т. е. учения Божия. Люди
стали зверями. «Я, говорит, сотворен по образу Божию». Если бы, действительно, в
тебе был образ Божий, то ты исполнял бы слова Божии и был бы кротким. Иоанн
Златоуст говорит: «не те звери – лесныя львицы, но звери безстыжыя девицы»,
через которых погибло и погибает множество всякаго рода людей. – Прости! – Далее читаем: «Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме
Господнем; плачут священники, служители Господни». Все плакали, а народ еврейский пьянствовал. Так и ныне. – Прости! – Далее говорит пророк: «Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен
хлеб, высохли виноградники, завяла маслина. Краснейте от стыда, земледельцы,
рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле,
засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблонь
– все дерева в поле посохли; потому и веселие у сынов человеческих исчезло». Пророк Иоиль пробуждал пьяниц, как бы так говоря:
«пробудитесь – и тогда будут приносить плоды ваши поля и виноградники». Далее читаем: «Препояшьтесь вретищем и плачьте, священники! рыдайте,
служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не
стало в доме Бога вашего хлебнаго приношения и возлияния». Если бы никто не плакал, я бы ничего не сказал. Все, – и народ, и
священники, – плакали, потому что Господь наказал их всякими несчастиями за то,
что они отступили от закона Божия. В те времена пророк Иоиль ревностно говорил о
Боге и тем приводил к покаянию. – Братец дорогой, – говорят слушатели, – а Братец поправляет: – Не Братец, а пророк Иоиль. И затем Братец читает далее: – «Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и
всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего и взывайте к Господу, ибо день
Господень близок: как опустошение от Всемогущаго придет он. Не пред нашими ли
глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселие и радость? Истлели зерна
под глыбами своими, опустели житницы, разрушены кладовыя, ибо не стало хлеба. Как стонет скот, уныло ходят стада волов,
ибо нет для них нажити! томятся и стада овец! К тебе, Господи, взываю; ибо огонь
пожрал злачныя пастбища пустыни, и пламя попалило все деревья в поле». Пророк пробуждал пьяниц и взывал за них к Господу, но они не
пробуждались. И все пророки делали то же самое, но люди не слушались и убивали
их. Далее, во 2-ой главе, пророк говорит: «Трубите трубою на Сионе и бейте
тревогу на святой горе Моей, – да трепещут все жители земли, ибо наступает день
Господень, ибо он близок». Бейте тревогу трезвости! День Господень близок к тебе. Он далеко от
того, кто отдаляется от слова Божия. А кто близок к слову Божию, к тому и
Христос близок. – Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Твоя песнословцы, Богородице»! ________________ После пения Братец говорит: – Еще напомню вам похвальное слово Иоанна Златоуста святому апостолу
Андрею Первозванному, празднуемому 30 ноября. Сказав это, Братец стал читать из книги «Жития святых, изложенныя по
руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго», за ноябрь, на 824–826 стр.,
следующее: «Воспоминаемый ныне Андрей, когда нашел Господа всех, как некоторое
сокровище света, восклицал, обращаясь к своему брату: «мы нашли Мессию». Андрей
после Петра родился, но первый привел Петра ко Христу и с радостью сказал ему:
«мы нашли Мессию, мы нашли сие сокровище: избегай, Петр, нищеты обрезания, т. е.
свергни с себя иго обрезания, освободись от раздранных рубищ закона, т. е.
освободись от ветхозаветнаго закона, изветшавшаго с пришествием Христа, свергни
с себя иго письмени, т. е. постановления и предписания закона Моисеева, сочти
это за нечто незначительное, пренебреги настоящим – как сновидением, и
возгнушайся Вифсаиды, т. е. городской развратной жизни – как некотораго дурного
и отверженнаго места. Оставь сеть – как орудие нищеты, лодку – как обиталище во
время потопа, рыбную ловлю – как ремесло, подлежащее морскому волнению, рыб –
как товар для чревоугодия, народ иудейский – как превозношение пред Богом,
каиафу – как отца лукаваго сборища. Оставь это все, потому что мы нашли Мессию,
Котораго предвозвестили пророки, Котораго провозгласили закон и пророки, как
некоторою трубою. Мы нашли сокровище закона. Избегай, Петр, глада письмен: мы
нашли Мессию, Котораго издревности предизобразили знамения, Котораго Михей видел
на престоле славы, Котораго Исаия зрел на серафимах, котораго Иезекииль видел на
херувимах, Котораго Даниил зрел на облаках, Котораго Навуходоносор видел в той
печи, Котораго Авраам принял в шатер, Котораго Иаков не отпустил, прежде чем не
получил от Него благословения, задняя Котораго Моисей видел на камне – Сего мы
нашли, безначально рожденнаго и явившагося в последние дни. Мы нашли Мессию, что
значит: Христос, Много Христов, но все они – смертные. Авраам был Христос, но
истлел во гробе; Исаак был также Христос, но кости его лежат во гробе. Иаков был
Христос, но – смертный. И Моисей был Христос, но был погребен, – в каком месте,
не знаем. Подобно этому и Давид был Христос, но все они были добычею смерти, все
– пленниками смерти, но Один Христос – истинно по природе Бог». Из этого учения мы видим, что Христов было много, но все они были
смертные, а Иисус Христос был и есть один безсмертный, потому что Он, по своей
природе, есть Бог и Творец всего мира. Хотя и можно сказать, что Христос, что
религиозно-воинственный человек – это все равно, и что поэтому много было
Христов, но я опять повторяю: нельзя сравнять их с Иисусом Христом – Богом,
потому что Он один воскрес из мертвых, а те все Христы из мертвых не воскресали.
И не было того времени, когда бы Христа не было. Христос днесь, вчера и во веки
один и тот же. И не было того времени, когда бы Христос не целил верующих в Его
Евангелие. Поэтому Он и заповедал нам: «ищите прежде всего царства Евангелия, а
остальное все приложится вам», т. е. Он дает от болезней исцеление, от нужды
избавление. – Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще: – Авраам-Христос освободил Лота из плена. Моисей-Христос освободил
еврейский народ от работы египетской. Давид-Христос освободил народ от ига
филистимскаго. Даниил-Христос освободил народ от зеленаго змия. – Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели, – а Братец продолжает
пояснять: – И все Христы творили великия знамения и чудеса и тем спасали
человечество. – Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет
еще: – Поэтому можно сказать, что и отец Иоанн Кронштадтский – чудотворец,
подобно Аврааму, Моисею и Давиду, был также Христос, потому что целил людей
именем Иисуса Христа. Да и каждый священник должен быть похож на Христа: только тогда люди и
могут верить, только тогда и могут быть исцеления, как чрез Иоанна Златоуста,
который также был похож на Христа по страданиям и по проповеди, которая так
сильно действовала на слушателей, что они не могли удержаться от восклицаний.
Так одна женщина, слушая его проповедь, воскликнула: «золотыя твои уста!». Так и
при Христе одна женщина, слушая его проповедь, воскликнула: «блаженно чрево,
носившее Тебя и сосцы, питавшие Тебя» (Лук. 11, 27). И Николай-чудотворец подтверждает существование многих Христов, когда
говорит, что Христородиц было много, а Богородица была одна дева Мария. Опять повторяю: много было Христов, но все они были – смертные, а Иисус
Христос один Христос безсмертный. – Спасибо! – восклицают слушатели и поют: «Седяй в славе на престоле
Божества, во облаце легце прииде Иисус… слава, Христе, силе Твоей». _______________ После пения Братец говорит: – Еще напомню вам житие святого Акакия, празднуемаго 29-го ноября. Сказав это, Братец стал читать из той же книги «Жития святых», на 806-й
странице, следующее: «Когда блаженный Акакий отошел ко Господу и был погребен в семейном
склепе, то, спустя пять дней, старец, у котораго он находился в послушании,
отправился к одному жившему там великому отцу и сказал ему: «отчет, брат Акакий,
ученик мой, умер». Отец, услыхав это, сказал: «не верю тебе, старче, потому что
Акакий не умер». Старец сказал: «отче, если не веришь мне, то пойди сам и
осмотри гроб его». Тогда преподобный отец поспешно встал, пошел со старцем в
гробницу блаженнаго Акакия и громко воскликнул над гробом Акакия, обращаясь к
нему, как к живому: «брат Акакий, умер ли ты?» Благоразумный послушник,
обнаруживая послушание и после смерти, ответил: «не умер, отче, ибо тому, кто
обязался творить послушание, невозможно умереть». Все пророки, Христос, апостолы и отцы церкви – все они живы и из
небеснаго царства учат нас здесь на земле. Хотя некоторых из них и умертвили, но
они чрез Писание учат нас, как живые. А поэтому в заключение всего скажу, что царству Христа, т. е. учению
Христа не будет конца. Всегда Христос учил чрез пророков, апостолов и отцов
церкви и будет учить до скончания века. Аминь. – Спасибо! Трезвенник
|