На главную страницу Оглавление Предыдущая Следующая
Беседа Братца Иоанна от 19 сентября 1910 года. 15-я Неделя по Пятидесятнице. В воскресение, 19 сентября, Братец Иоанн, взойдя на кафедру, сказал: Ныне Я прочту из 24-ой главы Евангелия Матфея : - « И вышел Иисус из храма, и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Тогда Иисус сказал и доныне говорит: « Все что вы видите, не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено». За что? - За что? – спрашивают слушатели, а Братец отвечает: - Без слова Христа разрушились еврейские города, и доныне люди погибают, и всё разрушается там, где Слово Христа не принимается. - Прости! – говорят слушатели, а Братец продолжает: - Какие бы здания ни были – они продаются с молотка, и какие бы ни были украшения - они разрушаются, если в людях нет Слова Божия. Поэтому, когда ученики показали Иисусу здания Иерусалима, Он, посмотрев на них, сказал: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст». - Прости! – говорят слушатели. Сколько раз Христос приходил в Иерусалим и сколько раз учил жителей его Слову Божию, но они не приняли Его. Поэтому Он и сказал: «Всё это будет разрушено». Христос поступал так, как поступает добрый отец, который научает добру Своих детей и приобретает для них богатство. Но когда он видит, что его дети ни одного дня не проводят без пирушки-гульбушки и по целым дням и ночам не выходят из гостиниц и трактиров, то он говорит им: « Я наживал для вас капитал, а вы его проживаете». «И приступили к Нему ученики и спросили Его: «Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Иисус сказал: « Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас», то есть берегитесь, чтобы кто не научил вас противозаконному. Вы ведь легко верите противозаконному, а законному, словам пророков, словам Евангелия не верите. Вас легко прельстить учением фарисеев и других лжеучителей. « Ибо многие придут под Моим именем и будут говорить: я Христос, и многих прельстят. Также услышите о войнах, ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам, но это ещё не конец». Это только начало болезней, и в этих болезнях вы можете прийти ко Христу. - Спасибо! – говорят слушатели. « Тогда будут предавать друг друга и возненавидят друг друга, и многие лжепророки восстанут». Они будут говорить ложь, а не истину, которую проповедовал Христос, и прельстят многих своей ложью. - Прости! - Бог же говорит: «Этих пророков Я вам не посылал. Ваши пророки говорили вам лестное: «Не придёт на вас беда. Мой пророк говорит: «Меч, огонь и воду пошлю на вас». Поэтому пророки, Христос и Апостолы говорили о том, что жжёт сердце и волнует совесть: о болезнях, об огне, о мече, о воде, для того, чтобы люди встревожились и покаялись. - Спасибо! – говорят слушатели. - Лжепророки прельстят многих, и по причине беззакония во многих охладеет любовь, и будут друг друга убивать, потому что лжепророки будут проповедовать не истину и любовь, которую проповедовал Христос, а ложь и вражду. «И проповедано будет Евангелие по всей Вселенной, и тогда придёт конец». Если кто-то скажет, что Евангелие ещё не проповедано китайцам, японцам и другим язычникам, то это неверно, потому что оно давно уже проповедано не только тем, но и здешним китайцам, японцам и язычникам. Они давно слышат проповедь Евангелия, да не хотят проникаться им, как Иуда, который хотя и слышал проповедь Христа, но не проникся Его Словом и удавился. И в настоящее время много таких концов бывает от того, что люди не проникаются Словом Христа. С учением Христа всё созидается, но без Его Учения всё разрушается. Покайся! - Грешны! – восклицают слушатели и поют « Царю Небесный». После пения Братец говорит: - Где нет Слова Божия, там идёт разрушение, там сын убивает отца, отец убивает сына, дочь убивает мать, мать убивает дочь. Но где есть Слово Божие, там всегда было и есть Царство Божие, которому не было и нет конца. Как в древнее время Христос и Апостолы приводили людей к покаянию своим словом, так и в настоящее время мы слышим их голос. - Слышим, - говорят слушатели. - И в настоящее время они говорят с нами. - Говорят, - повторяют слушатели. - А имя Иуды, как и город Иерусалим, разрушено и никто не хочет называться его именем. « Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, то читающий да разумеет». Если бы мы не читали Писание, то не разумели бы ни того, что было прежде, ни того, что совершается ныне. Но мы его читаем и разумеем прежнее и настоящее. Если мы читаем Писание, то оно ограждает нас от мерзости, а без Писания мерзость развивается, и всё у нас разрушается. Читающий да разумеет. И говорит Христос: « Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои».Где кто будет находиться, там он и спасётся или погибнет, смотря потому принял ли он Слово Божие, или не принял. «Горе беременным и питающим сосцами в те дни». Беременность относят обыкновенно к женщинам, но её можно применить и к мужчинам, если под нею разуметь обеременение преступлениями. Кто забеременел преступлениями, тот причиняет горе себе и другим. Поэтому когда Иуда забеременел преступною мыслию предать Христа, то предал смерти Его и себя. Так и теперь, если какой муж забеременеет преступной мыслью, то убивает и жену, и себя. Всем таковым бывает конец. Горе беременным преступлениями! Эти люди своими преступлениями, как сосцами, питают и заражают людей. «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу». «Зимою», то есть тогда, когда в вас охладеет любовь и вы уже так очерствеете, что не можете покаяться и принять Слово Божие. «Суббота» означает всякий праздник. Христос предостерегал против бегства в субботу или в праздник потому, что по праздникам люди чаще всего бывают пьяны и больше всего совершают тогда преступлений. Как только праздник, так и пьянство. «Без вина - не праздник», - говорят. «И тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира до ныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни». Мы все ожидаем кончины века, но если бы кто не верил, что будет конец мира, то пусть он посмотрит на жизнь людей и на природу в прежнее и в настоящее время, и он сам увидит, что жизнь всего живущего сокращается и что потому должен быть конец мира. Адам жил 900 лет, позднее люди стали жить 600 лет, потом 300, и чем дальше, тем больше и больше сокращается жизнь людей. Теперь уже в 50 лет у человека белеют волосы, и он делается стариком. Что же будет, если люди проживут на земле еще 7 тысяч лет? Наверное, тогда они будут такими же малыми и недолговечными, как трава и мухи. Но Бог не допустит их до такого посмешища и пошлет конец миру. Отчего же сокращается жизнь людей? Она сокращается от двух причин. Одна причина – это закон Природы , по которому всё живущее на земле, - и люди, и животные, и растения, - делается мельче и недолговечнее. А другая причина – это незнание Слова Божия . Люди не знают Слова Божия, не знают правды и потому впадают в пороки и совершают преступления. А раз они совершают преступления, то они боятся наказаний и всего, даже шороху и стуку, и от страха белеют и чернеют. И чем дальше, тем мельче и недолговечнее будут люди. Их будет много, но они будут малы и недолговечны, как трава, как мухи. Все равно как если разбить сосуд на куски, то их будет много, но они будут малы и ни на что негодны. Так и люди без Слова Божия делаются ничтожными, недолговечными и безполезными. - Прости, Дорогой! - Без Слова Божия всё разрушается: и люди, и их города. Но где есть вера в слова пророков, Христа и Апостолов, там нет разрушения. И сейчас пророки, Христос и Апостолы пребывают и разговаривают с нами чрез Писание и нисколько не умаляются. А от нас ничего не останется, даже и копоти. Почему? Потому что никому нет пользы от нас, а нет от нас пользы потому, что мы не знаем Слова Божия. Но если мы будем знать Слово Божие и будем приносить пользу, то нас никогда не забудут и будут вспоминать нас не только те, кому мы принесем пользу, но и их дети, и мы будем вечно жить. - Спасибо! - «Тогда если кто скажет вам: вот здесь Христос, или там, не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить». Моисей, пророки, Христос и Апостолы проповедовали истину и творили чудеса, а лжехристы проповедуют ложь и если творят чудеса, то не истинные, а искусственные, как египетские мудрецы пред Моисеем. «Вот Я наперед сказал вам, говорит Христос, не верьте, если будут говорит вам: там Христос, там Христос». Христос всегда Один и Тот же и Он бывает там, где двое или трое собираются и беседуют о Нем и живут согласно Его Слову. Но если люди беседуют о лжи и преступлениях и живут противно Его Слову, разве может быть там Христос? - Нет, - говорят слушатели, а Братец продолжает: - А если мы будем рассуждать о здравом учении Христа, то мы будем стыдиться делать дурное, совесть наша не допустит до порока и преступления и мы радостно скажем: «Среди нас - Христос». Как молния сверкает от востока до запада, так Христос приходит в исцелениях людей от пороков и болезней. Там был слепой – и стал зрячим, там был хромой – и стал ходить, там был нищий – и стал богат, там был измученный – и стал свободным, там был пьяница, вор и убийца – и стал Трезвым, честным и кротким. - Спасибо! – говорят слушатели, а Братец продолжает: - Исцеления Христовы и слух о них, как молния, сверкают – то там, то здесь. И видя эти исцеления, или только слушая и читая рассказы о них, другие люди также исцеляются от пороков и преступлений. Мытарь Закхей грабил людей, пока ничего не знал о Христе, а как только и к нему пришел Христос, то он сказал: «Я раньше грабил, а теперь не буду». Почему? Потому, что к нему пришел Христос. Так и всякий человек исцеляется и воскресает от пороков и преступлений, если и в его душу приходит Христос. А если Христос не приходит, то там нет воскресения, там валяются трупы и там собираются орлы. Что такое «орлы»? У древних римлян на скипетрах и на знаменах были сделаны изображения орлов. Поэтому когда Христос говорил: «Там соберутся орлы», то этим Он хотел дать понять, что придут римляне, завоюют и разрушат Иерусалим, что и случилось. Можно также думать, что «орлы» означают и птиц. Когда евреи убивали христиан, а римляне убивали евреев, и трупы убитых валялись, то на них слетались орлы и другие хищные птицы. «И вдруг после скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются». Христос говорил символически. Он приравнивал Себя и священный закон к солнцу, а закон гражданский – к луне. Луна может светить только потому, что ее освещает солнце, и притом она только светит, но не согревает. Поэтому если вам говорить только о луне, то есть о гражданском законе и ничего не говорить о солнце, то есть о Слове Божием, то вы, как не освещенные и не согретые солнцем, то есть не просвещенные и не смягченные Словом Божиим, передеретесь между собою. Без Слова Божия люди ссорятся и убивают друг друга, а со Словом Божиим они могут крепко сдружиться. Как луна может светить только при солнце, так гражданский закон имеет силу только при учении Христа. А слова «звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются» означают тех людей, которые, подобно Иуде, были на небе, то есть приняли учение Христа, а потом упали на земное учение, и в них поколебалась вера. « Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе», то есть появятся чудеса, исцеления людей от пороков, болезней и от нужды. «Тогда восплачутся все племена земные», то есть тогда не исцеленные будут плакать, говоря: «Люди целятся от пороков, болезней и нужды, а мне окаянному нет исцеления ни от пороков, ни от болезней, ни от нужды. Господи! Спаси меня». «И увидят тогда Сына Человеческого, грядущего на облаках Небесных с Силою и Славою великого». То есть увидят тогда Христа в чудесах, в исцелениях людей от пороков, болезней и нужды. Сила и Слава Христа заключается в совершаемых им чудесах, в исцелениях. Когда прикоснувшаяся ко Христу женщина, исцелилась от кровотечения, то Он сказал: «Прикоснулся ко Мне некто. Ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня». «И пошлет Ангелов Своих, с трубою громогласною. И соберут избранных Его от четырех ветров, от края до края». То есть Христос пошлет Своих служителей, ревнителей Слова Божия, и они будут трубить в трубу Христову словами Евангелия. Будут сеять веру в людях и будут исцелять их от пороков, болезней и нужды. «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви её становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето». Точно также когда люди услышат Слово Божие и проникнутся им, то они скоро сделаются мягкими и справедливыми. И говорит Христос: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; небо и земля прейдет, но Слова Мои не прейдут». Царский Закон должен быть исполнен. Если же он не исполняется, то царь наказывает за неисполнение. Христос – наш Царь, и Его Закон должен быть исполнен. Если же мы не исполняем Его Закона, то Он судит и наказывает нас. Суд и наказание бывает тем, которые не подчиняются царскому закону, но милость тем, которые подчинились ему и покаялись. - Спасибо! – говорят слушатели и поют «Верую во единого Бога». После пения Братец говорит: Из нынешнего Евангелия мы видим, что Спаситель говорил о кончине века сего и о разрушении стен Иерусалимских и указывал на признаки этой кончины и этого разрушения. И в настоящее время если мы видим, что люди в 50 лет уже седеют и делаются стариками, и все, - как люди, так и животные, и растения, - мельчает и делается недолговечным, то это служит признаком того, что близок конец мира, как желтизна листьев на деревьях служит признаком приближения осени. Точно также если люди не исполняют Слова Божия, то и от этого они преждевременно стареют и истребляются, как они сами, так и их города. Покайся! - Грешны! – восклицают слушатели. - Но кто исполняет Слово Божие, тот не истребляется, тот вечно живет. - Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»… После пения Братец говорит: - Еще напомню вам слова Апостола Павла к Коринфянам. - К нам, - говорят слушатели. - Во втором послании к Коринфянам, в четвертой главе, Апостол Павел говорит: «Мы имеет такое служение, что не унываем; мы отвергли скрытые постыдные дела, мы не прибегаем к хитрости и не искажаем Слова Божия, но открываем истину и представляем себя совести всякого человека пред Богом». Все люди, которые проникаются учением Христа, никогда не унывают, не хитрят, не обманывают, а говорят и делают правду, и потому не боятся предстать на суд человеческий и суд Божий и потому не бледнеют и не чернеют. «Если же закрыто благовествование наше, - говорит Апостол Павел, - то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не возсиял свет благовествования о Славе Христа». Хотя Христос и Апостолы всем проповедовали Евангелие, но многие, подобно Иуде, не прониклись им и погибли. Их гибель нужна была для того, чтобы другие спаслись. «Мы не себя проповедуем, говорит Апостол, но Христа распятого». - Спасибо, - говорят слушатели. «Но сокровище сие,- говорит далее Апостол,- мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная Сила была приписываема Богу, а не нам». Апостолы заботились не о себе и не о своей славе, а о людях и о Славе Божьей. Далее Апостол говорит: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем; всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтоб и Жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей». Как Христос приводил людей к покаянию, так и Апостолы приводили их к покаянию. Как Христа гнали, так и Апостолов гнали. Как Христос живет вечно, так и Апостолы и отцы церкви живут вечно, потому что в них открылся Вечный Христос. Если и в тебе откроется Христос и Его учение, то и ты будешь жить вечно. Но в нас открылся не Христос и не Его учение, а учение мирское, театральное, и мы поделались акробатами, пьяницами, развратниками и разбойниками, и потому у нас полное разрушение, Содом и Гоморра и настоящий ад. Но если мы научимся словам пророков, Христа и Апостолов, то у нас тогда все будет чинно и благородно и тогда мы избавимся от такого позорного конца. - Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». - После пения Братец говорит: - Вот Я напомнил вам Евангелие о концах жизни и слова Апостола Павла: «Мы имеем такое служение, что не унываем». Если мы будем вникать в Слово Божие и проникаться им, то и мы не будем унывать и у нас не будет черноты в лице и концов не будет, но будет вечная жизнь. - Спасибо. - Еще напомню вам… - Напомни, Дорогой! - Напомню о празднуемом сегодня святом Зосиме-пустыннике. Сказавши это Братец стал читать житие этого святого из книги «Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св.Дмитрия Ростовского» месяц сентябрь, день девятнадцатый, стр. 355. При этом Братец читал не все житие подряд, а выбирал из него подходящие для беседы места и пояснял их Своими словами. - Однажды Дометиан, правитель Киликии,- читает Братец, - отправился вместе со своими слугами в пустыню на охоту за зверями, но, гоняясь за зверями, ни одного не мог поймать. И вот на одном месте он увидал множество зверей, посреди коих ходил старец и беседовал с ними, как с людьми. - И Ты беседуешь с нами, как со зверями, - говорят слушатели, а Братец продолжает: - От правителя звери разбежались, а к Зосиме сами пришли, и он беседовал с ними, как с людьми. Увидев старца, князь спросил, кто он такой и как зовут его. Святой ответил: - Я – христианин, а имя мое – Зосима. На это князь сказал ему: - Злой старец! Каким волшебством заколдовал ты зверей, что живешь с ними невредимым и беседуешь с ними, как с людьми? - Словом заколдовал, - говорят слушатели, а Братец продолжает: - Святой сказал князю и доныне говорит: «Я не занимаюсь волшеством; но, будучи сам христианин, я не могу жить в городе с неверующими, посему и пошел в пустыню, желая лучше быть со зверями, нежели с людьми злыми. А Бог покорил мне на утешение диких зверей -–и вот я живу и беседую с ними, как с людьми». Тогда князь велел мучить святого, после чего он опять спросил его: - Расскажи о своем волшебстве, как ты очаровал зверей? Зосима опять сказал князю: «Это не волшебство и не колдовство», и еще добавлю, - говорит от Себя Братец, - и не гипноз, а Христос, Бог Мой, в Которого Я верую, вот Он послал Мне на утешение зверей, с которыми Я ныне и беседую, как с людьми. - Спасибо! – говорят слушатели. Ив.Трегубов.
|