Приветствую Вас Гость!
Четверг, 02.05.2024, 00:15
Главная | Регистрация | Вход | RSS

ХРАМ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ,
ХРАМ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ
Телефон/ факс:т (812) 2742216
aдрес: 193024, Санкт-Петербург, Товарный пер., д. 1Б

Категории раздела

Человек может избавиться от алкоголя с помощью:
Всего ответов: 742

Каталог статей

Главная » Статьи » Наша община » Трезвость

Священник Александр Васильевич РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

Священник

Александр Васильевич

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

и православное братство трезвости

Самым большим и наиболее активным братством из всех существовавших в нашей стране было Александро-Невское братство трезвости, которое основал в 1898 г. выдающийся подвижник благочестия священник Александр Васильевич Рождественский в Санкт-Петербурге.

Писатель Евгений Поселянин отмечал: “Насколько плодотворна была деятельность отца Александра, можно судить по тому, что основанное им Александро-Невское общество трезвости самое многочисленное в России и имеет 70 тысяч трезвенников! Ведь это значит - 70 тысяч семей, то есть целое население крупного города, можно считать застрахованным от когтей нужды, безработицы, беспросветного земного ада! Это громадная область, отвоёванная у сатаны, это великий живой дар Царствию Божию.

Но как надо было поработать, чтобы в короткое время совершить такое громадное дело! И какое великое чувство любви к народу и жалости к нему надо было носить в себе, какой великий внутренний двигатель, чтобы ни разу не изнемочь в непрерывном и всё расширявшемся труде! И он, действительно, и любил, и жалел.

После окончания Духовной семинарии, а затем и Санкт-Петербургской Духовной Академии, он стал священствовать в Воскресенской церкви у Варшавского вокзала, там, где дымились фабричные трубы, и православный люд, забыв Образ Божий, окунался в омут пьянства со всей широтой русской души.

Его впечатлительная душа была глубоко уязвлена созерцанием всех тёмных сторон простонародной жизни, и душевные немощи народа заставляли его глубоко страдать”.

“Он мне рассказывал, - пишет Евгений Поселянин, - что в тот день, когда ему, по случаю поста, пришлось первый раз в жизни исповедовать народ, он из церкви еле дошёл домой и почти без чувств повалился на кровать. Ему хотелось кричать криком от невыносимой внутренней боли. Перед ним разом обнаружилась вся бездна человеческого порока, всё то ухищренное, часто могущее казаться невероятным зло, какое гнездится в душе человеческой”.

Он мог действовать, потому что в душе его жила вера в несколько великих духовных сил: в силу добра, в силу таинств Православной Церкви, в силу церковной проповеди, в силу печатного слова.

В беседе с народом он был весьма прост, понятен. Сухой человек назвал бы его сентиментальным. Он владел тайной потрясать порою до глубины души своих слушателей. Он был счастлив своей деятельностью.

Бледный, худощавый, с горящими глазами, он полон был энергии и горячо отзывался на всякий вопрос, на всякое предложение. В храме он говорил проповедь таким повышенным голосом, словно хотел, чтобы его услышали и стоящие на паперти. Сплошной крик души…

Трезвенники его, число которых быстро росло, окружали его величайшею любовью… Епархиальная власть с величайшим сочувствием следила за его деятельностью. В 32 года он имел уже наперсный крест из Кабинета, говорили, что скоро его ждало протоиерейство. Он был священник того типа и времени, когда церковное дело велось не одним клиром, не без участия мирян. Он даже в руководстве журналом постоянно советовался с трезвенниками. (Он основал журналы “Отдых христианина”, “Воскресный благовест”, “Трезвая жизнь”).

Он священствовал всего восемь лет, но сколько успел сделать за столь короткий срок. Смерть его последовала 5 июля 1905 года, и она потрясла современников.

Протоиерей Философ Орнатский (он был прославлен в лике святых в августе 2000) писал: “Мы лишились в нём человека, горевшего умом и сердцем для великого дела, им и начатого, и созданного, для которого он жертвовал своим покоем, сном, пищею. Огнём любви к этому делу горел он за недолгие годы своей службы и в короткое время сгорел дотла.

Чтобы дать почувствовать трезвенникам силу воодушевления множества людей одною идеей, одним стремлением, он устраивает крестные ходы, далёкие паломничества…

Ещё не умолкли восторженные рассказы трезвенников о паломничестве на Валаам во главе с архипастырем, как о. Александр устраивает грандиозный крестный ход в Сергиеву пустынь и сам ведёт его от своего храма до обители.

Крестный ход к могиле священника Александра Рождественского 1 января 2005г.Он истинно пал за плугом, на любимой ниве своей. И в предсмертные дни, при расставании с жизнью, он в полусознательном состоянии говорил о беседах с народом, о речах, о чтениях”.

Памяти

о. А.В. Рождественского

В юном сердце, любовью зажжённом,

Загорелась призванья заря…

С той минуты в труде напряжённом

Он прошёл и светя, и горя…

Пред бездонною скорбью народа

Он горел, и весь холод прихода

Тем любовным огнём сожигал…

Он светил… и из мрака печали

Все, не задано счастье кому,

Кто без факела в жизни блуждали, -

Все с надеждою льнули к нему…

Оттого-то и в день испытанья,

Когда миг расставанья настал,

Велики так их были страданья…

Так народ безутешно рыдал

Священник Иона Брихничев

13.Х. 1905

 

 

Надгробный памятник на могиле отца Александра Рождественского сооружен в виде колокола-великана с крестом. Это не случайно: батюшка мечтал поднять на колокольню Воскресенской церкви у Варшавского вокзала 1000-пудовый колокол с надписью “За трезвую жизнь”, который бы будил совесть пьющих русских людей. Такой колокол был отлит после смерти пастыря, но пришедшие к власти большевики распилили его на огромные куски, из которых впоследствии отлили памятник вождю мирового пролетариата, до сих пор стоящий в нише перед Варшавским вокзалом.

“Ведите себя трезво, чисто, свято”, - так взывал батюшка к своим духовным чадам, так взывает его память к нам и сейчас.

Комментарий от редакции

К сожалению, ситуация в нашей стране сейчас ужасающа. В настоящее время по потреблению алкоголя Россия вышла на первое место в мире. Как сообщил в докладе “Алкогольная ситуация в России” главный научный консультант Центра алкогольной политики доктор медицинских наук А.В. Немцов, половина взрослых мужчин в России страдает от неумеренного потребления спиртного. Пьянство перешло все мыслимые границы.

Приведем некоторые впечатляющие цифры. В Царской России 43% мужчин в 1913 году были трезвенниками. В 1979 году таких мужчин оказалось 0,6%. Женщин-трезвенниц в Царской России было 90%, в 1979 году таких женщин оказалось 2,4%. Самое страшное в наши дни то, что запила женщина. Народ вымирает.

Сможем ли мы возродить Родину? На все воля Божия. Но надо всегда помнить о том, чем жили наши предки, чем укрепляли Родину и дух свой, преодолевали страсти и соблазны.

 

Как писал поэт С. Бехтеев:

Не должен, не может

Народ мой великий

Бесовское рабство влачить,

Он все одолеет, он все превозможет,

Сумеет себя воскресить.

Ведомый ко благу Господней десницей

Сквозь дебри житейских невзгод.

Он встанет, как Лазарь,

Из смрадной гробницы

И к Божьим стопам припадет.

Материал подготовлен на основе статьи “Апостол трезвости” из книги Лидии Соколовой “Когда горит свеча”, - Санкт-Петербург, 2003г., стр 53-57 и на основе публикаций газеты “Трезвение”, Абакан, 2003-04г.

Категория: Трезвость | Добавил: trezvograd (22.11.2008)
Просмотров: 1806 | Рейтинг: 0.0/0