Результаты исследования по Иоанну Кронштадтскому. Часть III

 Книга: Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Творения   Дневник. Том I
1856-1858
Книга первая. Мысли при чтении священного писания.
/Издательство «Отчий дом». Благотворительный фонд «Северная Обитель». Москва 2001 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II/

1)   Мысли при чтении книги Исход.
Стр. 253
«ст. 25 Да послужиши Господу Богу Твоему: и благословлю хлеб твой и вино твое и воду твою, и отвращу от вас болезнь.
   Служи Господу – и благословение Божие будет на всем доме твоем и на всем имении твоем».
2)   Мысли при чтении книги Левит. 12 декабря 1856 года.
Стр. 260
«Гл. 10 ст. 9 <Вина и сикера не пийте, ты и сынове твои с тобою (говорит Господь Аарону), егда входите в скинию свидения, или приступающим вам ко алтарю, да не умрете.>
   Если ветхозаветные священники должны были воздерживаться от вина и сикера пред временем входа в скинию и приближения своего к алтарю, то не тем ли более мы – новозаветные священники».
3)    Мысли при чтении Евангелия от Луки
Стр. 383
«Гл. 12 ст. 45-48 <Аще же речет раб в сердце своем: коснит господин мой приити: и начнет бити рабы и рабыни, ясти же и пити и упиватися: придет господин раба того в день, в оньже не чает и в час, в оньже не весть: и растешет его, и часть его с неверными положит. Той же раб ведевый волю господина своего… Неведевый же…>
   Мы все рабы; Господин наш, вечный Господин всего мира, бывший недолго на земле, восшел на небо и придет некогда опять потребовать отчета в том, что каждый из нас сделал здесь… Будем же мы всегда помнить, что у нас, рабов, есть Небесный Господин, Который потребует от нас отчета в наших делах, и будем здесь забываться: бить подчиненных нам, есть, пить и упиваться, то есть в этом только и жизнь свою поставлять. 
   Мы большею частию все живем так, что не думаем о Господине».
4)   Мысли при чтении Евангелия от Иоанна.
Стр. 463
«Гл. 2 О браке в Кане Галилейской и о чуде претворения воды в вино…
… Так хорошо, добротно было вино, сделанное из воды, тогда как тоже, вероятно, было очень хорошо в своем роде и вино женихово, потому что брак был не из бедных, как видно. Так для Бога все возможно: Ему не нужен непременно сок винограда, чтобы сделать вино; по Его слову и вода может превратиться в виноградное вино, притом самое лучшее. И точно: естественный материал вина виноградного есть виноградные ягоды, а средства сделать вино есть изгнетение сока из них и брожение его. Но для Бога нет надобности ограничивать Себя этими материалами и этими средствами, чтобы сделать такое же и лучшее вино. У Него на это есть воля и всемогущество. Как камни по Его слову, могут претворяться в хлебы, так и вода в вино. Что после этого удивительного, если в таинстве Евхаристии вино превращается в истинную Кровь Господа? В этом чуде виден искусный, премудрый Механик мира и всех частей его».
5)   Мысли при чтении книги пророка Иезекииля.
Стр. 576.
Гл.16 «ст. 49. <Сие беззаконие Содомы… гордость в сытости хлеба и во изобилии вина… и сластолюбствоваша: и руки убогому и нищему не подаяху, и величахуся…>
   Как многие и ныне горды в сытости хлеба и во изобилии вина, сластолюбивы и жестокосерды!»


 
   Книга: Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Творения   Дневник. Том I
   1856-1858
Книга вторая. Мысли при чтении священного писания.
/Издательство «Отчий дом». Благотворительный фонд «Северная Обитель». Москва 2002 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II/

1)   стр. 69
«Однажды зажигал я лампадковую светильню… Вытянув из трубочки светильню и налив полную лампадку масла, я зажег светильню. Но по причине водянистости она скоро погасла… Мне пришло на мысль в это время сравнить светильню с сердцем человеческим… Не так ли огнь благодати Божией борется с нашими сердцами, усыренными, отягченными объядением и пьянством и разными страстями, и не может скоро воспламенить их…»
2)   стр. 112 «Этот огонь в ваших папиросах, сигаретах, трубках есть верный предтеча геенского огня, если вы страстно, постоянно возгнетаете его. Это – похмельное пьянство! Как огонь вина в утробе пьяницы есть предтеча вечного огня, так огонь в папиросах… есть верный предтеча огня. О сатанинские ослепления и пленение людей».
3)   стр. 140 «Сердце, обремененное пищею и питием, бывает грубо, бесчувственно для молитвы и – в довершение несчастия подвержено неверию. Опасно совершать с сытым желудком общественное Богослужение: диаволу самое подручное средство для действия на наше – обремененное объядением и пиянством сердце».
4)   стр. 148 «…<внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк. 21, 34) >. – Обремененная пищею утроба теряет благие свойства, какие нужно иметь человеку; она теряет чувство веры, любви, благости; она удаляется от Бога; недаром сказано: уты, разшире, утолсте (Втор. 32, 18) и – отвержися. Поистине отсюда и важное значение поста в духовной нашей жизни».
5)   стр. 177 «Что такое гостиница в нашем городе N?... Страшно видеть, что в них бывает: человек, в точном смысле, уподобляется здесь скоту несмысленному, даже является хуже его; как будто в какой чужой сосуд, который ему нет нужды беречь, он бросает или вливает в свой желудок так много пищи и пития, особенно хмельных напитков, с такою жадностию, с такою слепотою, чуждою всякого рассуждения поспешностию, что животный сосуд этот скоро наполняется, а часто и переполняется, и всякая всячина, брошенная в него, наконец, идет вон… Язычники так едва ли упивались во дни своих празднеств после жертвоприношений богам своим… На нашем небольшом острове сатана видимо поставил престол свой, живете, <идеже престол сатанин> (Откр. 2, 13)».
6)   стр. 198 «А когда сидите за столами роскошными, обремененными множеством напитков и переменных блюд, и сладко, часто до пресыщения, пиете и ядите, я вспоминаю тогда слова Спасителя: <внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими> (Лк. 21, 34), или <горе вам, насыщении ныне: яко взалчете> (Лк. 6, 25)…»
7)   стр. 243 «Надо с крайнею осторожностию и разборчивостию употреблять яства и пития. Лукавый ставит сети и в пище, и питии…
– Сегодня чрезвычайно отяжелело сердце мое от употребления пива после вечерни и моченого яблока, а потом – вечером – молока. Будь внимателен ко всему. Везде может занять неосторожного лукавый. А он так занял меня сегодня, что я едва мог молиться и не мог поднять свободно ума и сердца горе».
8)   стр. 283 «Из двух зол избирать нужно меньшее. Если сердце отчего-нибудь скорбит, предается унынию или сильной тоске, то можно развеселить себя чем-нибудь, например какою-либо песнею, или даже каким-нибудь чувственным удовольствием, например вином или другим чем. <Дадите, сказано, вина, сущему в печалех> (Притч. 31, 6)».


Книга: Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Творения   Дневник. Том II
   1859-1860
Богопознание и самопознание, или внутреннее священнонаучение от Святого Духа.
/Издательство «Отчий дом». Благотворительный фонд «Северная Обитель». Москва 2003 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II/

1)   стр. 17
«Всеми мерами избегайте страстей, именно наклонности к гордости, сладострастию, к пьянству, к гневу и раздражительности, к воровству и обману».
   «Бойтесь предаваться страстям особенно потому, что страсти свои, если вы супруги передаете своим детям. Если вы были склонны к пьянству, к прелюбодейству, к объядению, скупости – это передадите вы и детям».
2)   стр. 24 «Вина и сикера не имать пити, и Духа Святаго исполнится… (Лк. 1, 15). Как много значит не пить вина и сикера! (сикер (церковно-славянский) – хмельной напиток, кроме виноградного вина: например пиво, мед). Непитие тесно связано с вселением Духа Святого».
3)   стр. 37 «Когда видишь пьяного, говори сердцем: «Господи! Призри милостивно на раба Твоего прельщенного лестию чрева и плотского веселия; даруй ему познати сладость воздержания и поста и проистекающих от него плодов духа…» – Так или подобным образом молись о всех согрешающих и не дерзай никого презирать за грех его или мстить ему: ибо этим увеличились бы только язвы согрешающих, и исправляй советами, угрозами и наказаниями, которые служили бы средством к прекращению или удержанию зла в границах умеренности».
4)   стр. 51 «Кронштадт – город мзды неправедной, город пьянства, разврата, разбоя, картежной игры, город всех увеселений бесовских (управляющий губернатор, секретарь Думы, стряпчий, архитектор, губернатор – не говоря о других)…
5)   стр. 72 «С лакомою пищею, особенно обильною, сердце делается расслабленным для духовных подвигов, особенно для молитвы, становится дебело, отолстевает. «Внемлите, говорит Господь, да некогда отягчают сердца ваша, объядением и пианством» (Лк. 21, 34); значит, по противоположению, сердца бывают легки, духовны, когда человек постится».
6)   стр. 120 «Умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду» (1 Кор. 9, 27). Смотри, как необходимо священнику изнурять и порабощать свою грешную, лукавую плоть! Иначе она сделает его самого неключимым в жизни и проповедничестве! Пресыщение и пьянство – прочь от священника!»
7)   стр. 121 «Как незначительно то, что остаются неизменными виды хлеба и вина в причащении – в сравнении с тем, что производят эти виды, преложенные в Тело и Кровь Христову, – в душе моей! Виды для меня ничего не значат «Плоть не пользует ничесоже» (Ин. 6, 63). Тайны преисполняют меня жизнею. «Аз приидох, да живот имут и лишше имут» (Ин. 10, 10).
8)   стр. 148 «О чем я молюсь нередко за службою Божественной? – Чтоб было меньше пьяниц, прелюбодеев, воров, обманщиков, соблазнителей. Чтоб Бог дал преспеяние христианской жизни и просвещенный разум».
9)   стр. 219 «В ком бесы живут? В людях свинского нрава, жадных до пищи и пития и живущих нечисто. Что будет с такими людьми? Смотрите: они потонут в бездне вечного огня (в езере огненном) (Ср.: Откр. 20, 15), как упоминаемые в Евангелие свиньи, в коих вошли бесы, устремились в море и перетонули (Ср.: Мк. 5, 13). Вот куда гонят бесы всех людей, в коих они живут, – в бездну вечного огня. Господь наглядно представил нам эту истину в Евангелии. Христиане! Убойтесь!»
10)   стр. 271 «Я должен раскаяться в грехах юности, в грехах соблазна. Быв руководителем других (старшим), я подавал пример нетрезвости и других грехов. Грехов юности моея, Владыко, не помяни (Пс. 24, 7) и не осуди меня за них».
11)   стр. 278 «Несмотря ни на что должно любить родителей, хотя бы они имели недостатки, бросающиеся в глаза. Хам проклят за то, что поглумился над опьяневшим и обнажившимся родителем».
12)   стр. 350 «Два господствующие у нас порока бесстыдно поднимают голову свою: пьянство и распутство. Поразим их, по долгу нашему, мечом Слова Божия».
13)   стр. 373 «Тиран-сатана жестоко ругается над людьми от того, что они забывают Христа Спасителя, Победителя диавола и смерти, и не просят Его помощи; ругается над маловерами, неверами, пьяницами, прелюбодеями, завистниками, скупцами, ненавистниками; и как он тиранит их жестоко!»
14)   стр. 376 «Пресыщение и пианство – добровольно налагаемые оковы, которых не замечаешь, как одеваешь: по причине приятности пищи и пития, – но которые тяжело сказываются, когда уже одеты».
15)   стр. 383 «Прелюбодеяние – в тесной связи с несоблюдением постов, с объядением и пианством».
16)   стр. 391 «Отчего мы видим многих, которые от Чаши Христовой часто идут к чаше вина и упиваются им; отчего множество христиан скоро после причащения Святых Таин видим татями, грабителями, пияницами, прелюбодеями… (и прочее), преданных всяким страстям? От недостойного приобщения. Иначе Христос жил бы в них и производил бы в них плоды добрых дел. Это, несомненно. Значит, много недостойных причастников. – Горькая истина! Страшная истина!»
17)   стр. 408 «Когда же молишься о грешниках живых, то молись о них так же, как о себе. Видишь, например, пьяницу и знаешь, что ему угрожает огонь вечный, – всеми мерами старайся восхитить его из огня».
18)   стр. 430, 431 «В неделю о расслабленном – о расслаблении нравов. Много видов душевного расслабления: пьяница – расслабленный духом, блудный и прелюбодейный – расслабленный духом и телом. Оставляя другие виды духовного расслабления, обратим свое внимание преимущественно на два вида духовного и вместе телесного расслабления – на пьянство и распутство, разливающиеся в нашем городе (Кронштадте), подобно огромному пламени, попаляющему нечистым, адским огнем своим души и тела человеков, созданных по образу Божию и искупленных бесценною Кровию Богочеловека Иисуса Христа… Отчего разливается порок сладострастия? – От невоздержанности в пище и питии; от несоблюдения постов».
19)   стр. 432 «Показать, как пьяницы в извинение свое оправдываются сообществом и соблазнами его; советами докторов. Пример, как один несчастный пьяница говорил, что ему доктор не велел оставлять пить: иначе он помрет».
20)   стр. 434 «О! Как я изображу состояние пьяниц и прелюбодеев, застигнутых смертию без покаяния!.. В жизни настоящей они не видели всего безобразия и отвратительности своего порока, а тем он представится как есть, во всем чудовищном своем виде!»
21)   стр. 435 «Как вино, и в малом количестве принятое, отягощает своими парами тело и волнует кровь, так грех, только в мысли и на одно мгновение допущенный, помрачает ясность души, лишает ее премирного состояния и как бы налагает на нее какую тяжесть».
22)   стр. 548 «Пьяный, разевая перед царем рот, оскорбляет тем его величество и, не получая от него милости, иногда подвергается за то наказанию. Грешник, без смирения в сердце молящийся, оскорбляет Божие величество и не только не получает от Него милостей, но еще подвергается от Него наказанию».
23)   стр. 722 «Бегайте пьянства: оно расстраивает телесные силы и душевные способности».


  Книга: Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Творения   Дневник. Том III
   1860-1861 гг.
Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней.
/Издательство «Отчий дом». Москва 2005 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II/

1)   стр. 19
«Ты, как священник, часто соединяющийся в Святых Тайнах с Источником живота (Ср.: Пс. 35, 10), не чувствуешь в сердце тоски и ужасающей пустоты: а миряне, а люди, живущие по духу века сего? О! Они чувствуют убивающую скуку и пустоту в душах своих – и ищут развлечений, увеселений, пьянства. – Конечно, они сами виноваты, что чувствуют скуку и пустоту, потому что не читают Священного Писания и книг душеспасительных, не прилепляются к Богу молитвою и Богомыслием. Поэтому можно быть к ним снисходительными, видя их развлечения».
2)   стр. 18, 19 «Что значит отвергнуться себя (Мф. 16, 24)? – Значит отвергнуться своего ветхого, страстного человека (Ср.: Еф. 4, 22; Кол. 3, 9), самолюбивого, склонного к ненависти, зависти, гордости… объядению, пьянству, татьбе, прелюбодейству, – ветхого человека, в котором живет, имеет свой престол и которым действует и управляет сатана».
3)   стр. 20 «Не допускать явных пьяниц и прелюбодеев до причащения».
4)   стр. 31 «Слава чудесам животворящих Таин Тела и Крови Христа Бога. По пробуждении утром я сегодня чувствовал себя очень тяжело; какая-то чрезвычайная жгучесть в животе, в боках и в спине расслабляла меня, и я едва мог молиться, и почти бесчувственно и – едва мог стоять; обедню служил с крайним расслаблением душевных и телесных сил; но лишь только я причастился Святых Таин и Крови Христовых, жгучесть почти мгновенно исчезла вместе с расслаблением, явилась живость и теплота сердечная, и я совсем ожил, как бы из мертвых стал живым… (Вид вина обыкновенно имеет свойство горячить, а тут Тело и Кровь в виде вина прохладили пещь тела. Чудно! Поразительно!)».
5)   стр. 33 «Молясь, все делайте разумно… Когда ставите свечу перед иконою, вспомните, что жизнь ваша есть как бы горящая свеча: догорит и потухнет, или что иныя заставляют ее гореть скорее, чем следует, (подливая в свое тело) воспламеняя много и часто телесную и духовную жизнь страстями: многоядением, вином и другими удовольствиями».
6)   стр. 41 «Грех закрывает сердечные очи;… сребролюбивый, объедало, пьяница думают, что они утаиваются с своими пристрастиями. Но Бог видит и судит. «Наг есмь, и скрыхся» (Быт. 3, 10). Так говорит своими делами всякий грешник, скрывающийся от  вездеприсущего Бога».
7)   стр. 108 «Пища во чрево вмещается и афедроном исходит (Ср.: Мк. 7, 19). Смотри, как недалеко назначение пищи? – Во чрево вмещается и афедроном исходит – со смрадом. Смотри дальше: вот тело мертвеца, безжизненное, хладное, гниющее – Вот последний конец всякой пищи; далее не простирается никакая пища: вот где получают конец все лакомства, все пресыщения, пьянство, всякое невоздержание плоти. Что же ты ценишь в пище? Что ты к ней привязываешься? Что ты так много об ней заботишься? – Безумство!
8)   стр. 157 «Что сказать, в частности, о военной молодежи? Она высоко поднимает свою голову и рассеянна до крайности. Собрание (в клубе), театры, трактиры – вот их сфера; церковь – что-то чуждое для них. «Сердце их далече отстоит от Мене» (Мф. 15, 8). Вот что говорит об них Господь».
9)   стр. 174 «В пост.
   Сытость плоти производит мало по малу расслабление сердца в вере и добродетели: охлаждает молитву…делает холодным и нечувствительным к бедности и бедствиям других, значит, изгоняет любовь из сердца, удаляет от нас Духа Божия…
   Содом и Гоморра сытостию хлеба и вина (Ср.: Иез. 16, 49) довели себя до того, что вдались во все пороки, ударились во все мерзости и – лишились совершенно Божией милости. – Как поэтому необходим пост!
10)   стр.187 «Иной человек, даже монах, рад твоему посещению, силою влечет тебя к себе и, завлекши в свою квартиру или келью, предлагает вино и хлеб, овощи, какие попало, или другое что. Подумаешь: какое радушие! Оно и в самом деле так, да радушие-то выходит плотское: надо по одной рюмочке пройтись, как выражаются, потом по другой, а там и по третьей. – Смотришь – и веселье плотское пошло. Вот как с доброго-то пути мы совращаемся на худой. А как незаметно, благовидно!»
11)   стр. 202 «Ни в чем, кроме Бога, нет истинного покоя и услаждения нашему сердцу. Больше всего ищут услаждения в пище и питии. Но пища и питие, принятые в бОльшем количестве, чем сколько нужно для поддержания сил телесных, обременяют нас… Итак, безумие – искать услаждения в приятных кушаниях и цельных винах».
12) стр. 350 «… жену Бог укрепляет в терпении и очищает грехи ее пьяным и буйным мужем, который понесет от Бога должное наказание своим грехам и тем скорейшее и жесточайшее, чем он пьянственнее и жестче к своей жене».
13)   стр. 353 «Праведны присно над нами суды Божии (Ср.: Дан. 3, 27): каждый из нас умирает насильственно от той страсти, которой порабощен был преимущественно и нераскаянно, то есть неисправимо: пьяница умирает от пьянства… Господствующая страсть в человеке оказывается, таким образом. по словам Спасителя, ножом, который перерезывает нить нашей жизни».
14)   стр. 399 «Что значит непостоянство сердца человеческого в вере и благочестии?... Значит неустойчивость его в истине и склонность к диавольской лжи… Положим, ты сначала имел живую веру в Бога, был… трезв, чист телом, а потом ты ослабел в вере… или даже обратился к делам беззаконным: пьянству, к блудным делам…
   В непостоянстве его обнаруживается ни больше, ни меньше как невнимательность и неблагодарность его к многоразличным, великим, неоценимым благам веры, его нечистое, плотское, двоякое, лукавое сердце, тайное желание наслаждаться благами плотскими, временными, желание – идти широким путем мира, а не тесным путем, ведущим к Царствию Небесному (Ср.: Мф. 7, 13-14)».
15)   стр. 479 «Обряды Церкви над умершим имеют целию – привести на память всем предстоящим при гробе неизбежность смерти… Хорошо, безгрешно после трудов провожания и после скорби о покойном подкрепить силы души и тела и телесным утешением: для этого приготовляются обеды, но не одобрительно на них множество кушаньев и вин, грешно пресыщение и пьянство после того, когда все ясно видели суету и тленность пищи и пития на мертвеце. Стол должен быть умеренный, подкрепляющий и ободряющий, не более. Три кушанья во славу питающей и милующей нас Троицы и две рюмки вина – и довольно. Если кто Боголюбив и Церкви-матери своей послушен, да делает впредь так;… да не радует более диавола, посмевающагося уставам матери нашей Церкви; да не раздаются на поминках наших голоса пьяных и пресыщенных… Как! Вы пьяны – и избытками даров Божиих плещете, как рыбы водою?
   Вспомните, что в это самое время, как вы пресыты и пьяны, многие из братий ваших едва имеют насущный кусок хлеба, добытый в поте лица (Ср.: Быт. 3, 19); и тогда как вы напились вином, они пьют воду и благодарят Бога. Хорошо бы хотя остатки стола погребального отдать бедным на помин души покойного. Это было бы полезнее для него в сто раз, чем угощение пьяных гостей».
16)   стр. 482 «Тебе нужно и наказание за наслаждение чрева. Болят у тебя зубы? – Удали причины, производящие приливы крови к голове и поставляющие кровь в необходимость устремляться извнутрь к оконечностям: оставь жирную и вообще скоромную пищу,… брось курить табак, пить вино, имей более движения на свежем воздухе… А то мы – о глупые мы люди – сами на себя наводим болезни потому именно, что не хотим оставить того, что страстно любим: лакомой пищи, вин, табаку, потому что не хотим обуздать страстей своих…»
17)   стр. 484 «Вы, прославляющие вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца – не будьте сребролюбцы, скупцы, пьяницы, прелюбодеи, тати, обидчики…, а будьте Боголюбцы, щедры, милосерды, благи, кротки и смиренны. Поступая так, вы почтите как должно праздник Вознесения Господня от земли на небо: ибо сами, таким образом, совознесетеся с Господом от земли на небо. – А этого и желает Он от наших празднований».
18)   стр. 501 «В бытность протоиереем заставить почитать праздники… Пьянство, прелюбодейство ослабить: просвещению духовному и нравственному содействовать».
19)   стр. 503, 504 «А ты, чревоугодник, ищущий вакхических удовольствий, – знай, что уста твои прежде всего должны издавать славословие и благодарение Богу от избыточествующего верою и любовию сердца; знай, что в тесной связи с твоим чревом находится сердце твое, или то, что ты называешь душою своею, этот внутренний человек, который связывается, подавляется и становится сам плотским от твоего чревоугодия – от твоего объядения и пиянства по тесной связи сердца с желудком – для того и другого служат одни и те же уста, устами ты кушаешь и пьешь; устами же и говоришь, один и тот же язык. Вспомни о высоком назначении твоих уст: они – прежде всего орган твоего слова – этого высокого отличия твоего от других земных тварей; ты молишься ими Богу, воздаешь ими хвалу и благодарение; беседуешь через них с людьми, выражаешь ими чувства любви и дружбы, а потом уже они служат органом вкуса и проводниками пищи и пития в желудок; заметь – пищи и пития, то есть только необходимого питания тела. А ты что делаешь? Лакомишься, пресыщаешься, упиваешься? Разве для напитания тела нужна лакомая пища…, не напротив ли – лучше грубая и простая, равно как для необходимого растворения пищи разве нужны изысканные супы и ухи, вина различные и разные искусственные питья? Не лучше ли одна простая похлебка и простая вода?... А мы чем не напаяем своего чрева – каких питий не достает у нас, самых изысканных? – А то оттого мы болеем; оттого преждевременно расстраиваем свое здоровье, преждевременно умираем.
20)   стр. 516 «Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, – и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане! Ибо что мы видим, в праздники? – Праздность совершенную, разнузданность плоти – пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! Какое угодие плоти! Какое усердное служение диаволу!... Впрочем между пьяными и преданными разным порокам людьми в праздники больше встречаешь таких людей, которые не были в церкви (и вовсе не знаю праздника, потому что ничего об нем не слышали). Для них существует только праздник, праздник плоти. Ах! Доколе мы – священники не восстанем против всех бесчинств в праздники Господни… (чтобы восстать с силою Духа Святого на все эти бесчинства в праздники Господни в новом Израиле), чтобы и все силы свои, всю жизнь свою употребить во славу Божию – на искоренение между христианами этих непотребство?... Есть много и нашей вины в том, что христиане не так проводят праздники, как должно; мы не обличаем, не запрещаем, не умоляем их со всяким долготерпением и учением – проводить праздники и вообще жизнь по-христиански. Мы мало говорим о праздности, пьянстве, распутстве, мы не гремим в церкви Божией словом Божиим против этих пороков, страшно овладевших христианами нашего города… Мы не всегда отлучаем, в страх прочим, от Святой Чаши известных своим пьянством и прелюбодейством лиц и даем чрез то этим заразительным и мерзским порокам все более и более усиливаться… – Господи! Пошли ревностных делателей в вертоград Твой не ищущих своих си (Ср.: 1 Кор. 13, 5), а ищущих яже Христа Твоего. Даруй им ревность пророческую и апостольскую силу и мудрость, да возделывают они неутолимо день и ночь нивы сердец человеческих!»
21)   стр. 581 «Постоянно плоть моя алчет зла и стремится к нему: вот предо мною пища и питие: она беспокойно и торопливо влечет меня к пресыщению и пьянству…; я – воин: она влечет меня к воровству,.. пьянству…»
22)   стр. 631 «По той мере, как увеличивается служение наше плоти, ослабляется духовная наша сторона, плоть покоряет себе дух, подавляя его небесные стремления. Положим, что вы постились несколько дней и душою почувствовали всю пользу поста; но попробуйте выпить две рюмки водки и закусить хорошенько – станете после этого на молитву и увидите, как далека искренняя молитва от вашего сердца, как далече сердце ваше от Бога, как плоть влечет вас долу, как сердце ваше одебелело (Ис. 6, 10; Деян. 28, 27) или уты и утолсте и разшире: и забы Бога (Ср.: Втор. 32, 15)».
23)   стр. 632 «С пресыщением и пиянством враг бесплотный входит в сердце человека: это каждый внимательный может ощущать, особенно при благочестивых занятиях. И вот причина, почему с возрастающим пиянством усиливается так страшно наклонность к пьянству (от того, что восстает сила врага над человеком), отчего заметна у пьяниц такая сила, влекущая их невольно к удовлетворению страсти, или внутреннего стремления к вину. У этих несчастных враг в сердце. Чем же изгнать беса пиянства? – Молитвою и постом (Мк. 9, 29). Входит оттого, что люди предаются плотскому образу жизни, чревоугодливости и не молятся; естественно, что может выйти из них от противоположных причин: поста и молитвы».
24)   стр. 648 «Священнику не шло бы употреблять молоко, коровье масло, особенно мясо, хотя это и не запрещено по немощи нашей. Что идет мирянину, то не идет священнику. Особенно не идет ему пить водку, разве саму малость, и курить или нюхать табак».
25)   стр. 655 «Горе, горе нам, грешным нам, называющимся православными христианами: что мы видим в нашем городе, не говорю о других местах, а о нашем городе – везде, куда не поедешь? – Пресыщение, пиянство, страсть к циркам и театрам – настоящее язычество! В праздники вместо того, чтобы сходить в церковь и Богу помолиться… многие идут в трактир или в питейный дом и там наедаются и напиваются в праздник донельзя – вместо того чтобы почтить праздник воздержанием. У иностранцев, хотя они не православные христиане, в воскресные и праздничные дни запечатываются места винной продажи, и все ходят к службе…; не думают ходить в домы увеселительные: а у нас – горе! Что праздник, то пресыщение и пиянство… Что мы делаем?
   Горе, горе, горе и нам, пастырям, что мы мало обличаем, запрещаем и умоляем христиан (Ср.: 2 Тим. 4, 2), чтобы они вели себя по-христиански».
26)   стр. 656 «Есть люди жадные, завистливые, которые едят много и готовы все съесть для того только, чтобы не осталось от них пищи другому, пьют много – готовы все выпить – только чтобы другим не осталось. О скоти бессмысленные! О раби тления! Как они высоко ставят свое удовольствие, грубое, низкое, брюшное – свиньи, настоящие свиньи. Как они бездушны… Надо презирать пищу и питие и сверх меры никогда не пить, не есть – пусть останутся остатки…; душа моя дороже их – я не хочу обременять ее излишним употреблением тленной пищи и пития… и принесу в жертву Ему благоугодную и свою волю, и свое чрево, да призрит Он, Владыка живота моего, милостиво на меня, недостойного раба Своего, жертвующего Ему своим плотским удовольствием; не хочу служить диаволу, которые прельщает меня и доныне ядию, как прельстил Адама и Еву; не буду обременять и затмевать ясность души моей множеством пищи и пития – этого тления земного».


 

Книга: Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Творения   Дневник. Том IV
1862
Душеполезные наставления. Познай самого себя.
/Издательство «Отчий дом». Благотворительный фонд «Северная Обитель». Москва 2006 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II/

1)   стр. 14
«Диавол есть дух сомнения, смущения и боязни, уныния, лености, праздности, объядения, пианства, сонливости, брани, сквернословия, хулы…»
2)   стр. 25 «Злой дух есть, между прочим, дух тоски и злого уныния. Он гонит неосторожных, нетерпеливых и склонных к чувственным удовольствиям – проводить время в пустых играх…, предаваться чревоугодию, пресыщению и пианству. О всезлобный и коварный враг! »
3)   стр. 57 «Лживейшая надежда на хлеб, на единый хлеб (Ср.: Мф. 4, 4; Втор. 8, 3) изобличает на деле свою пагубу ежедневно – покушал я хорошо, приятно, сытно: водочки выпил, мяса избранного, пирога сладкого покушал, хорошо так чувствуется и молитва, кажется, не совсем прочь от сердца; вот и слезы струятся. Но ненадолго. Подожди, скоро почувствуешь и весь вред от твоей приятной и питательной пищи: соразмерно сладости в приеме пищи тебе дан будет от лукавого прием горечи…, он измождит, обессилит твое тело, заставит тебя от скорби чрезмерной пролить горькие, горькие слезы, запнет тебя страстями».
4)   стр. 72 «Хуже ли Я тебя упоеваю из Чаши Моей, что ты пьешь водку?» – Мало разве Я веселю тебя, что ты пьешь еще для веселья (печени) увеселяющее питие?» – Господи! Твое веселье, от Чаши Твоей получаемое, совершенное, несравненное: оно и сердце веселит и тела не обременяет ни мало; и веселит сердце чисто, возвышенно, покойно; а вино веселит сердце (Пс. 103, 15), но и отуманивает и одебеляет его и тяжесть производит потом в душе и в теле… – Итак, оставь пить водку. Не отуманивай своего сердца, не прогоняй благодать Мою от себя: она нежна, тонка, целомудренна и легко оскорбляется малейшим плотским угодием. – Я люблю желудок постный, питающийся простым хлебом и водою».
5)   стр. 74 «Мы знаем, что многие иереи причащаются, имея сердце, преданное серебру, зависти, злобе, пресыщению, пиянству, прелюбодейству и прочим грехам. Такие суд себе ядят и пиют, а не прощение грехов, а не жизнь вечную, ибо не рассуждают Тела Господня (Ср.: 1 Кор. 11, 29). Такие попирают Сына Божия и горшия сподобляются муки (Ср.: Евр. 10, 29)…»
6)   стр. 83 «Человекоугодник и чревоугодник не может быть рабом Христовым, истинным любителем его (аще бо бых человком угождал, Христов раб не бых убо был (Гал. 1, 10)). Положим пример, что он сегодня причастился и ради Причастия Святых Таин он должен особенно соблюсти воздержание в пище и питии. Но вот к нему приходит приятель – начинаются приготовления: вино, закуска, чай-сахар. Приятель просит выпить хозяина или сам хозяин, будучи рад гостю-приятелю, просит усердно приятеля выпить рюмку-две; вот они выпивают и закусывают, пьют да прихваливают, едят да хвалят и не замечают, как они напиваются и наедаются до неумеренности, а часто и неприличия. – Но где же тут вера, благоговение и любовь ко Христу? – Приятель дороже Христа выходит; чрево – милее Христа;… Он заливается пищею и питием, как сором, как помоями; и вот Он удаляется от такой дерзости человека из сердца его. – О, как нужно христианину, особенно священнику, сохранять свое достоинство!»
7)   стр. 108 «Надо помнить, что диавол имеет обыкновение сильно коварствовать над нами тогда, как мы принимаем пищу и питие с алчностию и поспешно: он всегда старается употребить это в средство к объядению и пиянству, ибо где пристрастие, нерассудительность, там легко перейти меру и легко связать себя поначалу приятными, но потом тяжкими оковами пищи и пития».
8)   стр. 122 «О! Как страшно для забавы употреблять пищу и питие, пресыщаться и упиваться! Сытая утроба теряет веру и страх Божий и делается бесчувственною для молитвы – для благодарения и славословия Божия… Вот почему Спаситель заботливо предостерегает нас от объядения и пиянства, да не внезапу найдет на нас день смерти (Ср.: Лк. 21, 34), по причине гнева Господня на нас за легкомысленное и праздное препровождение времени в пище и питие».
9)   стр. 208 «О, Кронштадт! Кронштадт!...
… в лавочку без зазрения совести заходит всякий нуждающийся в пище и питии, или в винный погреб заходит всякий кто пьет вино или охотник до винных веселостей, – так в домы блуда… идут все охотники до юпитеровых похождений… требуя себе жалких существ в человеческом образе…, как бутылку вина или меду… – Доколе будет разливаться беззаконие – пьянство и блуд?»
10)   стр. 307 «В неделю расслабленнаго. Все мы настоящие расслабленные: не тридцать восемь лет (См.: Ин. 5, 5), а всю жизнь живем мы в расслаблении – в расслаблении то лукавства, легкомыслия…, то плотоугодия различного, то гордости, то пресыщения и пианства… – Все мы расслабленные, потому что в сердцах наших царствует более диавол, который есть чистое бессилие для всякого добра и великая сила для всякого зла… – Крепость моя Господь. Возлюблю Тя, Господи, – Крепосте моя! Господь утверждение мое и прибежище мое (Пс. 17, 2-3). Вот к Кому обратитесь за искуплением, все расслабленные душами во грехах всяческих».
11)   стр. 315, 316 «О глубоко падшая ядию природа наша!.. О ядь, о пища и пити



Категория: Трезвость | Добавил: trezvograd (24.03.2012)
Просмотров: 1072 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Человек может избавиться от алкоголя с помощью:
Всего ответов: 744
Статистика