Результаты исследования по Иоанну Кронштадтскому. Часть II
05.04.2011

Книга «Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева». Том II (С.-Петербург; Издательство Л.С. Яковлевой, 1994 г. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна)


1.   Беседа в неделю о блудном сыне
стр. 15
«… Или удалился ты от Бога чревоугодием и распутством: воротись и стань на путь умеренности и целомудрия, и помни всегда, для руководства в жизни слова Спасителя: внемлите себе, и да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими…» (Лк. 21, 34).
2.   Слово в неделю о блудном сыне
стр. 23, 25
  «– А вот и жалкая жертва ненасытного чрева: человек, от чрезмерной любви к разгорячающим питиям и вкусным явствам, употребляемым в излишестве, вечно больной и душею и телом. Поди и ты. Отец небесный давно ищет тебя. Он не хочет, чтобы ты погиб безвозвратно, но спасся, истрезвился и стал вместо человека плотскаго, богопротивнаго, человеком духовным, богоугодным… Посмотри на себя: ты почти только ешь и пьешь, постоянно утопаешь в удовольствиях чувственности; а Отец Небесный все терпит тебя на земле Своей… Воротись: и святая Церковь ждет тебя. Ты давно забыл ее, Мать свою. А между тем, она болит о тебе, как о чаде своем, заботясь о том, как бы тебя спасти непокорнаго».
    «– Яко во дни благообразно да ходим, не козлогласования и пиянствы, не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистию; но облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творити в похоти». (Рим. 13, 2-14).
3.   Беседа о причащении Святых Таин.
стр. 69 
«– Чтобы достойно принять оныя, требуется от каждого из вас: 1) детская простосердечная вера, что вы принимаете под видом хлеба и вина самое пречистое Тело и самую пречистую Кровь Спасителя, – что вы принимаете Самого Спасителя устами в сердце свое, становитесь одна плоть и кровь с Ним, один дух…»
4.   Поучение во Святой и Великий Пяток перед Плащаницею.
стр. 150, 151, 152
«– При страданиях и смерти Христа Спасителя вся тварь содрогалась от страха – земля тряслась, камни распадались, мертвецы воскресали, а наши души не содрогаются от страха при виде страданий и смерти Богочеловека, при воспоминании о вечных и лютых мучениях, которыми мы подверглись бы, если бы не пострадал и не умер за нас Господь. Наши сердца не распадаются, не размягчаются и не разтаются с маловерием, неверием, с жестокосердием, гордостию, злобою на ближнего, завистию его благополучию, с осуждением, чревоугодием, объядением и пьянством, скупостью, сребролюбием, плотскою нечистотою. Сколько таких людей, которые и в это – священноужасное время – не перестают работать диаволу и питать злобу на ближняго; завидуют друг другу; помышляют о сребрениках, о татьбе, о пьянстве, о нечистоте. Сколько есть таких, которые лишь только дождутся праздника, как тотчас напьются пьяны и предадутся разгулу и растлят храм тела своего, бывший, хотя на краткое время, храмом Господа по принятии и вкушении Святых Таин Тела и Крови Господа! Но что я говорю – о празднике? Не видим ли мы еще до праздника, даже теперь, когда мы воспоминаем страдания Христова за нас, – людей, пьяных и предающихся распутству?...
   …Вот что, братия, – если не распадутся каменныя сердца наши с многоразличными злобами своими пристрастиями своими, нечистотами своими, если мы не отымем от них маловерия, безверия, хладности, объядения и пьянства, студодеяния, злобы, гордости, зависти, лености и праздности и прочих страстей, то нас осудят некогда те камни, которые распались во время смерти Христовой».
5.   Поучение в неделю Фомину
стр. 171, 172
«–Всесветлый праздник встречен был после светлой пасхальной службы темными делами: невоздержанием и пьянством, драками, сквернословием и всяким видом греха… Увы! Горе, горе нам!
   Все те, которые встретили праздник невоздержанием и пьянством, прелюбодейством, сквернословием и прочими им подобными делами плотскими, потеряли всю пользу, которую получили было (если только получили) от поста, потеряли пользу от покаяния и причащения святых Таин, попрали их, как неразумныя животныя, ногами своими, потеряли благоприятное для спасения время, данное нам милосердием Господа, – и уже не воротят этого времени».
   – «Решимся твердо отныне же не предаваться невоздержанию и пьянству и всем от них происходящим грехам и со слезами будем просить Господа, чтобы Он благодатию Святаго Духа укрепил нас в нашем намерении и благоделании».
6.   Поучение в неделю о Фоме
стр. 175, 176, 177
«– Великий пост для диавола был поражением, смертью, потому что из многих душ он убежал и как бы умер для них после сердечнаго раскаяния и причащения святых Таин; а в праздник Пасхи он воскрес опять в весьма многих душах. Как воскрес? Через пресыщение, пьянство, буйство и другие пороки, до которых доводит пьянство и которым предавались многие из христиан…
   …Мы дерзко, безумно пренебрегли милостью Божиею и сами безчестим себя разными непотребными делами. Не льстите себе, братия, "ни пьяницы, ни татие, ни досадители, ни блудницы, ни прелюбодейцы, Царствия Божия не наследят” (1 Кор. 6, 9, 10). Да, если не перестанете так вести себя, особенно в праздники, которые по заповеди Господней нужно святить, то не увидите Царствия Божия.
   Обилие плотских брашен разрешено христианами в праздники во славу Божию для того, т.е. чтобы мы ели и пили с умеренностью, благодаря Бога, Который с радостию духовною посылает нам и утешение телесное в различии и сладости брашен и питий, чтобы радость наша не имела недостатка. Но радость духовная в праздник должна быть всегда выше телесной; а у нас – наоборот».
7.   Слово в неделю святых жен-мироносиц
стр. 192
«– Если борет тебя алчное до яств и напитков чрево, увлекая тебя часто к излишествам, заставляя тебя каждый день приносить ему тучныя жертвы и возлияния, особенно, если тебя одолевает пьянство, возьми твердую решимость, с Божиею помощию, не раболепствовать ему более, так как оно отвращает тебя от любви и служения Богу и ближнему, делает тебя рабом дьявола и тления, низводит на степень скота безсловеснаго; борись упорно, хоть бы до пота и крови, с своими страстями, похотями, ибо и они крайне упорны. Припоминай чаще слова апостола: «брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит» (1 Кор. 6, 13, 2); или: Царство Божие не есть брашно и питие, но правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); и будь воздержан, употребляя пищи и пития столько, сколько необходимо для подкрепления, бодрости, здравия; и – воздержание принеси вместо мира в дар Господу… (стр. 193): и Господь даст тебе Духа благодати Своей».
8.   Слово в неделю о самаряныни
стр. 216  –
«Господь называет живою водою благодать Свою в противоположность мертвой воде, которою старается усердно отравлять всех людей и весьма многих отравляет виновник смерти и всякаго зла – диавол. Эта мертвая вода, которую жадно пьют многие, прельщающиеся кажущеюся сладостию ея или самую горечь ея считающие за сладость, есть грех во всех его безчисленных порождениях: гордость, неверие, ересь, раскол, суеверие, лукавство, лицемерие, гнев, злопамятство, раздражительность, мстительность, недоброжелательство, зложелание, зависть, злорадство, хула, крамола, неповиновение властям, осуждение, чревоугодие, лакомство, объядение, особенно – пьянство, блуд…»
9.   Слово в неделю о самаряныни
стр. 222, 223
  – «Но если есть живая вода, оживляющая душу человека, вода, которой Источник вечнотекущий есть Господь Иисус Христос, то есть, конечно, и мертвая вода, умерщвляющая душу человека на веки вечные: эта мертвая вода есть грех во всех его видах, например: пьянство, блудная нечистота, сквернословие, буйство, злоба, зависть, корыстолюбие… и прочие грехи, коих начало и источник и учитель есть диавол с своим бесовским воинством».
10.   Поучение в неделю о самаряныни
стр. 225
«Так как в этом храме ныне находится, вероятно, не мало таких, которые часто ходят черпать опьяняющее питие к источникам, которые в нашем городе с течением времени все более и более увеличиваются в числе по жадности человеческой к деньгам, – то я, во славу Божию, намерен ныне обратить это обстоятельство, т.е. пьянство жителей и пришельцев этого города, в повод к наставлению об удалении от жадности к вину и возбуждении в себе каждым из нас жажды благодати Божией, жажды своего спасения.
   Ты презираешь, попираешь такое спасительное промышление Божие о тебе; презираешь любовь Бога Отца и Сына Его единороднаго Иисуса Христа и Духа Святаго, Гопода животворящаго, и свою вечную жизнь, свое вечное спасение теряешь ты из-за животнаго своего пристрастия к хмельному напитку. Ты попираешь Кровь Сына Божия, которою освятился и которая одна есть истинное питие, и ценишь, как драгоценность, опьяняющее питие; – тебя искупил от вечных мучений Сам Сын Божий ценою Своих страданий, Своей Крови и Своей смерти; а ты сам добровольно опять продаешь себя диаволу.
   Итак, бросьте, братие, жадность к вину, бросьте пьянство.
   От чего происходит жадность к вину? – От того, что христиане не имеют в сердце спасительной жажды Божией благодати… Жажда Божественной благодати, жажда своего спасения прогнала бы всякую жажду вина и, вообще, – чувственных удовольствий…
   – Если бы пьяница несомненно верил, что за пьянство он будет ввержен, как сухое дерево, в огнь вечный – и всегда помнил это, то он вскоре бы бросил свою страсть.
   Братия, склонные к пьянству, оплачьте грехи свои, покайтесь и исправьтесь!...
   Что, если все, склонные к пьянству, бросят свое пьянство? Тогда по истине будет ликовать небо. Аминь».
11.   Слово в неделю о слепом
стр. 239
«Братия! Бегите от этой слепоты и от всякой слепоты, которая раждается от греховных страстей: самолюбия, самомнения и гордости, злобы, зависти, своенравия и упрямства, пьянства и невоздержания, корыстолюбия, блуда и непотребства, уныния и отчаяния. Аминь».
12.   Поучение в неделю о слепом
стр. 242
«…Так как грехи и страсти непрестанно, каждый день, ослепляют нас, – что ни грех, то у нас слепота и слепота душевная; и гнев ослепляет душу гневливаго; и зависть – душу завистливаго; и деньги – душу сребролюбиваго; и вино – пьяницу; и чревоугодие – алчного до пищи…,  – словом, всякого ослепляет всячески живущий в его сердце грех».
13.   Слово в неделю святых отец Никейскаго собора
стр. 259
«Но апостол ясно говорит тебе и подобным тебе людям так мечтающим: не обманывайтесь: «ни блудники, ни прелюбодеи, ни пьяницы, ни татие Царствия Божия не наследят» (1 Кор. 6, 9, 10). Видишь, как непременно нужно познавшему Бога и Христа, Сына Божия, обратиться и сойти с пути грешнаго и стать на путь добродетели».
14.   Поучение во вторую неделю по Пятидесятнице
стр. 290
«Так Господь может сделать пьяницу или чревоугодника воздержным, сребролюбца милостивым и боголюбивым, развратнаго целомудренным; и, вообще, может нас избавить легко и скоро от наших греховных навыков и страстей, если только сами мы, как упоминаемые ныне в Евангелии рыбари, будем иметь веру в Господа и твердую, неизменную решимость не следовать своей преступной воле, а следовать повелениям Божии премудрым, святым и спасительным».
15.   Поучение в неделю 2 по Пятидесятнице
стр. 295
«Вот эти сети, более обыкновенныя, в которыя диавол нас ловит: сеть гнева и вражды;… сеть чревоугодия, пьянства; сеть блудной страсти…»
16.   Слово во вторую неделю по Пятидесятнице
стр. 299
«…Мятежная, грешная плоть требует наибольшею частию того, что противно Богу; например, …она склонна к гневу, гордости, зависти, скупости, пресыщению, невоздержание и пьянству, праздности и лености…»
17.   Беседа в неделю третью по Пятидесятнице
стр. 319, 320
«Но посмотрите на жизнь другого человека с сердцем лукавым и совестью непрямою, лукавою. Он ничем недоволен: ему стол не стол, …для него эта пища нехороша, надо лучше, или ему насущнаго хлеба и похлебки мало, надо вина, хотя в нем вовсе нет нужды; да не то, чтобы немного, это бы еще не беда, а то надо иному много, чтобы напиться до пьяна…
   …Очевидно, невозможно работать вместе Богу и любогреховной плоти: именно потому, что Бог требует от нас святости, неуклоннаго и точнаго исполнения воли Своей, а плоть непрестанно подстрекает ко греху, – к чревоугодию, пьянству, блуду, зависти, вражде, лихоимству и сребролюбию, к лености и проч.».
18.   Поучение в 3 неделю по Пятидесятнице
стр. 327
«…Бог повелевает вести жизнь целомудренную, а мамона – жить блудно; когда мамона повелевает упиваться и пресыщаться, а Бог напротив – велит обуздывать чрево…»
19.   Беседа в неделю третью по Пятидесятнице
стр. 331
«…Чем же помрачается сердечное око наше? Оно помрачается самолюбием, самомнение и гордостью, сластолюбием, плотоугодием… – вообще, с усиленной любовью к земной жизни, с забвением о вечности… – леностию и праздностию, невоздержанием, пьянством и всякими грехами».
20.   Слово в неделю третью по Пятидесятнице
стр. 336
«…Итак, христианин, береги светильник твой – душу и сердце, да горит всегда ярко светильник твой; смотри постоянно, чтобы он не омрачился лукавством и завистью, самолюбием и плотоугодием, гневом и яростию, гордостию и тщеславием, леностию и нерадением или унынием и малодушием, объядением и пьянством и прочими делами тьмы…
   …Из-за пристрастия к плоти все грехи наши: самолюбие, зависть, недоброжелательство, скупость… невоздержание, лицеприятие, алчность, пьянство, расточительность, азартные игры, зрелища…, все полчище грехов из-за пристрастия к плоти, – все извратила наша многострастная плоть, весь круг жизни».
21.   Слово в неделю пятую по Пятидесятнице
стр. 364
«… Есть бесноватые – под видом волнуемых и омрачаемых и безумствующих от различных страстей, гнева и злобы, зависти, сильной плотской страсти, от пьянства…
   А мы будем беречься другого рода беснования – надутой гордости, зависти, гнева, злобы, ненависти, раздражительности, плотской страсти, пьянства, объядения, сквернословия… и прочих страстей, удаляющих нас от Бога и повергающих во власть диавола».
22.   Слово в неделю шестую по Пятидесятнице
стр. 371
«Посмотрите на пьяницу: он вечно разслаблен по душе и телу, в нем нет веры и страха Божия: он не молится; все основы нравственныя в нем расшатаны: он готов на все худое: он сердится, бранится, дерется, сквернится, и ничто у него не спорится; всякая работа из рук валится…
   Какие грехи наводнили Россию? – Безверие, пьянство, плутовство, ложь и обман…»
23.   Поучение в неделю седьмую по Пятидесятнице
стр. 384
«Читая в ежедневных известиях о разных происшествиях, мы встречаемся то и дело – с убийствами, самоубийствами, пьянством, развратом, похищениями самыми наглыми общественных денег, поджогами городов и сел».
24.   Поучение в неделю седьмую по Пятьдесятнице
стр. 388
«Бельма, бельма греховныя, братия, лежат на сердечных очах наших: и увы! многие не разумеют того; люди не видят своего опаснаго, гибельнаго состояния; не видит пьяница своей беды: ибо пьянство ослепило его очи…»
25.   Слово в неделю седьмую по Пятьдесятнице
стр. 393
«Дух немоты бывает еще в людях пьяных, у которых излишние пары винные и демоны связывают и сердце и язык для всяких добрых речей и разверзают их только на срамословие и сквернословие, ругательства и всякия безчинства».
26.   Слово в неделю седьмую по Пятьдесятнице
стр. 397
«Что же есть слепота душевная? Гордость, лукавство, ненависть, зависть, корыстолюбие непомерное, жестокосердие и немилосердие, чревоугодие, пьянство, буйство, сквернословие, сквернодействие, леность, праздность, ложь, обман, клевета, татьба, уныние, отчаяние и прочее».
27.   Слово в неделю восьмую по Пятидесятнице
стр. 414
«…Евангелие научает нас принимать пищу и питие во славу Божию не для пресыщения и пьянства, или для наслаждения и чревоугождения, а умеренно…»
28.   Слово в неделю десятую по Пятидесятнице
стр. 433, 434
«И сколько в наш век, век неверия и разврата, людей, подверженных коварству, посмеянию и злобе злых духов! Я разумею всех тех, которые подвержены пьянству, несчастной и безумной плотской любви…
   Я сам слышал от многих несчастных, подверженных запою или унынию вследствие каких-либо тяжких обстоятельств, что им назойливо шепчет злой демон: удавись, удавись! или: утопись, утопись! или: застрелись, застрелись! или убей того-то».
29.   Беседа в неделю двенадцатую по Пятидесятнице
О богатом юноше.
стр. 447
«…для себя на все деньги есть: и на богатый стол есть, и на вино есть, и на наряды богатые есть, и на карты есть, и на табак есть, и на театр, и на всевозможные прихоти, а для ближнего – нет...»
30.   Слово в неделю двенадцатую по Пятидесятнице
стр. 451
«Далее Господь говорит: не прелюбодействуй не только делом, но и мыслию, нечистым зрением, вожделением, брось всякое блудное мечтание и воображения и все то, что ведет к прелюбодеянию: лакомство, пресыщение и пьянство…»
31.   Поучение в неделю тринадцатую по Пятидесятнице
стр. 466
«…Мы приносим Господу плоды винограда дикаго, винограда Содома и Гоморры, т.е. всякия скверныя дела: гордость, злобу, зависть, алчность, блуд, прелюбодейство, пьянство, неверие, безбожие, убийство и самоубийство.
   Мы с вами часто распинаем в себе Сына Божия – своим маловерием, своими злобами, завистью, невоздержанием, объядением, пьянством. нечистотою сердца своего… и прочими пороками».
32.   Поучение в неделю тринадцатую по Пятидесятнице
стр. 469
«Но если вы не имеете ни веры, ни надежды, ни любви к Богу, то вы будете жить только в свое удовольствие, чтобы только хорошо есть,  пить, одеваться или наряжаться по последней моде…
   …что мне, скажите, в ближнем когда я сам хочу сладко покушать, выпить, одеться, жить богато, во всяком довольстве?
   …Господь повелевает христианам внимать себе, чтобы сердца их не отяготились объядением пьянством и заботами житейскими, а у нас то и дело, что отягчение сердца своего объядением и пьянством и заботами житейскими… что это за христиане, которые и праздники Господни не хотят проводить духовно, а непременно плотски, – до пьяна напиваются, ходят шатаясь по улицам, поют непристойные песни, произносят разныя непотребныя слова?»
33.   Беседа в неделю четырнадцатую по Пятидесятнице. Перед Воздвижением
стр. 477
«Сильные враги веры Христовой – это пристрастия наши к земным вещам… это чревоугодие, это пьянство, это распутство, это страсть к общественным увеселениям, играм… эта, в частности, страсть светло, весело пожить».
34.   Поучение в неделю шестнадцатую по Пятидесятнице
стр. 495
«… а получивший один – взял да и зарыл талант своего господина в земле, т.е. всю жизнь прожил в безразсудной, непростительной лености, ел, пил, веселился, обогащался всеми возможными средствами, чтобы только весело жить здесь; а о той жизни, о вере, о молитве, о добрых делах не заботился.
   А много есть этих недостойных имени человека людей, которые только пьют, едят, веселятся, обманывают, крадут и пр.».
35.   Поучение в неделю восемнадцатую по Пятидесятнице
стр. 518
«…горе вам; потому что многие из вас после цирка, как и во всякое другое время, предаются пьянству и распутству; да к чему же лучшему и поведут животныя и человеческия ристания?»
36.   Поучение в неделю двадцатую по Пятидесятнице
стр. 544, 545
«Господь и теперь с нами и творит великия чудеса, хотя, впрочем, не в том видимом образе, как при апостолах, а в другом – в виде пречистаго Тела и крови Своей, или в виде таинственнаго хлеба и вина, также в святых своих иконах и во святом кресте или невидимо – посредством молитвы веры.
   …у нас, говорю, как бы единственное чадо, душа наша – погибает во грехах, либо в пьянстве и сквернословии, либо в неверии, легкомыслии и суетности…»
37.   Беседа в неделю двадцатую по Пятидесятнице
стр. 550
«…Должен знать и помнить каждый грешник – и господствовать над грехом, одолевать грех, а не поддаваться ему, какой бы он ни был: гнев ли, гордость ли, пьянство, или нечистота, или зависть, корыстолюбие, жестокосердие, скупость, или тоска и уныние, леность ли и разсеянность, небрежность к делу и прочее».
38.   Поучение в неделю двадцать вторую по Пятидесятнице
стр. 578
«Страсть к плотскому веселью, особенно к веселью пьянственному, трактирному, театральному, зрелищному так же господствует ныне между называющимися христианами; нередко видны пьяные едва не на всяком шагу…
   Не убежим и мы от суда огня геенскаго, если не бросим свои гулянья, свои пьянства, свою страсть – изысканно одеваться и не позаботимся утолить глад души своей, не глад хлеба и не жажду воды, но глад мира Божия, святыни, правды Божией, исполнения заповедей Христовых».
39.   Поучение в неделю двадцать вторую по Пятидесятнице
стр. 584
«В оправдание своего жестокосердия к бедным, мы обыкновенно поставляем на вид себе и другим их слабости, провинности действительныя или мнимыя, называем их ленивцами, тунеядцами, пьяницами и тому подобное.
   А впрочем, не будем и строгими судьями ближних: лучше безпристрастно посмотрим на себя и искренно осудим себя за наши ежедневныя наслаждения…, за нашу изысканную, роскошную домашнюю утварь и пр., и не станем слишком строго судить бедных за то, что иногда они и утешат себя и согреются согревающим и утешающим напитком: ведь они не из железа и камня сотворены, а как и мы грешные, состоят из той же плоти и крови…, терпя наше жестокосердие и глумление, и лишены церковнаго собрания, общественной молитвы и славословия, этого великаго утешения и подкрепления для души своей».
40.   Слово в неделю двадцать третью по Пятидесятнице
стр. 592, 593
«Кому из нас неизвестен нынешний род бесноватых, или бешеных пьяниц? Не удивляйтесь, что я называю пьяниц бесноватыми: они, действительно таковы.
   …и чего не терпит иная жалкая женщина от пьянаго мужа, или дети – от пьянаго отца! Не достанет сил оплакать несчастий в том доме, где заведется пьяница; ад, истый ад делается в нем; каждый день слезы и стоны. Пьяница всякий день пьянствует и все тащит из дома, чтобы пропить. О, ужасная страсть! Ужасное бешенство! Кто тут виноват? Конечно, сам пьяница, дошедший до этого демонскаго состояния через свою алчность к вину. Всякаго больного можно лечить, а пьяницу и лечить ничем нельзя, если он сам не захочет решительно бросить пьянство и не обратится всем сердцем к помощи Господа Иисуса Христа, Который один Своею благодатию может уврачевать эту ужасную, гибельную страсть. Мне приходилось видеть многих пьяниц; между ними я видал некоторых совершенно исцелившимися благодатию Христовою, к помощи которой они сами усердно прибегли; но многих и я видал и вы видали погибшими ужасною кончиною, без покаяния, самоубийством или опивством. – Итак, говорю, что я видел многих пьяниц совершенно исцелившихся благодатию Христовою, которой они искренно искали и которую получили, а это дает мне сказать в назидание всем пьяницам: ищите усердно помощи у Спасителя, и Он непременно спасет вас, прогонит из вас бесовское полчище, которое вселилось в вас за ваше невоздержание, нерадение о себе, за леность и холодность к молитве, за маловерие и неверие, за удаление от Бога и от Церкви…
   …А пьяницам вменяются их действия: ибо они ума и свободы действия не лишаются, и с них взыщется за их пьянство и за их безобразия. Пьяницы царствия Божия не наследят» (1 Кор. 6, 10).
41.   Поучение в неделю двадцать третью по Пятидесятнице
стр. 599
«…бесноватыми можно, по справедливости, называть людей злых, гневливых, буйных, пьяных, сквернословов, ругателей, завистливых, недоброжелательных…»
42.   Беседа в неделю двадцать третью по Пятидесятнице
стр. 602
«… В нас бывает бесчисленное множество страстей, а значит и свои легионы бесов. Так, например, и в нас бывает бес прелести; бес лукавства… бес блудной нечистоты; дух неприязни; …дух пьянства, дух буйства и крамолы…»
43.   Слово в неделю двадцать третью  по Пятидесятнице
стр. 605
«…в нынешнее время вспомним для примера о безчисленных тиранствах греха над пьяницами…»
44.   Поучение в неделю двадцать пятую по Пятидесятнице
стр. 635
«…а если вы юродивые, то бросьте свое юродство, бросьте эту страсть к пьянству, чревоугодию, лакомству, мотовству, к блеску, изяществу…»
45.   Слово в неделю двадцать седьмую по Пятидесятнице
стр. 664
«…многие христиане считают грехом что-нибудь сделать в праздник,… а не считают грехом враждовать, мстить или напиваться до пьяна, петь непристойные песни…»
46.   Поучение в неделю двадцать седьмую по Пятидесятнице
стр. 667
«…Всякий грех уродует, искалечивает душу: уродует ее … невоздержание и пьянство; невежество, уныние и отчаяние».
47.   Поучение в неделю двадцать восьмую по Пятидесятнице
стр. 670 «Вопреки словам Спасителя иные отворяют вход на вечерю Царства небеснаго всем без изъятия, утверждая, что Бог милостив и всех помилует, и таким образом

 


 

Книга: «Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева.
Том 3-й (СПб.; Издательство Л.С. Яковлевой, 1994)

«Слово в день памяти святаго и всехвального апостола Андрея Первозванного»
1)   стр. 5
«Вы говорите о нищем: он нищий, да пьяница. Верно ли вы это знаете?.. Если заподлинно знаете, что он пропивает милостыню, не подавайте ему, не потворствуйте праздности, тунеядству и пьянству, но и будьте осторожны в своем суде: не осудить бы вам в праздности и тунеядстве истинно беднаго, больного, безсильнаго, стараго, увечнаго…»
2)   стр. 10 «Наконец, вот еще пороки, которые надобно стараться христианам исторгнуть из среды себя – это порабощение чреву, несоблюдение постов, пьянство и нечистоту плотскую. Пристрастие к чреву, к хмельным напиткам изсушает в сердце любовь к Богу, производит неразположение к молитве, закрывает его для любви и сострадания к ближнему, увлекает к нарушению заповеди церковной о постах и ввергает в нечистоту плотскую, кратко сказать: одно чревоугодие может ниспровергнуть все христианство в человеке и сделать его человеком плотским, духа неимущим, из христианина – самым скверным язычником».
Слово в день св.апостола Андрея Первозваннаго.
3)   стр. 35
«Далекий сердцем от Христа человек не читает слова Божия и не слушает его добрым и благим сердцем… Такой человек ни за что почитает и позволяет себе всякие грехи: ложь, обман,.. прелюбодеяние, объядение, пьянство, ненависть,.. словом: всякий грех ему ни почем; он беззаконие пьет, как воду, собирая на свою голову гнев Божий, как угли огненные – в страшный день гнева и откровения праведнаго суда Божия (Рим.2,5)
«Слово в день св.славнаго и всехвальнаго апостола Андрея Первозваннаго»
4)   стр. 39, 40
. «Чтобы идти за Спасителем… нам нужно непременно, неотложно нужно отвергнуться себя… Отвергнуться себя значит отказаться угождать своему ветхому, богопротивному, тлеющему в обольстительных похотях человеку, наследованному от Адама, склонному к самолюбию, гордости,.. объядению, пьянству, прелюбодейству…»
«Слово против пьянства»
5)   стр. 106, 107
. «Горькие и страшные случаи от пьянства вызывают слово о пьянстве. Пьянство, братия, дьявольская сеть, дьявольская отрава: ибо пьянство губит души человеческия, а вместе с душами и тела… Вино – не в меру принятое – человекоубийственная вещь, а человек жаден; это его природная немощь, наследованная от первых людей… А вы, людие Господни, немедленно перестаньте пьянствовать, и разорять себя и свои семейства, да губить свои души и тела. Именем Господним умоляю вас – бросьте пьянство, и особенно по воскресным и праздничным дням. Дни Господни надо святить воздержанием, молитвою и добродетелию, а не осквернять пьянством, буйством, сквернословием и другими непотребными делами. Не растлевайте же себя пьянством…»
«Слово о пьянстве»
6)   стр. 108-111
. «Пьянство крайне одолело им (народом), особенно приезжими крестьянами и морскими солдатами. Пройти нельзя шагу, чтобы не встретиться с пьяным во всякое время – в праздник и буден, утром, днем и вечером и даже ночью… Мысленный волк, диавол губит христиан жадностию к питью вина и нагло расхищает наследие Христово.
Братия! От лица Господа нашего Иисуса Христа… умоляю вас – перестаньте пьянствовать… Не говорят ли вам пастыри словом Божиим, что «пьяницы Царствия Божия не наследуют» (1 Кор.6,10), и что они непременно пойдут в огонь вечный, если не исправятся от своего пьянства?.. Братия христиане! Пожалейте себя. Умоляю вас: перестаньте пьянствовать… Трезвитесь, бодрствуйте; стойте в вере, мужайтесь, утверждайтесь. Распинайте плоть свою со страстями и похотями… Знайте, громогласно повторяю вам: скоро паки придет Господь Иисус Христос судити живым и мертвым, придет предать пьяниц и всех нераскаянных грешников муке вечной, огню неугасимому…
- Умоляю вас, братия, бросьте пьянство. Всех здесь предстоящих прошу: вразумляйте, просите, умоляйте друг друга – не предаваться пьянству! – Угрожайте пьяницам судом Божиим здесь и на том свете. Стыдите их; удерживайте их от пьянства: и Господь вас благословит здравием и миром и в делах ваших благопоспешением».
«Поучение об огненном наказании. (По случаю пожара, бывшего в гор. Кронштадте, истребившаго девятую часть его)»
7)   стр. 123.
«Что навлекло на нас это бедствие? –Грехи и беззакония наши. Ибо что ни воскресный или праздничный день, то у нас в городе пьянство, распутство, сквернословие… истый Содом и Гоморра… К слову: если все питейные дома и трактирные заведения у нас в городе и других городах… в воскресные и праздничные дни будут открыты с утра до вечера, и русский народ будет кощунственно в эти святые, Богу определенные дни, пить и напиваться, курить и закуриваться, - то немудрено, что в какое-нибудь столетие русские сами выжгут свои города; потому что в селах пока еще не так сильно распространилось курение и пьянство… И именно частые пожары стали случаться особенно в последнее время, когда забава зажженными папиросами и трубками чрезвычайно усилилась, и пьянство с каждым днем возрастает до громадных размеров. Хотя, положим, от табаку и вина много материальной выгоды фабрикантам и винокурам.., но зато государство тысячами в день теряет могущих приносить громадную пользу граждан, которые гибнут от пьянства, а Церковь – членов своих… А отсюда следует то, что пьянство и курение табака необходимо ограничить кому следует, ради благосостояния народного, религиозно-нравственнаго, экономическаго и физическаго».
«Речь при открытии Кронштадскаго Андреевскаго приходскаго Попечительства 9 июня 1874 г.»
8)   стр. 130
. «…церковное Попечительство главнейшим образом учреждено для уничтожения нищенства и попрошайства в нашем городе, для искоренения лености, праздности, тунеядства и пьянства, для приискания работ бедным…
«Речь пред открытием первоначальной школы Попечительства в доме, построенном для погорельцев».
9)   стр. 137.
«… мещанам кронштадским нигде места нет как нет, а между ними есть много дельных и сильных людей. Обыкновенно в Кронштадте их называют пьяницами и тунеядцами, но считать такими всех их, огулом, совершенно несправедливо, как несправедливо называть чью-либо семью всю негодною из-за двух-трех человек негодяев».
«Слово в день святителя и чудотворца Николая и тезоименитства благовернаго государя цесаревича и Великаго князя Николая Александровича».
10)    стр. 273
«святитель Николай был учителем воздержания словом и делом… Чревоугодников, нарушителей постов и пьяниц да научит пример Святителя Божия не угождать чреву, которое Бог скоро упразднит… Как усилилось в наше время невоздержание! Какое пьянство и происходящие оттуда буйства, драки, сквернословие, кражи!.. Если есть здесь, в этом святом храме пьяницы, тех умоляю именем Божиим немедленно оставить пьянство и всеусильно позаботиться о воздержании: «ибо пьяницы Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10); ибо пьяницы – язва общества, горе и беда для своих семейств и бремя несносное для себя самих».
«Поучение в день Рождества Пресвятой Богородицы и в неделю пред Воздвижением».
11)   стр.337
«Если… безмерною ценою искуплены мы от греха, от диавольской ужасной власти и вечной погибели, - то неужели мы еще добровольно и намеренно будем предаваться гордости, гневу; ...или пьянствовать, сквернословить… и прочее? Боже сохрани!»

 


 

Книга «Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева». Том 4-5 (С.-Петербург; Издательство Л.С. Яковлевой, 1994 г. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна)
Том 4-й
«Моя жизнь во Христе»
(извлечения из дневника)
Часть первая

1.   стр. 52 «Чем чище сердце, тем оно просторнее, тем более вмещает в себе любимых; чем грешнее, тем оно теснее, тем менее оно способно вмещать в себе любимы – до того, что оно ограничивается любовию только к себе и то ложною; любим себя в предметах, недостойных безсмертной души: в сребре и злате, в любодеянии, в пьянстве и прочем подобном».
2.   стр. 86  «Когда видишь пьяного, говори сердцем: «Господи! Призри милостивно на раба Твоего прельщенного лестию чрева и плотского веселия; даруй ему познати сладость воздержания и поста и проистекающих от него плодов духа…» – Так или подобным образом молись о всех согрешающих и не дерзай никого презирать за грех его или мстить ему: ибо этим увеличились бы только язвы согрешающих, и исправляй советами, угрозами и наказаниями, которые служили бы средством к прекращению или удержанию зла в границах умеренности».
3.   стр. 105 «Да придет царствие Твое, т.е. царство жизни, ибо ныне продолжается царство смерти под владычеством, большею частию, имущаго державу смерти – диавола. Как приходит к человеку Царствие Божие в этой жизни? Через сердечное покаяние… Да оставит нечестивый советы свои, сребролюбивый – сребролюбие,.. пьяный – пьянство…; и да научатся все делам любви христианской, особенно же – немощи немощных носити (Рим. 15, 1)».
4.   стр. 177 «Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, – и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане! Ибо что мы видим, в праздники? – Праздность совершенную, разнузданность плоти – пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! Какое угодие плоти! Какое усе



Категория: Трезвость | Добавил: trezvograd (24.03.2012)
Просмотров: 1110 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Человек может избавиться от алкоголя с помощью:
Всего ответов: 744
Статистика