Результаты исследования по Иоанну Кронштадтскому. Часть I

Книга: «Источник живой воды»

Жизнеописание св. прав. о. Иоанна Кронштадтского.
Составлено Н.И. Большаковым
Санкт-Петербург 1995 г.
/Издательство «Царское дело». Серия: «Духовное возрождение Отечества». По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна/ Репринтное издание 1910 г. Санкт-Петербургская типография «Графический институт» Бр. Лукшевич Бассейная, 3


1)   Стр. 54
  «Мне было тогда только еще годов двадцать два, двадцать три – рассказывает в письме один ремесленник. – Теперь я старик, а помню хорошо, как видел первый раз батюшку. У меня была семья, двое детишек, старшему года три. Рано я женился. Работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру собирала. Жили в дрянной конурке – на конце города.
   Прихожу раз не очень пьяный… Вижу какой-то молодой батюшка сидит и на руках синишку держит и что-то ему говорит – ласково. И ребенок серьёзно слушает… Я было ругаться хотел: вот, мол, шляются… да глаза батюшки и ласковые, и серьёзные в одно время меня остановили. Стыдно было…
   Опустил я глаза, а он смотрит, прямо в душу смотрит. Начал говорить… Говорил про то, что у меня в коморке рай, потому что где дети, там всегда и тепло, и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, всё оправдывал, только мне было не до оправдания…
   Ушел он, я сижу и молчу… Не плачу… хотя на душе так, как перед слезами. Жена смотрит… И вот, с тех пор я человеком стал».
2)   стр. 59-62 Вот рассказ одного кронштадтского торговца:
   "Будучи мо   лодым человеком, я лишился жены, оставившей на моих руках малолетнего сына…
   Полное разочарование жизни стало одолевать меня. Чтобы избавиться от гнетущей тоски, я стал искать утешения вне дома в вине и незаменто для самого себя стал пьяницею…
   Однажды иду я утром по улице и вижу, навстречу идет о. Иоанн, должно быть прямо из собора от обедни. Повстречался со мною, благословил меня, да и говорит:
– Я к тебе, брат, иду: надо бы с тобою побеседовать немножко.
   Пришли мы в квартиру мою. Батюшка сел, да и говорит:
– Жаль мне тебя, раб Божий! Я давно наблюдаю за тобою Думал, не образумишься ли ты, и решил, наконец, придти к тебе на помощь. Послушай меня, сбрось с себя хандру. Это враг силится уловить тебя. Если не исправишься, смотри, худо будет.
Перестань пить, не отлучайся из дому без особенной надобности. Торговлю бросать не думай, а займись ею сам. Помни, что ты не один. У тебя – сынишка, не губи его и себя. Учить его пора. Учи грамоте, бери с собою в лавку, приучай понемногу к делу… Слышишь же, с сегодняшнего дня начинай. Довольно по улицам то бродить без дела. Человеком ты был, человеком и оставайся!
   С этими словами блатюшка встал, надел эпитрахиль и говорит:
– Ну, вот на почине дела помолиться надо. Помолимся поусерднее Господу Богу, чтобы Он Сам помог нам раскаяться, да в разум истины придти.
   И стал он на молитву. Со слезами он молился за меня грешнаго. Потом благословил нас с сыном, обещал навещать и молиться за нас и ушел.
   Словно проснулся я от долгого тяжелого сна… Со слезами раскаяния я обнял своего сына. Только тут я  почувствовал, как виноват перед ним. Ведь чуть было совсем не сгубил его. С благословения батюшки принялся за дело. Батюшка действительно навещал меня, ласкал и наставлял сыночка. Дело по торговле за год поправилось и я стал снова "человеком” по молитвам дорогого батюшки”. (И. Таисия. О. Иоанн как пастырь) ».
3)   стр. 340, 341 «Молодая супруга г. В-га, болея брюшным тифом, лежала в постели в безсознательном состоянии. Врачи признали ее состояние безнадежным, с минуты на минуту ожидая смертельного исхода.
   … о. Иоанн Кронштадтский в это время был в одной из квартир того дома у больного. Узнав это, г. В. опрометью бросается в ту квартиру, где был о. Иоанн, вбегает по черной лестнице и, дождавшись его, просит пойти к его больной жене. Дорогой батюшка с обычною приветливостью соглашается и идет в квартиру г. В… Великий чудотворец, о. Иоанн подошел к ней (больной) и после нескольких слов утешения и одобрения, говорит:
   –  Ну, что же? Помолимся Богу, привстаньте.
   Невстававшая с подушки несколько недель, больная приподнялась на постели. О. Иоанн, положив ей руку на голову, начал молиться. В порыве веры и благоговейного умиления, больная встала на колени в постели; руки ея, до тех пор лишенныя движения, свободно сложились на груди…
   О. Иоанн, благословив ее, дал несколько наставлений в том, как истинный христианин должен веровать и надеяться на Бога. Больная после молитвы почувствовала себя бодрою и, как хозяйка, обратилась к о. Иоанну с вопросом, не хочет ли он подкрепиться. И вот добрый пастырь говорит:
   – Если рюмочку вина дадите – поблагодарю вас, очень уж я ослаб и утомился… но только, по русскому обычаю, хозяйка сама должна подать гостю вино.
   Услышав это, больная приподнялась с постели, опустила ноги на пол, …и она твердыми шагами направилась в столовую к буфету, достала вино и подала благодатному гостю. Отпив несколько глотков и благословив больную и семью, о. Иоанн направился к выходу… О. Иоанн почти в дверях оборачивается и говорит ей:
   – Бог поможет – поправитесь. Верьте, всё в Его силе.
   Через несколько дней она совершенно выздоровела».
4)   стр. 585 Воздействие о. Иоанна на душу людей. Борьба с пьянством.
о. Иоанн – друг трезвости
   «С первых дней своего пастырства о. Иоанн неустанно борется с недугом пьянства.
   Батюшка! говорил о. Иоанну один писатель, я всегда, а в настоящее время особенно настойчиво ратую против пьянства и спивающих народ водкой. Но находятся люди, которые негодуют на это, говорят, что я пристрастен, что я преувеличиваю, что пьянство…
   Глаза пастыря засверкали, он взял его за руку и вдохновенно произнес:
   – Пишите, дорогой мой, пишите! Больше, больше пишите! Никого не слушайте, ни на кого не смотрите! Я благословляю вас на это! Вы получите заслугу от Господа, чем больше будете писать! Нет ЗЛА столь великаго и гибельнаго, нет врага сильнейшаго, как народное пьянство. Хорошо делает ваш редактор, что возстал против этот врага Церкви, нравственности, семьи и народа от мала до велика. Ах, знаете ли, я видел добраго хорошаго семьянина, который спился и с ножом бросался на жену, чуть не зарезал ея, а жена такая кроткая, добрая. Только вино, одно вино превратило этого семьянина в зверя! И сколько подобных примеров! Пьянство не только есть непотребство, оно рождает массу других пороков и преступлений; оно развращает целыя деревни, села, города!
   Ребенок-идиот оказывается у отца пившаго запоем. Дитя хронически больное, оказывается было зашиблено в пьяном виде нянькой. Юноша-пьяница оказывается сыном пропойцы-отца, жестоко бившего детей во "хмелю”… Чахоточная мать, жертва пьяных оргий мужа. Разслабленный 25-летний старец герой безшабашных кутежей. "Нищий-миллионер” часто бывший мот и кутила, спустивший наследство разгулом. Кто не борется теперь с этим недугом? И правительство, и земство, и частные люди. Устраиваются различные больницы…»
   «В своих проповедях о. Иоанн пишет против пьянства с чрезвычайной даже для него энергией».
   «Никто еще не родился пьяницей, а сделался им в жизни, пишет в одном месте о. Иоанн. Конечно, часто наследственное предрасположение играет здесь роль, но корень и причина зла кроется внутри, в нас самих. Если сила веры властна настолько, чтобы поднять нас со смертнаго одра, то она имеет достаточно мощи заставить нас пить умеренно, то есть остановиться на той рюмке, после которой мы перестаем носить образ и подобие Божие, приближаемся к животному…
   И еще: не бояться, а презирать мы должны врага. Плохой воин, который боится встречи с неприятелем. Если ты будешь бегать от водки, как от властнаго твоего соблазнителя, то рано или поздно попадешь к нему в лапы…»
   По случаю пожара, истребившаго девятую часть Кронштадта, о. Иоанн говорил: «Что навлекло на нас это бедствие? Грехи и беззакония наши. Ибо что ни воскресный или праздничный день, то у нас в городе пьянство, распутство, сквернословие, безчинныя драки, крики, разбои, истый Содом и Гоммора… К слову: если все питейныя дома и трактирныя заведения у нас в городах в воскресные и праздничные дни будут открыты с утра до вечера, и русский народ будет кощунственно в дни святые, Богу определенные, пить и напиваться, курить и накуриваться, – то немудрено, что в какое-нибудь столетие русские сами выжгут свои города. И сколько уже и теперь выгорело их».
5)   стр. 602, 609 Петр Ермолаевич был крупным серебряником, человеком тихим, хорошим семьянином. На 32 году жизни, когда у него было четверо детей, жена и старуха мать, начал пить. 5 лет считался горьким пьяницей, пропивал все что удавалось достать.
   В одну из минут невольного протрезвения вспомнил он о Кронштадтском пастыре. Поехал к нему и сподобился встречи, исповедался. "Благословив затем исповедника, батюшка сказал:
   – Иди с миром и старайся не грешить. Не допускай прежде всего мыслей греховных: после мыслей придут дела худыя, тогда труднее бороться. Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться самому со злом, беги к духовному отцу своему и проси его приобщить тебя Св. Таин. Это великое и всесильное оружие в борьбе с пьянством. Не стыдись перед священником назвать свои грехи настоящим именем и не скрывай сего в душе своей. Иначе нельзя получить прощения и силы в борьбе. Православная церковь никому из сынов своих не отказывает в Св. Тайнах, а литургия у нас совершается ежедневно. Ступай”.
   На другой день он причастился Св. Таин и "сделался опять человеком”.
6)   стр. 611, 612 «о. Иоанн… всегда бичевал пьянство резкими словами.
   Братья, говорил он, пьянство, диавольская сеть, диавольская отрава: ибо пьянство губит души человеческия, а вместе с душами и тела. Что такое питейные дома? Западни диавола. В домах ставят какую-нибудь посуду с мухоморною водою для изведения мух; мухи напьются ея, опьянеют и потом издыхают. Подобно этому и питейные дома. Вино, не в меру принятое, человекоубийственная вещь; а человек жаден; это его природная немощь, наследованная от первых людей. Винопродавцы, простите мне, – не человекоубийцы ли вы? Как так? Очень просто. Человек, особенно простой, необразованный, да и всяк – слаб, грешен: его легко втравить во всякий порок. А содержатели питейных домов втравливают бедный народ в пьянство. Но, горе человеку тому, говорит Спаситель, имже соблазн приходит ибо Сын человеческий, Сын Божий, прииде взыскати и спасти погибшаго (Мф. XVII 7, 11). Горе строющим, и умножающим питейные дома. Люди гибнут и телесно, и душевно, как мухи от мухоморной жидкости, от умножения питейных домов и винной продажи, а содержатели этих домов виновны в их погибели. А кто эти погибающие? – Дети Отца небеснаго; дети Господа Животворящаго, породившаго их в купели крещения. Имеяй уши слышати да слышит!
   Если содержатели питейных домов и те, кои попускают им строить во множестве их, хотят заслужить помилование на страшном суде Господа: да очистят немедленно питейные дома от вина, и пусть обратят их в жилые дома или для других настоящих надобностей: время перестать играть вином и губить души и тела беднаго народа. А вы, люди Господни, немедленно перестаньте пьянствовать и разорять себя и, свои семейства, чтобы не погубить свои души и тела. Именем Господним умоляю вас – бросьте пьянство, и особенно, по воскресным и праздничным дням. Дни Господни надо святить воздержанием, молитвою и добродетелию, и не осквернять пьянством, буйством, сквернословием и другими непотребными делами. Не растлевайте же себя пьянством; помните, что ваши тела – нерукотворенные храмы Святаго Духа; но аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 3, 6, 17), т.е. и здесь подвергнет болезням и при кончине самому смрадному тлению, а в будущем веке – вечному тлению в вечном огне. Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд: но паче исполняйтеся духом, глаголющее себе во псалмех и пениях и песнях духовных, поюще и воспевающе в сердцах ваших Господеви (Ефес. 5, 18, 19). Аминь».
7)   стр. 690
12.12.1905 г. «Адрес от комитета СПб, общества трезвости.
Высокочтимый отец Иоанн.
   Комитет Санкт-Петербургского общества трезвости, коего Вы состоите почетным председателем с самого начала существования общества, считает священной обязанностью приветствовать Вас с достопамятным днем пятидесятилетия Вашего в священничеком сане и молит Господа о сохранении Вашего здоровья на долгие годы для продолжения той высокой благой деятельности, которой Вы посвятили Всю Вашу жизнь.
   Общество, основанное 15 лет тому назад и имеющее целью отвлечение нашего народа от пагубнаго зла – чрезмернаго употребления спиртных напитков, – несмотря на тяжелыя обстаятельства, вызванныя войною, внутренними смутами и неурядицами в нашем Отечестве, – продолжает, с помощью Божиею и добрых людей, осуществлять свою полезную деятельность, направленную к исполнению своей задачи – искоренять в народе пьянство и безшабашный разгул.
   Приписывая успех свой в этом деле в большей степени преподанному обществу трезвости благословению Вашему и неоднократно оказанной Вами материальной помощи, Комитет Общества выражает Вам глубочайшую благодарность с искренним пожеланием Вам душевных и телесных благ на многие и многие лета».


Книга: Митрополит Вениамин (Федченков)
Отец Иоанн Кронштадский
Издательство «Паломник» 2000
(По благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия)
«Служитель Церкви»

1)   стр.50 О. Иоанн всегда и неизменно говорит с силою и властию как уполномоченный от Бога, от имени Его.
«Братия! – обращается он к слушателям в слове «Против пьянства». – от лица Господа Нашего Иисуса Христа, пострадавшего за нас на кресте; от лица Господа, почивающего здесь – в алтаре на святом жертвеннике, умоляю всех вас – перестаньте пьянствовать. Что с вами сталось? Бога вы забыли? Братия христиане! Пожалейте себя. Знайте, громогласно повторяю вам: скоро паки придет Господь Иисус Христос «судити живым и мертвым», придет предать пьяниц и всех нераскаянных грешников муке вечной, огню неугасимому! «Страшно впасть в руки Бога Живаго» (Евр. 10.31)
«Около отца Иоанна Кронштадского» (по личным воспоминаниям В.Ильинского)
2)   стр.105. «Служанка между тем подала самовар. Чай о. Иоанн сам принес из соседней комнаты, в бумажной обертке, и сам же заварил. Разливал чай также сам. Перед чаем распорядился подать хересу. Когда принесли бутылку, он отослал ее назад.
- Мы еще не обеднели, - сказал он шутливо и приказал подать какую-то другую.
Когда подали бутылку, он налил две небольшие рюмки.
- Пей! Это укрепляет, - сказал он, чокнувшись своей рюмкою о другую рюмку.
- Мне доктора запрещают пить, - сказал я не столько, впрочем, для того, чтобы отказаться, сколько затем, чтобы выслушать его мнение.
- А я разрешаю, - сказал он решительно.
И действительно, я едва ли когда испытывал более хорошее действие от вина, как этот раз».
«Из воспоминаний игумении Таисии»
3)   стр.170 «Однажды выехали мы на Николаевский мост, откуда заранее приказано было кучеру повернуть по набережной налево. Когда карета наша поравнялась с часовней на мосту, мимо, вдоль набережной с левой стороны, везли покойника; дроги с гробом везла одна лошадь, а провожавших было не более 8 или 10 человек, почему каждый из них был видим. Батюшка вдруг изменился в лице, он пристально глядел на погребальное шествие, и так как оно шло по набережной параллельно с нашей каретой с моей (левой) стороны, то ему приходилось наклоняться на мою сторону, причем я не могла не видеть перемены в лице его. Наконец, шествие свернуло в 1-ю линию; а батюшка, несколько успокоившись, стал креститься. Потом, обращаясь ко мне, произнес: «Как страшно умирать пьяницам!» Предположив, что батюшка говорит о покойном, узнав провожающих его гроб, я спросила: «А вы знаете его, батюшка?» Он ответил мне: «Так же как и ты». Все еще не понимая ничего, я пояснила ему свое предположение, прибавив, что я никого из провожающих не знаю. «И я тоже, - сказал он, - но вижу бесов, радующихся о погибели пьяницы».
«Две беседы отца Иоанна Кронштадского с пастырями»
4)   стр.180. «Меня часто приглашают для молитвы в богатые и знатные дома, где много жертвуют. Этими средствами я делюсь с нищетою, которой так много стало в наше время. Я посылаю свои лепты в учреждения и в бедные церкви, делюсь с собратиями – пастырями и вообще бедными людьми. Кроме того, мой доверенный каждодневно подает из моих средств тысяче бедняков на хлеб. Но я должен сказать, что я не всем подаю: пьяницам, вообще, кто надеется только на свои ноги, попрошайничает, - таким я не подаю».
Том II. Вопросы и ответы
5)   стр.476. «Вопрос: Какое действие на общество имеют грехи?
Ответ: Главною причиною почти всех болезней, бед и несчастий с людьми бывают грехи. Поглядите на пьяницу: он вечно расслаблен по душе и по телу, в нем нет веры и страха Божия, он не молится, все основы нравственные в нем расшатаны, он готов на все худое, он сердится, бранится, дерется, сквернится и ничего у него не спорится, всякая работа из рук валится. Посмотрите на человека, который любит много есть и пить, он тоже расслабленный, и потому ленивый, неповоротливый, как умеренная пища и питье укрепляет тело, так излишество их обременяет и расслабляет. А человек сладострастный – как бы олицетворенная слабость – часто заживо умирает душой и телом».
6)   стр.488 «Вопрос. Что делать с пьяницами? Ответ. Кому из нас неизвестен нынешний род бесноватых или бешенных пьяниц? Кто не слыхал и кто не знает, как они – если они мужчины и женаты – терзают и мучают – уж не говорю самих себя, - своих жен, и если на беду дети, то и детей своих; как по действию бесовскому, они нередко или сами в петлю бросаются или доводят до смерти жен своих и детей своих побоями и терзаниями, и чего, чего не терпит иная жалкая женщина, от пьяного мужа, или дети от пьяного отца! Не достанет сил оплакать несчастий в том доме, где заведется пьяница: ад, истый ад делается в нем; каждый день слезы и стоны. Пьяницу и лечить ничем нельзя, если он сам не захочет решительно бросить пьянство и не обратится всем сердцем к помощи Господа Иисуса Христа, Который один Своею благодатию может уврачевать эту ужасную гибельную страсть. Мне приходилось видеть многих пьяниц; между ними я видел некоторых совершенно исцелившихся благодатию Христовою, к помощи которой они сами усердно прибегали, но многих и я видел и вы видали погибшими ужасною кончиною, без покаяния, самоубийством или опиством. А это дает мне повод сказать назидание всем пьяницам: ищите усердно помощи у Спасителя, и Он непременно спасет вас, прогонит из вас бесовское полчище, которое вселилось в вас за ваше невоздержание, нерадение о себе, за леность и холодность к молитве, за маловерие и неверие, за удаление от Бога и Церкви.
Дневник «Моя жизнь во Христе» в выдержках
7)   стр.593 «Ревность священника при праздниках»
«Мы не гремим в Церкви Божией Словом Божиим против пороков, страшно овладевших христианами. Мы не всегда отлучаем, в страх прочим, от Св.Чаши известных своим пьянством и прелюбодейством лиц, и даем чрез то этим заразительным и мерзким порокам все более и более усиливаться; мы даем слабые епитимии на исповеди лицам, заслужившим строгого церковного наказания, не следим, как бы следовало, за исполнением и тех епитимий, которые налагаем на них».


Книга: «Кронштадтский пастырь»
Церковно-исторический альманах. Выпуск I.
/Издательство «Царское дело». Благотворительный фонд «Северная обитель». Москва 2002 год. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II/

1.   «Слово о батюшке». «О святом праведном отце Иоанне Кронштадтском» Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
   стр. 10, 11
   «В Кронштадте, куда сразу же по посвящении был направлен отец Иоанн и где прослужил 53 года, основное население состояло из опустившихся порочных людей, которые ютились в подвалах и землянках, пьянствовали и жили в нищете. К ним-то и пошел отец Иоанн, с них-то и начал он свой дивный подвиг самоотверженного пастырского делания. Он стал посещать убогие жилища, заходил не на короткое время для совершения той или иной требы, как делают это обычно священники, а приходил и реально помогал наладить нормальную жизнь. Ухаживал за больными, кротко беседовал с пьяницами, убеждая их понять пагубность их поведения, возвращал в семью сбившихся с пути отцов, помогал материально, раздавал все, что имел, и нередко возвращался домой даже без сапог. И в большинстве случаев вот такие падшие люди становились опять людьми, к ним возвращался утраченный человеческий образ».
2.   «Наши публикации». «По мотивам отца Иоанна Кронштадтского» (Его благодатная помощь больным и страждущим) Р.Г. Шемякина
   стр. 293, 294
   «В 1894 году жена священника села Сосновки Сарапульского уезда Вятской губернии Капитолина Григорьева перенесла тяжёлую операцию, после которой в состоянии здоровья ее последовали резкие ухудшения, и она была не только слаба, а прямо безнадежна. …Кто-то посоветовал обратиться за молитвенной помощью к дорогому Батюшке; муж больной, отец Александр, послал отцу Иоанну три телеграммы, одну за другой, и после каждой из них больная получала большое облегчение и, к удивлению врачей, наконец стала собираться в Кронштадт поблагодарить дорогого молитвенника за скорую помощь… Остановившись в квартире для приезжих, они пригласили Батюшку отслужить молебен и помолиться об окончательном выздоровлении болящей. Дорогой отец Иоанн попоил больную святой водой, дал ей вина, отпив сначала сам, дал ей на ломтике белого хлеба икры, а потом положил руку на плечо, она же стала со слезами благодарить Батюшку за то, что встала от одра болезни только по его святым молитвам. Батюшка на это ответил: "Да, очень многие получают исцеления по вере своей и по моим молитвам. Молись Богу и будешь здорова”, – и потрепал больную по плечу. Из Кронштадта Капитолина Григорьева вернулась совершенно здоровой».
3.   стр. 303
«Киевской губернии Сквирского уезда села Романовки крестьянин Семен Павлович Михайлов сильно пил: обыкновенная водка не удовлетворяла его, и он пил даже спирт. Беспорядочный образ жизни жестоко отозвался на организме: Михайлов стал хворать и как бы таять, а когда он спустя некоторое время обратился к врачебной помощи, доктора определили у него чахотку и, кроме того, рак в кишечнике и нашли состояние больного безнадежным. Жена решила прибегнуть к молитвам Кронштадтского пастыря – отца Иоанна и послала Батюшке телеграмму, прося его помочь страждущему; на другой уже день Михайлову стало лучше, и он попросил есть, а через несколько времени совершенно поправился. Этот случай имел место в 1898 году».
4.   стр. 309
 «Житель города Новочеркасска (область Войска Донского) Алексей Иванович Абраменков сообщает следующее: "Лет восемь тому назад я имел сильную страсть к спиртным напиткам; наконец организм мой не выдержал, я сильно заболел. Приглашенный врач нашел у меня признаки скоротечной чахотки… Видя постоянное ухудшение состояния здоровья, я задумал обратиться к отцу Иоанну за его святыми молитвами… Батюшка удостоил меня своим посещением. С приветливой улыбкой на устах он сразу вдохнул в меня какую-то необъяснимую силу, твердость, надежду. "Ну, скажи мне, что у тебя болит?” – ласково спросил у меня дорогой посетитель, целитель всех скорбей и болезней. Я объяснил. Тогда дорогой Батюшка рукой тихо-тихо постучал по больному месту и сказал: "Молись, Господь милостив, простит. Теперь помолимся”, – с этими словами он опустился на колени и стал молиться. После этой молитвы дорогого Батюшки я, недостойный, начал быстро поправляться и теперь чувствую себя превосходно, не прибегая к медицинской помощи. Так велика сила молитвы досточтимого пастыря, отца Иоанна Кронштадтского”».


Книга: «Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский»
Воспоминания самовидцев.
/Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь Санкт-Петербург. Издательство «Отчий дом». Москва 2004 год. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II/

1)   С. Животовский «На Север с отцом Иоанном».
   стр. 89
   «После молебна нам был предложен обед, во время которого хор местных любителей пел духовные вещи.
   Когда подали шампанское, начались тосты за отца Иоанна, хозяев, местное духовенство и проч., отец Иоанн вспомнил и бедняков, в поте лица своего зарабатывающих кусок хлеба, и, взяв бокал с шампанским, пошел в соседнюю комнату, где из-за спин хористов глядело на нашу трапезу несколько десятков глаз рабочих, женщин и детей.
   Нужно было видеть, с каким благоговением эти труженики крестились и отпивали по глотку вина из рук глубокочтимого пастыря».
2)   Священник Иоанн Тарасов. «Об отце Иоанне Ильиче Сергиеве (Кроншатдтском)» (по личным воспоминаниям)
   стр. 212
   «Да, мы видели глубоко верующего дерзновенного молитвенника, мы видели неусыпаемого пастыря, мы видели необычайного ласкового, доброго человека, "ядцу и винопийцу, друга мытарем и грешником”…
   Отец Иоанн пользовался предлагаемым лишь настолько, чтобы не огорчить отказом угощавших».
3)   В. Ильинский «Около отца Иоанна Кроншатдтского»
стр. 345
   «Свою беседу с отцом Иоанном я начал сейчас же, как вошел в столовую… Выслушав меня, отец Иоанн распорядился, чтобы приготовили самовар. Перед чаем распорядился подать хересу. Когда принесли бутылку, от отослал ее назад.
   –  Мы еще не обеднели, –  сказал он шутливо и приказал подать какую-то другую. Когда подали новую бутылку, он налил две небольшие рюмки.
   –  Пей! Это укрепляет, – сказал он, чокнувшись своею рюмкою о другую рюмку.
   – Мне доктора запрещают пить, сказал я – не столько, впрочем, для того, чтобы отказаться, сколько затем, чтобы выслушать его мнение.
   – А я разрешаю, – сказал он решительно.
   И действительно, я едва ли когда испытывал более хорошее действие от вина, как этот раз».
4)   стр. 352
   «После обеда всегда накрывали чай… К чаю ставили какую-нибудь рыбную закуску. Мяса Батюшка совсем не ел. Иногда выпивал пол-рюмки сладкого вина и, окинув взором присутствующих, давал кому-нибудь допить свою рюмку».
Примечания. Священник Иоанн Альбов. "Достопамятные дни моей жизни” (Из воспоминаний о похоронах отца Иоанна Кронштадтского”.
5)      стр. 744, 745
   И.Ф. Альбов – выходец из Костромской епархии… На первых порах своего пастырского служения руководил Обществом трезвости при той же церкви (Иоанно-Птердеченская церковь Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви). В 1899 году, после произошедшего в церкви пожара, занимался сбором денег на строительство нового помещения для воскресных собраний трезвенников, обращался за благословением и материальной помощью к отцу Иоанну. На подписном листе Батюшка написал: "Бог благословит доброе дело. Жертвую 100 рублей”. С этого благословения отцу Иоанну Альбову удалось в течение одного месяца собрать более 3000 рублей, чтобы заложить дом для первого церковного Общества на Выборгской стороне».


Книга: «Святой праведный Иоанн Кронштадтский»
Священнику. Извлечения из дневниковых тетрадей.
Составитель монахиня Серафима (Иванова)
/Издательство «Отчий дом»  Москва 2006 год
По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II/

1)   Стр. 17  «…отец Иоанн всегда и неизменно говорит с силою и властью, как уполномоченный от Бога, от имени Его: «Братия! – обращается он к слушателям в слове "Против пьянства”, – от лица Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за нас на кресте; от лица Господа, почивающего здесь – в алтаре на святом жертвеннике, умоляю всех вас – перестаньте пьянствовать. Что с вами сталось?  Бога вы забыли?... Братия христиане! Пожалейте себя… Знайте, громогласно повторяю вам: скоро паки придет Господь Иисус Христос судити живым и мертвым; придет предать пьяниц и всех нераскаянных грешников муке вечной, огню неугасимому! <Страшно впасть в руки Бога живого> (Евр. 10, 31)» (Митрополит Вениамин (Федченков) "Служитель Церкви”).
2)   стр. 18 «Отец Иоанн снова возвысил гневно слово о грехах, и в частности против пьянства и курения, призывая всех к покаянию. Но вдруг в середине речи он останавливается, сомневаясь в действительности и пользе своего обличения:
– Впрочем, что я говорю? Не будет ли голос мой "гласом вопиющего в пустыне”? Кто знает? – Но тут же исправляется: – А может быть, где-нибудь он и плодотворно отзовется: Бог, пред лицем Которого и во имя Которого я говорю, всесилен!.. Дело нашей немощи – сказать слово!» (Митрополит Вениамин (Федченков) "Служитель церкви”).
3)   стр. 36 «<Умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду> (1 Кор. 9, 27) Смотри, как необходимо священнику изнурять и порабощать свою грешную, лукавую плоть! Иначе она сделает его самого неключимым в жизни и проповедничестве! Пресыщение и пиянство – прочь от священника!» (См. цитату «Дневник» Том II стр. 120).
4)   стр. 73 «Сердце, обремененное пищею и питием, бывает грубо, бесчувственно для молитвы и – в довершение несчастия – подвержено неверию. Опасно совершать с сытым желудком общественное Богослужение: диаволу самое подручное средство для действия на наше – обремененное объядением и пиянством – сердце».
5)   стр. 73 «<Вина и сикера не пийте, ты и сынове твои с тобою (говорит Господь Аарону), егда входите в скинию свидения, или приступающим вам ко алтарю, да не умрете (Лев. 10, 9)>.
   Если ветхозаветные священники должны были воздерживаться от вина и сикера пред временем входа в скинию и приближения своего ко алтарю, то не тем ли более мы – новозаветные священники». (См. цитату «Дневник» Том I стр. 260).
6)   стр. 103 «С лакомою пищею, особенно обильною, сердце делается расслабленным для духовных подвигов, особенно для молитвы, становится дебело, отолстевает. <Внемлите, Говорит Господь, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк. 21, 34)>; значит, по противоположению, сердца бывают легки, духовны, когда человек поститься». – (Извлечения из дневниковых тетрадей).
7)   стр. 218 «Ах! Доколе мы, священники, не восстанем против всех бесчинств в праздники Господни? У кого из священников Божиих будет ревность Илиина или Финеесова, или Исаина, или Иеремиина, чтобы все силы свои употребить во славу Божию – на искоренение между христианами этих непотребств (пьянства и пр.)?.. (из книги "Моя жизнь во Христе”).
8)   стр. 251 «Когда отец Иоанн говорил народу перед исповедью, его слова жгли сердца… И когда отец Иоанн обращался к исповедникам, к кающимся, в его словах слышались скорбь, и любовь, и радость, что вот они, тати, развратники, чувственники, пьяницы, чревоугодники, пришли сюда, в эту духовную лечебницу, чтобы врачевать покаянием свою душу, омыть слезами грехи, соединиться со Христом в Таинстве Причащения. (А.В. Круглов. Кронштадтский пастырь. «Душеполезное чтение». 1909 г.)
9)   стр. 252 «С людей высоко стоящих, образованных Господь больше взыщет, чем с простолюдинов, когда они грешат, пьянствуют или прелюбодействуют. Братия, ах как силен грех!» (Протоиерей Петр Альбицкий. «Отец Иоанн Кронштадтский как пастырь и общественный деятель»).
10)   стр. 253 там же: «Братия и сестры, каетесь ли вы? Желаете ли исправить свою жизнь? Сознаете ли грехи свои? Ленились ли вы Богу молиться? Пьянствовали. прелюбодействовали, обманывали,.. воровали? Да, много, много грехов у нас, братия и сестры, всех их не перечесть…»
11)   стр. 254 там же. «Слово кончено. Обращаясь к народу, отец Иоанн властно и громко говорил:
– Кайтесь, кайтесь, в чем согрешили!
В соборе поднялся стон и плач. Все, забывши ложный стыд, вслух исповедывались в своих грехах… «Не таюсь, не таюсь, видит Бог, каюсь, что я пьяница и вор», – признавался рядом мужчина».
12)   стр. 269, 270 «В то время, когда начиналась пастырская деятельность отца Иоанна, Кронштадт был местом административной высылки из столицы всякого рода бродяг, непомнящих родства и т.п. людей. Люди эти ютились на окраинах города, в землянках и лачугах, шатались по улицам, попрошайничали, пьянствовали.
   Отец Иоанн принял их под свое покровительство, заботился о них, раздавал милостыню. Кроме такой голытьбы, в Кронштадте было много чернорабочего люда, работавшего в порту. Мужья пьянствовали, жены с детьми жили в беспросветной нужде, в голоде и холоде.
   (Протоиерей Сергий Четвериков. «Духовный облик отца Иоанна Кронштадтского и его пастырские заветы»).


 



Категория: Трезвость | Добавил: trezvograd (24.03.2012)
Просмотров: 2017 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Человек может избавиться от алкоголя с помощью:
Всего ответов: 744
Статистика