На главную страницу   Оглавление     Предыдущая    Следующая

 

Беседа Братца Иоанна

от 31 октября 1910 года.

21-я Неделя по Пятидесятнице.

В воскресенье, 31 октября, Братец Иоанн начал Свою беседу чтением воскресного Евангелия из 8-й главы Евангелия Луки:

- «Иисус проходил по городам и селениям, проповедуя Царство Божие, и с Ним двенадцать учеников и некоторые женщины, которых Он исцелил от болезней и злых духов: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим».

Из этого мы видим, что Спаситель ходил и проповедовал Царство Божие не один, но и те, которые научились и исцелились от Него.

- Спасибо! - говорят слушатели.

- И когда собралось множество народа, тогда Иисус начал говорить притчами, говоря: «Вышел сеятель сеять семя своё». То есть в то время, когда Иисус сеял семя, то женщины и другие свидетельствовали о том, как Он посеял в них веру и о том, как они по вере исцелились от болезней и злых духов. И до сего дня они свидетельствуют и будут свидетельствовать до скончания века, ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным и нет ничего сокрытого, что не обнаружилось бы. Если же мы сеем и не вырастает то, что мы сеем, то о чём мы можем свидетельствовать?

- Ни о чём, - говорят слушатели.

- Да, ни о чём. А вот Христос посеял в Марии Магдалине и в других женщинах семя-Слово, и первая исцелилась от злых духов, а другие от болезней, и потому они свидетельствовали об этом семени.

- Спасибо! - говорят слушатели.

- Они свидетельствовали, проповедуя Слово Христово и говоря: «Ныне наступило Царство Божие». А где проповедуется Слово Христово, там всегда есть Царство Божие.

- Есть, - говорят слушатели.

- А где есть Царство Божие, там есть царство покоя, там полное устройство; а где нет Царства Божия, там полное разрушение: ссоры, драки и убийства.

И когда сеятель сеял семя, то иное семя упало при дороге и было потоптано. И птицы небесные поклевали его, а иное упало на камень и взошед засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и взошед принесло плод сторичный, потому что многие исцелились.

- Спасибо!

- Сказав сие, Иисус возгласил: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».

- Будем слушать, - говорят слушатели.

- Ученики же Его спросили у Него: «Что означает притча сия?». Он сказал: «Вам дано знать тайны Царства Божия, а прочим в притчах, так что они, видя, не видят и, слыша, не разумеют, и потому говорят: «Это случай, это пустяки, это сила Веельзевула, это гипноз».

И сказал Иисус: «Вот что значит притча сия: семя есть Слово Божие; а упавшие при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит Слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись».

- Прости! - говорят слушатели.

- Семя, упавшее при дороге, клюют птицы. Враг людей не хочет, чтобы они уверовали, потому что если они уверуют, то исцелятся от злых духов и от всех болезней, и потому он говорит им: «Не верьте этому, это пустяки».

- И сейчас чудесные исцеления называют пустяками, - говорят слушатели, а Братец говорит:

- Слово Божие вызывает веру, а от веры происходят исцеления. В древнее время была вера в Бога и священные предметы, и она целила людей, а потом неверующие стали похищать веру, говоря: «Да полно тебе верить в эти сказки», и смотришь: поколебалась вера, и не стало исцелений. Но если мы будем проникаться Словом Божьим, как в древнее время им проникались, то у нас будет вера во всё святое; и если мы будем сеять Слово Божие в других, то и в других оно будет укреплять веру и исцелять их от всего дурного. Но если мы будем говорить только одни слова, а в нас не будет веры в них, то они никого не исцелят. Это всё равно, что сеять из пустого лукошка. Что можно из него сеять?

- Ничего, - говорят слушатели.

- Но в ком есть вера, - говорит Братец, - вера в слова пророков, Христа и Апостолов, тот всегда своим словом производит в людях чудодейственную, целительную силу, и до конца века будет производить её.

- Спасибо!

- Но где не хотят говорить о Боге и даже смеются над религиозным чувством, там говорят: «Если неверующие живут и благоденствуют, то и я буду жить и благоденствовать». И смотришь: он купил пять пар волов - и не пользуется ими. Женился на молодой жене - и не живёт с нею.

- Прости! - говорят слушатели.

- Без Слова Божия люди заботятся только об одном материальном, и у них происходит ножовщина. Поэтому Христос и говорит: «Ищите прежде Царства Божия, а материальное приложится вам после» (Мф. 6, 33).

- Спасибо!

- А упавшее на камень - это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают.

А упавшее в тернии - это те, которые слушают Слово, но, отходя заботами, богатством и наслаждениями житейскими, подавляются и не приносят плода.

А упавшее на добрую землю - это те, которые, услышавши Слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Это те, которые проникаются Словом Христовым и исцеляются от всего дурного подобно Марии Магдалине, которая была одержима злыми духами, а потом, когда Христос посеял в ней Своё Слово, то она исцелилась и сделалась кроткой, как ягнёнок.

Но если мы будем смеяться над Словом Христовым, то в нас не будет веры в него, и мы не исцелимся от дурного и останемся голодными. Но кто верит в Слово Христово, тот исцеляется и голодным не бывает и от радости поёт песни.

- Спасибо! - говорят слушатели и поют «Отверзу уста моя».

- Спаситель, - говорит Братец, - выяснил в этой притче тайны Царства Божия. Ученики Его понимали эти тайны без притч, потому что они прониклись Его Словом и если чего просили от Бога, то получали. А другим, которые ещё не прониклись Его Учением, нужно было объяснять тайны Царства Божия посредством притч, то есть примеров и сравнений из жизни.

- Спасибо!

- Спаситель сеял Слово Божие, и на Его полосу никто не мог вмешиваться, потому что там посеяна вера, и выросли целебные плоды, и никто не мог сеять так, как Он сеял.

- Никто не может сеять и так, как Ты сеешь, - говорят слушатели.

- Точно также если и мы будем сеять Слово Божие, то никто не помешает нам его сеять.

- Никто, - говорят слушатели.

- Но если мы будем сеять своё, человеческое слово, то ничего не вырастет, и мы ничего не пожнём.

- Ничего.

- А кто сеет Слово Божие, тот ни в чём не нуждается; и потому тем, которые работают Царю Небесному, стыдно просить жалованье у царя земного, потому что всякий трудящийся достоин пропитания, и Царь Небесный никогда не остаётся в долгу перед своими слугами. Ведь воины царя земного, как известно, от него одного жалованье получают. Каждый воин получает жалованье от своего царя: воин Царя Небесного получает от Царя Небесного, воин царя земного - от царя земного.

Служить же у одного царя, а ходить за жалованьем к другому царю - это всё равно, как если бы кто служил у одного господина, а ходил бы за жалованьем к другому господину - соседу. Даст ли он ему? Конечно, не даст.

Поэтому, ученики Христа и отцы церкви, которые служили одному Царю Небесному, от Него одного и жалованье получали и награду за труды свои.

Возьмите в пример преподобного Сергия Радонежского. Когда в его монастыре был недостаток в хлебе, то иноки хотели идти в город просить хлеба, а он не пустил их, говоря: «Господь пошлёт нам хлеб». И в ту же ночь неизвестным было прислано десять возов хлеба. Вишь, как Господь посылает!

Вспомните также пророка Илию. Он жил в горах, и Господь посылал ему ворона, который и приносил ему пищу.

И всё это делалось по вере и будет делаться до скончания века. Мне так кажется.

- Верно, Дорогой Братец!

- Посеешь веру, и от веры сам насытишься и других насытишь.

- Спасибо! - говорят слушатели и поют: «Верую во единого Бога».

После пения Братец говорит:

- Из нынешнего Евангелия мы видим: на одной почве семя пропадает, будучи поклёвано птицами; на другой почве оно заглушается земными заботами; на третьей не может укорениться; и только упавшее на добрую почву, то есть на людей с хорошим, чистым сердцем, приносит сторичный плод, то есть сторичную мудрость и многочисленные исцеления.

- Спасибо!

- Поэтому рыболовы оставили свои сети и лодки и по Слову Христа сделались ловцами человеков. Они нашли, что выгоднее ловить людей, чем рыб. Также и женщины потому и пошли за Христом, что исцелились от болезней и от злых духов.

Спрашивается, чем же они исцелились? Словом Христовым, которое вызвало в них веру, а вера произвела в них плоды исцеления. Все пророки, все ученики Христа, все отцы Церкви не нуждались ни в каких лекарствах, потому что Сила Божия целила их и никогда не допускала их до бедности, почему Апостол Павел и говорит: «Мы нищи, но многих обогащаем, мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор.6, 10).

- Спасибо!

- Со Словом Христовым вера производит исцеление и обогащение. Я уже говорил вам и, вероятно, надоел...

- Нет, не надоел.

- Я говорил и ещё скажу, что по Слову Христову, слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, нищие благовествуют (Матф. 11, 5; Лук. 7, 22). Кто имеет уши слышать, да слышит!

- Будем слушать, - говорят слушатели.

- И ещё говорит Христос: «Никто, зажёгши свечу, не покрывает её сосудом или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось известным и не обнаружилось бы».

Спаситель никогда в темноте не учил, но всегда открыто, потому что Его учение не вредное, а всем полезное. Но вредное воровское учение, всегда преподаётся в тайне, и вор, обыкновенно, говорит своему приближённому: «Не сказывай». Но Христос ставил и ныне ставит Своё учение на подсвечнике.

И кто слышит Слово Бога и видит Его Дело в исцелениях, тот не может в Нём сомневаться. Но кто слышит только Слово Его, но не видит Его Дела, тот может сомневаться.

Если же мы по Писанию верим, по Писанию исцеляемся, по Писанию обогащаемся, то мы не будем сомневаться. Апостолы и отцы Церкви потому именно и не сомневались, что имели веру и по вере исцелялись и других исцеляли.

А если кто потеряет веру и будет делать беззаконие и за беззаконие будет наказан болезнию или каким другим несчастием, а потом скажет: «Я слышал Слово Божие и не послушал его, имел веру и потерял её и не стал бояться никакого греха - вот за это и постигла меня кара Божия», то и этой проповедью он исцелит себя и других и от радости воспоёт песнь.

И все запели «Отверзу уста моя».

После пения Братец говорит:

- Напомнил Я вам...

- Спасибо!

- Напомнил о сеятеле и о семени, которое он сеет на разных почвах: при дороге, в тернии, на каменистой почве и на доброй земле и о том, что свет надо ставить на подсвечник, а не прятать под сосуд.

Я всегда говорил и советовал тем, которые спрашивали Моего совета: «Взыщи Евангелие, и оно будет судить тебя; когда ты покаешься и исправишься, Евангелие сделает тебя кротким, и враги твои смирятся пред тобою».

Ещё напомню вам слова Апостола Павла к Галатам.

- К нам, - говорят слушатели.

- Конечно, и к нам, а также и ко всем людям на земле. А если бы не к нам, то для чего бы и писать всё это Писание, которое Господь написал не только на книгах сердечных, но и на полотняных, кожаных и бумажных? А что написано пером, того, как говорят, не вырубишь и топором.

Христос оставил нам в этом Писании Своё завещание о Своём наследстве.

Каждый знает, и Мне самому пришлось заметить, что если наследник читает завещание, то говорит: «Всё это написано для меня», а если адвокат читает, то он читает его только для суда, потому что наследство принадлежит наследнику, а не адвокату.

Поэтому не будем такими адвокатами, чтобы из-за Слова Божия делать ссоры и вздоры, а будем наследниками, чтоб оно принадлежало нам. Для того оно и написано, чтобы пользоваться им.

Сказав это, Братец стал читать и объяснять 6-ю главу послания к Галатам:

- «Братья! Если впадает человек в какое согрешение, то вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости».

- Помолись, Дорогой Братец! - говорят слушатели.

- Но мы, - говорит Братец, - не привыкли говорить духом кротости, мы придираемся к каждому Слову Писания. Подобно адвокатам, и спорим из-за него, и даже дерёмся и убиваем друг друга.

Наоборот, если ты благоволишь к другим, то и другие благоволят к тебе.

Поэтому апостол Павел и говорит: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните Закон Христа». Но если мы укоряем друг друга, то как же, скажите, исполнится Закон?

«Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает своё дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом. Ибо каждый понесёт своё бремя. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт. Сеющий в плоть свою от плоти и пожнёт, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную».

Если человек сеет Слово Божие, то от Слова Божия и пожнёт и будет радоваться. Но если он сеет семя зла, то всегда будет находиться в унынии. Поэтому Апостол и пишет далее: «Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем».

- Прости! - говорят слушатели, а Братец читает далее:

- «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». Будем приносить им пользу. Но какую пользу?

- Скажи, Дорогой, какую? - спрашивают слушатели, а Братец отвечает:

- Будем сеять веру в слова пророков, Христа, Апостолов и жития святых. И тогда и мы и те, в которых посеем эти слова, будем разумны, здоровы, кротки и радостны.

- Спасибо!

- А если мы не будем сеять этих слов, то люди будут порочны, голодны, сердиты и будут мстить, грабить и убивать.

Далее Апостол говорит: «Видите, как много написал я вам своею рукою».

Христос сеял, потом и Апостол Павел сеял.

- И Ты сеешь, - говорят слушатели, а Братец читает далее:

- «Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти».

Когда те люди, которые обрезывались, то есть, евреи верили в Бога, то в обрезании была сила. А потом, когда они стали обрезываться не по вере, а только для того, чтобы похвалиться, что «вот я - обрезанный», или для того, чтобы другие не гнали и не смеялись, то обрезание потеряло свою силу.

То же самое можно сказать и о тех крещённых, которые крестились и крестятся без веры. Они - крещённые, но дела их не крещённые.

Поэтому апостол Павел и говорит далее: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я - для мира».

И мы должны хвалиться только крестом Христовым, то есть терпением.

- Будем хвалиться, - говорят слушатели, а Братец продолжает читать:

- «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь».

И в настоящее время люди обновляются, из развратников делаются чистыми, из больных - здоровыми, из пьяниц - Трезвенниками, из безчестных - честными, из преступников - святыми, - одним словом делаются новою тварью, и от радости поют песни.

И все запели: «Твоя песнословцы, Богородице».

После пения Братец сказал:

- Ещё напомню вам слова из книги пророка Исаии, из 6-й главы:

«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лице своё; и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу и говорили: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!».

Это видение Исаии служило прообразом.

Этот храм наполнил Христос в то время, когда Он ещё не родился. Ризы, наполнявшие храм, - это ученики Христа и вообще народы, принявшие Учение Христа и взывающие: «Слава Тебе, даровавшему слепым прозрение, хромым хождение, глухим слышание, мёртвым воскресение, нищим богатство!».

Далее читаем: «И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями».

От гласа, то есть от проповеди Христа и Его последователей поколебались врата, то есть книжники, фарисеи и законники.

И дом наполнился благовонными курениями.

- Спасибо! И у нас теперь, по Твоим молитвам, благовонное, а не табачное курение, - говорят слушатели, а Братец говорит:

- И сказал Исаия: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек грешный».

- И мы грешные, - говорят слушатели, а Братец продолжает речь Исаии:

- «Я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, - и вот я вижу Царя, Господа Саваофа». Тогда прилетел к Исаии один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст его и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен».

- Спасибо! - говорят слушатели, а Братец говорит:

- Если Господь коснётся и нас Своим учением, как углём, то очистит и наши грязные уста, и мы перестанем сквернословить.

- Спасибо!

- Вот тогда-то мы и научимся жить по Евангелию, пить и есть по Евангелию, ходить по Евангелию, сеять по Евангелию и пожинать по Евангелию.

И услышал Исаия голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать?», Исаия сказал: «Вот я, пошли меня». И сказал Господь: «Пойди и скажи этому народу, слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите».

Народ будет слышать, но не будет понимать, потому что он сам не исцелился от гордости и зла. А когда коснётся Христос к нему Своим учением, то уста его очистятся и он будет мудрым во Христе.

Далее Исаия объясняет, почему народ не видит и не слышит: «Огрубело сердце народа сего, - говорит он, - и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Если бы не огрубело их сердце, то они веровали бы словам Исаии и исцелились бы их уши и глаза, а то в своём закоснении они и говорят: «Умру, а не пойду к Исаии».

- К Братцу, - говорят слушатели.

- Умру, - продолжает Братец прерванную речь, - а просить молитв не буду.

- Будем, - говорят слушатели, а Братец, продолжая чтение, говорит:

- И спросил Исаия Господа: «Доколе?». То есть доколе, Господи, будешь наказывать этот народ. Господь сказал: «Доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и дома без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет». То есть до тех пор, покуда они друг друга не перережут и не истребят друг друга мечом. Они огрубели и не понимают, почему их наказывает Господь. И если Он исцеляет их, то они тоже не понимают, что это исцеляет Господь, и говорят: «Это сила Веельзевула».

И так как они не признают Силы Божией ни в карах, ни в исцелениях, то все города и все их земли опустеют.

Но как от срубленного дуба остается корень, так и от этого народа останется остаток, который спасётся и который послужит семенем для будущего народа.

Дуб срубленный не скоро вырастает. Так и народ истреблённый не скоро восстановится. Но всё-таки он будет помнить, за что он истреблён; именно за то, что потерял религиозное чувство или веру в Бога. Но рано или поздно он опомнится и в страданиях своих поверит в слова пророков, Христа и Апостолов и исцелится, выздоровеет, обогатится, из остатка умножится и воскликнет: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!». Вот ныне Христос уже приходит Своим учением и касается уст наших, - значит, очищает их.

- Спасибо!

-Из этого чтения мы видим, что как Христос, так и пророк Исаия говорил притчами-образами.

Ещё напомню вам житие преподобного Зиновия, память которого празднуется 30 октября.

Сказав это, Братец стал читать из книги «Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского». На 626-й странице, следующее:

- «Святой Зиновий получил от Господа дар исцелять недуги прикосновением своих рук».

Это тоже был сеятель.

«Однажды к святому Зиновию пришла из Антиохии некая женщина, у которой на груди была неисцелимая язва. Много средств истратила сия женщина на своё лечение, стараясь найти у врачей исцеление от своей болезни, но они не оказали ей никакой помощи. Наоборот, её лютый недуг всё более и более усиливался, так что ей уже грозила смерть. Увидев её, святой Зиновий сжалился над нею: он прикоснулся своей рукою к её язве и ознаменовал поражённое место крестным знамением. Тотчас язва пропала, и женщина, ставшая после того совершенно здоровой, с великою радостью возвратилась к себе в Антиохию и сделалась верующей.

- Спасибо!

- Но если бы Зиновий только проповедовал, а не исцелил язвы этой женщины, разве могла бы она сделаться верующей?

- Нет, - говорят слушатели.

- Но мало говорить о Слове Божием. Надо ещё проникаться им. И когда мы проникнемся им, тогда появится в нас вера, которая будет целить нас и чрез нас других.

Поэтому мы и видим из Священного Писания и из Жития Святых, что те люди, которые веровали, имели успех во всём и были такими же сеятелями и жнецами плодов Евангелия, как Христос и Апостолы.

Поэтому и Зиновий был такой же сеятель, как и Христос.

- Такой и Дорогой Братец. - говорят слушатели, а Братец читает далее:

- И ещё одна женщина, не веровавшая во Христа, страдала той же самой болезнью; но врачевством святого Зиновия и она избавилась от своего недуга. Поражённая совершившимся чудом, она сама с своими мужем и детьми обратилась ко Христу и все они были крещены.

Таким образом и эта женщина получила здравие телесное и пользу для своей души. Но если бы она не исцелилась, то не могла бы обратиться ко Христу.

Только чрез исцеления утверждается у нас эта вера. А вера вызывается сеятелями Слова Божия.

- Дорогим Братцем, - говорят слушатели, а Братец, возвышая голос, говорит:

- Подождите. Мы говорим не о Братце, а о святом Зиновии, от которого жена получила телесное здравие и духовную пользу: из свирепой и неверующей сделалась кроткой и верующей.

- Спасибо!

- Поэтому если и мы будем проникаться Словом Христовым и сеять его, тогда и от нас будет вера и будут исцеления.

- Спасибо!

Примечание. В виду того, что некоторые лица по-прежнему без всякого основания утверждают, что я будто бы излагаю Беседы Братца Иоанна Чурикова неточно и даже искажаю Слова Братца в духе своего верования, я считаю нужным заявить, что прежде, чем отдавать «Беседы» в печать, я тщательно проверяю и исправляю их совместно с Братцем.

Ив.Трегубов.

 

Оглавление     Предыдущая    Следующая