Лекцию "Образы святых в церкви" прочитал для нашей общины иконописец, член Союза художников Ростислав Мартинович Гирвель.
Заметный интерес для нас вызвала встреча с руководителем иконописной школы «Святогорье» при Казанском соборе Санкт-Петербурга Ростиславом Гирвелем и его учениками. Эта школа имеет многолетний опыт работы, она стала практической базой для создания Санкт-Петербургского научно-исследовательского института православной иконологии.
…Евангелием для неграмотных называли икону в древности. В этой немудреной фразе — вся глубина и суть православного церковного образа. В истинности этих слов убеждаешься, встречаясь с высокими образцами православной иконописи. Так, пред непревзойденным ликом «Христа Пантократора» (афонской иконой XIV века, хранящейся в Государственном Эрмитаже), невольно думается: «Если бы такие иконы были в наших храмах, наверное, иной была и наша молитва…»
Все более-менее понятно, когда речь идет об этом или подобном шедевре, давно признанным мировым искусствоведением. Но с грустью приходится признать, что в большинстве своем мы малообразованны в области иконописи, и на самом деле это неудивительно, тому есть объективные причины. Причем виноваты не только безбожные десятилетия, отвернувшие русский народ от Бога и Его Церкви. Уже до революции создание православных икон, согласных с канонами Церкви, находилось в глубоком упадке. А в начале XX века начался иной, позитивный процесс, в те годы в России произошло «открытие» византийской и древнерусской иконы, традиция стала возрождаться. Но энергия распада, не одно столетие собиравшаяся в недрах русской жизни, на том витке нашей истории оказалась мощнее зарождавшегося созидательного процесса, приведя к хорошо известной трагедии. Нынче мы переживаем в чем-то схожее время, и эта мысль не нова.
Церковный образ, как и церковное пение, суть неотъемлемая часть литургической жизни Церкви. Поэтому православные христиане воспитывают душу, воцерковляют ум, совершая необходимое усилие в постижении глубин и красот нашей правой веры