Приветствую Вас Гость!
Четверг, 28.03.2024, 19:12
Главная | Регистрация | Вход | RSS

ХРАМ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ,
ХРАМ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ
Телефон/ факс:т (812) 2742216
aдрес: 193024, Санкт-Петербург, Товарный пер., д. 1Б

Категории раздела

Человек может избавиться от алкоголя с помощью:
Всего ответов: 742

Каталог статей

Главная » Статьи » Наша община » Трезвость

Сергей Аникин Дума о трезвости, трезвении и трезвом образе жизни
I
 
В предыдущих работах неоднократно обращалось внимание на то, что трезвость имеет в большей степени информационно-психологический характер, чем социально-культурологический, соответственно трезвенник в своей деятельности опирается на смыслы, а не на знаки и символы. Социализация и реорганизация внешнего мира для него вторична, тогда как внутреннее преобразование, качественная перестройка духовно-нравственного оркестра, развитие душевных свойств, стоит на первом месте. При этом в личностном росте в зените всегда оказывается Трезвость, стремление к которой традиционно обозначается словом «трезвение», а процесс приближения понимается как трезвый образ жизни. Попытка выявления смысла основной единицы трезвеннического тезауруса выливается в архи-сложную задачу, решение которой подобно научно-технологическому обеспечению полёта к звёздам, и Трезвость становится не только семантической единицей, но Солнцем, миллиарды лучей которого греют, но не дают четкого представления о светиле. Сейчас мы делаем только попытку умозрительно взглянуть на предмет, и ни в коей мере не претендуем на лавры, а скорее на шипы и осуждения, понимая, что проект такого вида требует соборного решения.
 II
Трезвость! - Более двухсот синонимов восхитительной формы сопровождают это древнейшее русское слово, десятки различных определений пытаются его раскрыть, сотни умных голов думают над его глубиной, предлагая различные интерпретации и дефиниции. Сегодня на осмысление выносятся такие семантические единицы, как «трезвость», «трезвение», «трезвый образ жизни», «трезвенность», «трезвенники», а также другие близко лежащие слова и выражения. Войдя в круг собора, в центре обсуждения которого эти толкования, мы берем на себя ответственность за дальнейшее развитие трезвеннического языка, понимая, что от глоссария во многом зависит содержание и направление деятельности всего трезвеннического Движения. Следует признать, что сегодня слово «трезвость» безграмотно используется в антиалкогольной пропаганде. По сути, произошла подмена понятий, когда человека непьющего спиртное называют трезвенником, алкоголика, находящегося в состоянии ремиссии – трезвым, а его воздержание от употребления алкоголя – трезвым образом жизни. Данное понимание трезвеннического тезауруса настолько искажено, а кривизна до такой степени деформировала сознание масс, что даже в трезвеннической среде сами, так называемые, трезвенники не могут между собой договориться о значении основных терминов используемого ими языка. Эта, на первый взгляд, парадоксальная ситуация закономерна, так как длительное время люди занимающиеся этим вопросом были изгоями общества, их преследовали, изобличали, изолировали, приписывая всевозможные социальные пороки. До сих пор ведущих трезвый образ жизни считают, мягко говоря, чудаками, «белыми воронами». И это объяснимо, так как до сегодняшнего дня трезвенников причисляют к сектантам, а такое ключевое слово, как «трезвость» в советских и постсоветских словарях общего характера попросту отсутствует. Хотя в них имеется слово «трезвый» в значении «не пьяный». Не вероятно, но факт: для того, чтобы, допустим, учащемуся понять, что значит быть трезвым ему надо состояние опьянения прочувствовать, как говорится, «на своей шкуре».
III
 Корни Трезвости имеют древнерусское происхождение. Изначально ею обозначался синергизм таких состояний, как спокойствие, величие, вдумчивость, размеренность, зрелость, разумность, неспешность, точность, рассудительность, мудрость. Выражения типа: «трезвый взгляд», «трезвое решение», «трезвая мысль», «трезвый правитель» и т.д. красноречиво свидетельствуют об этом. Известно, что в наиболее консервативном виде сохранились значения древнерусского языка в Православной Церкви, где ежедневно звучит церковнославянская речь. Без ложной скромности скажем, что вопреки всем политическим процессам и государственным преобразованиям только из-за церковной ограды второе тысячелетие звучат трезвенные напутствия, раскрывающие человеку смысл его земного предназначения, предлагая ему на всем протяжении земного пути бодрствовать и трезвиться. Обращает на себя внимание то, что в русском религиозном опыте Трезвость аналогична Софии – Премудрости Божией. С ней связан расцвет Древней Руси: симфония культуры, искусства, ремесел, экономики, политики и военного дела – всё это результат трезвенного мышления масс и прежде всего их правителей. Начало трезвенному преобразованию нации было положено трудами св.княгини Ольги и продолжено св. князем Владимиром – крестителем Руси, унаследовано и претворено в жизнь Великими князьями Рюриковичами, подхвачено царствующей династией Романовых. Потомкам следует всегда помнить, когда и при ком сформировался и успешно позиционировал себя в мире русский этнос.
IV
Период, когда народ стал идентифицировать себя русской нацией – единым организмом, приходится на царствование Ивана IV Грозного – первого царя Русского государства. Своим любомудрием, верой и образованностью Иван Васильевич подавал пример всем подданным и восхищал иностранцев. Подражая Царю к знаниям и духовно-нравственному преображению стремился и народ. Любовь к Богу, почитание Наместника Божьего – Государя, верность Отечеству издревле отличала русских людей от иноземцев и иноверцев, от немногочисленных «курбских», опьянённых собственной прелестью, стремлением к власти и удовольствиям. Отметим, что типаж русского человека Древней Руси является для современного исследователя мерилом русскости, по которой судят о качестве нации. До недавнего времени таковой единицей оставался старовер, старообрядец, образ жизни которого олицетворял Древнюю, или как говорят теперь, Святую Русь. Как правило, это глубоко верующий человек, хранящий традиции, обряды, уклад жизни своих предков, транслирующий русскую национальную культуру через внешнюю и внутреннюю атрибутику: одежда, быт, отношение к внешнему миру, а также речь, песни, танцы, язык и т.д. Для нашего современника очень значимо и то, что старовер, как правило, проживающий в Сибири, например, семейские в Бурятии, на Алтае, а также других местах от Урала до Тихого и Северо-Ледовитого океанов, или за рубежом, не курит, не пьет, не сквернословит, соблюдает христианские Заповеди. И что очень существенно для обозревателя, более четырехсот лет хранит веру православную, которая собрала множество народностей и племен в Великий русский народ. Изучив данный период, мы можем констатировать, что для древнерусского человека Трезвость – это Премудрость Божия, трезвение - стремление к духовно-нравственному совершенству, национальная черта русского народа, тогда как трезвенный образ жизни – утверждение Божиих заповедей на Земле, её видимая деятельная часть.
V
В последующие годы, десятилетия и столетия, после окончания эпохи Рюриковичей, меняются правители, а вместе с ними государственные системы, внешняя и внутренняя политика, отношение власти к народонаселению. Так, например, исследователи отмечают, что в Древней Руси, вплоть до периода Смутного времени, более 250 лет в Московии продажа спиртного была строго запрещена, а во времена Ивана IV Русское государство более чем на 100 лет опережало Швецию по основным экономическим показателям. Однако уже через 100 лет после его правления по уровню развития Россия намного уступала не только Швеции, но и другим европейским странам. И если раньше иностранцы, пребывающие в Москву, восхищались русским богатством, образом жизни и зажиточностью её жителей, то теперь зарубежные гости отмечали бедность, массовое пьянство и нищее существование россиян. Вольготно проживала только правящая верхушка, плохо говорящая на языке автохтонов, охраняемая шведскими мушкетерами и иными иностранными наёмниками. Примечательно, что с этого времени происходит модификация и трансформация значений многих слов русского языка; проводятся внутрицерковные реформы призванные изменить ментальность россиян в сторону благосклонного отношения к католико-протестанскому Западу; преследуется русская богословская мысль; проявления русизма исторгаются из общества; откровенные противники реформ - уничтожаются. Претерпевает смысловое изменение и т.с. «трезвеннический тезаурус», а с утратой сути слов теряется и их значение. С ростом алкоголизации населения, всё чаще проповеди о трезвости и трезвении воспринимаются, как призыв не употреблять спиртного, воздерживаться от вина. Не ставя перед собой задачу открыто выступать против политики спаивания, священство продолжает заботиться о сохранении души русского человека. И тем не менее, известны случаи, когда клир открыто поддерживал народные выступления против принудительной виноторговли и выходил со своими пасомыми на улицы. Вспомним хотя бы кабацкий бунт 1648 г., в котором участвовало более двухсот священников, впоследствии казненных или исторгнутых из сана, или антиалкогольные Движения XIX-XX вв.
VI
Вновь обратим внимание на некоторое несоответствие нашего понимания трезвенности с ныне распространенным мнением, когда антиалкогольная деятельность преподносится, как трезвенническая, а борьба с пьянством и алкоголизмом выдается за борьбу за Трезвость. Можно предположить, что эти заблуждения берут своё начало из советской историографии, потому что еще в начале ХХ века эти явления различались. Так при церковных приходах образовывались братства трезвости, тогда как при учебных заведениях, фабриках и заводах – антиалкогольные кружки и общества. На первый взгляд современника, между ними нет никакой разницы, однако различия имеются в толковании, в самом подходе постановки проблемы, формах и методах достижения результата. Например, трезвенники проповедовали внутреннее преображение человека, основанное на его свободной воле и добровольном выборе, тогда как антиалкоголисты апеллировали к закону, к власти, декларируя, что только жёсткие санкции и запреты положат конец пьянству и алкоголизму. И если первые протягивают руку помощи, проясняя, что каждый может опираться на совесть, разум и свободное волеизъявление, жить по христианским нравственным законам, идя по путям праведников, то вторые категоричны в своих требованиях: алкоголь – яд, наркотик, все беды от его употребления, поэтому этиловый спирт следует на веки вечные изъять из обращения. Между этими группами имелись и другие отличия: во-первых, для антиалкоголистов опьянение связано с употреблением алкоголя, а трезвенники за опьянением видели любое отклонение от духовно-нравственных норм; во-вторых, для одних трезвый образ жизни – это периоды существования без употребления спиртного, для других – это нравственный подвиг; в-третьих, для антиалкоголистов трезвость – это воздержание от употребления алкогольных жидкостей, для трезвенников – это борьба со злом, ради торжества правды, как завещал Господь; наконец, антиалкоголисты, наделенные революционным типом мышления, позиционировали себя власти, тогда как трезвенники были лояльны, считая, что всякая власть от Бога и стояли за эволюционный путь социального преобразования.
VII
 Отличаются подходы и по видам деятельности. Так, антиалкоголисты в качестве форм и методов использовали шумные пикеты, митинги, бунты, восстания, погромы, революции, другие формы общественного неповиновения. Также ими применялись обращения, манифесты, программы, требования, пропаганда. В их задачу входило возбуждение всеобщей ненависти, вызов массового негодования, через помрачение рассудка злобой, завистью и страхом, заполнение сознания картинами алкогольного безобразия, насилия, жестокости, на чём и предполагалось построить армию своих сторонников - противников Самодержавию, готовых любыми способами перестроить политическую систему. Этой категории бойцов близки кардинальные меры: контроль, привлечение к ответственности, неминуемое наказание, вплоть до применения смертной казни, авторитаризм и тоталитаризм, деспотия. Трезвенники в качестве инструмента внутреннего преображения применяли покаяние, пост, молитву. Для них была ценна проповедь священника и совместное изучение христианских книг. Они с радостью участвовали в торжественных крестных ходах прославляющих святых. Их надежда была не на земную власть, а на Власть Божию, поэтому на помощь себе они призывают небесные силы. В общественной деятельности на первое место ими ставилось просвещение народных масс, распространение знаний о Христе, совместное доброделание. С этой целью они создавали приюты, общества милосердия, открывали школы, библиотеки, детские сады, проводили публичные чтения о нравственности в духе Православной Церкви. Христианская образованная часть русского общества созывала профессиональные съезды, конференции на которых принимались и антиалкогольные решения, и надо отметить, что деятельность трезвенников принесла свои плоды. К 1914 году практически при всех православных приходах были организованы трезвеннические общины, члены которых стремились жить по христианским законам, воздерживаясь, в том числе и от употребления спиртного. Повсюду открывались церковно-приходские школы, что собственно было тогда для многих сельских мест в новинку, где наряду с образовательными программами в учебный процесс вводились антиалкогольные дисциплины, читаемые наряду с Законом Божиим иереями. Во многих учебных заведениях, начиная с начальных школ, реальных и семинарских училищ и заканчивая университетами, вплоть до подготовки военных и священнослужителей, вводились предметы, изучающие прямые и побочные аспекты употребления спиртного. Деятельность антиалкоголистов также была востребована. Некоторые из них становились депутатами, и у них появлялась возможность выходить на широкую аудиторию, и с высокой трибуны высказывать антиалкогольные взгляды. Иногда под их давлением принимались законодательные акты, ограничивающие алкогольную деятельность. «Борьба с пьянством и алкоголизмом – это, прежде всего, борьба против политики получать прибыль за счёт спаивания народа», - стала широко известной фразой. Таким образом, можно сказать, что трезвенническая и антиалкогольная деятельность гражданского сообщества России начала ХХ века не только не мешали друг другу, но усиливали процессы инновационного преобразования: при поддержке Церкви и государства повсюду русский народ добровольно отказывался от алкоголя, что благотворно отразилось на всех сфера его жизнедеятельности.
VIII
Мировоззренческий антагонизм антиалкоголистов и трезвенников болезненно проявился почти сразу после октябрьских событий 1917 г. Жестокость, с которой зверствовали приспешники антиалкоголистов - Ленина и Троцкого в отношении идеологических противников не поддаётся описанию и не имеет оправдания. Не останавливаясь специально на этом кровавом периоде, может быть самом несчастном в истории русского народа, подчеркнём, что с этого времени деятельность трезвенников автоматически становится антигосударственной, а лица в ней участвующие начинают преследоваться. Пена бурлящих противоречий, пучившая поверхность социума, вырвалась наружу и вот уже противники духовно-нравственного учения в духе Православной Церкви объявляют себя сначала сатанистами, а затем атеистам и свои преступления против оппонентов облекают в наукообразные формы. С того момента трезвенник – это сектант, который в атеистическом тоталитарном безбожном государстве должен сидеть в тюрьме или быть уничтоженным. Кроме того, антиалкогольный вопрос стал рассматриваться только сугубо с медицинской позиции, для этой цели была создана и обильно финансировалась наркология, обеспечивающая не столько лечение алкоголиков, сколько обоснования употребления спиртного человеком. Следует отметить, что с некоторых пор и антиалкогольная деятельность, а не только трезвенническая, стала считаться антигосударственной и любые попытки рассмотрения алкогольной государственной политики под углом науки не наркологии в корне пресекались, а исследователи, не смотря на ранги и чины, нивелировались. Поэтому вполне объяснимы толкования советских историков относительно антиалкогольных движений. Они, не вдаваясь в мировоззренческие тонкости этого явления, прежде всего ввиду своей партийной принадлежности, рассматривали вопрос вкупе, объединив алкоголиков и трезвенников в общую группу: «трезвенники», подразумевая под ней сообщество людей, движимых антиалкогольной идеей и выступающих против царского режима. Но так как в советском государстве в политическом смысле всё было «благополучно», то в быту трезвенниками считались люди, которые по каким-либо причинам совсем не употребляли, или мало употребляли спиртное. Причем вопрос: «Ты трезвенник?», - всегда настораживал, звучал как упрёк и воспринимался как намёк на неблагонадёжность. И конечно, говорить о политической или религиозной подоплёке поведения таких «трезвенников» - непьющих или «умерено» пьющих людей - не приходится. Т.е. можно сказать, что долгие годы в СССР трезвенников не было. Поэтому естественно, что трезвость понималась как непьянство, трезвый как непьяный, трезвый образ жизни как абстинентный период пьющего человека. И если про кого-то говорили ругательное слово «трезвенник», то оно словно ярлык приклеивалось и звучало как приговор, по постановлению которого следовало, что этот человек опасен своими взглядами.
IX
 Впервые серьёзно за долгие годы о причинах массового алкоголизма и трезвости, как социальном явлении, начали рассуждать в середине 70-х годов ХХ столетия ученые Ф.Г. Углов, Г.А. Шичко, И.А. Красноносов, журналист-исследователь П.П. Дудочкин и другие русские патриоты. Впервые за долгие годы из их уст зазвучала правда об алкоголе. Впервые открыто единомышленники заговорили о трезвости, как политическом мировоззрении, предприняв попытки связать её с официальной идеологией. Заслуга всех их велика, но неоценимый вклад в трезвенность внёс психофизиолог Геннадий Андреевич Шичко, заложивший основы трезвеннического тезауруса. В своём словарике он отразил суть основных понятий, а в немногочисленных трудах показал причины пьянства и алкоголизма. Им была разработана теория алкоголизма, которая раскрыла истоки этого явления и «разложила все по полочкам». Надо отдать должное гениальности учёного, ведь до него никто не делал попыток структурировать алкоголизм и представить трезвость, как психическое состояние. В его разработках: * трезвость – это нормальная, неотравляемая алкогольными «напитками» жизнь отдельного человека, группы людей, общества или народа;
* трезвенник - человек, не имеющий питейной запрограммированности и совершенно не употребляющий спиртное;
* пьянство — это систематическое употребление спиртных «напитков» вследствие сформировавшейся привычки;
* пьяница — это человек, проалкогольно запрограммированный и регулярно пьющий (например, по праздникам);
* алкоголизм — это психологическое расстройство, основными признаками которого являются: питейная запрограммированность, привычка к употреблению спиртного, потребность в нем и поглощение его;
* алкоголик — это проалкогольно (питейно) запрограммированный человек, привыкший к спиртному, испытывающий потребность в нем и поглощающий его. Как видим, в результате простого и доходчивого, тем не менее, научного описания причин употребления алкоголя становится ясно, что человек не виноват в том, что превращается в пьяницу и алкоголика, т.к. он на это заведомо программируется. То есть из открытия следовало, что русского (советского) человека с рождения готовят к скотскому наркоманийному существованию. На поверхности был новый тип геноцида - алкогольный!
Х
Из учения истекает, что социально-психологическая запрограммированность людей - это закон, под лупой которого может быть рассмотрен любой порок, а также любая форма или стиль человеческого поведения. Причём свойства закона могут быть экстраполированы на любую часть социально-культурной деятельности, что позволяет объяснять многие негативные общественные явления. Вместе с тем, столь несколько упрощённый взгляд на трезвенность, недостаточный для объективного описания явления, справедливо критикуется как его последователями, так и идейными оппонентами. Так, вероятно в свете обозначенных выше социально-политических событий, учёный был вынужден свести антиалкоголизм в Трезвость, представляя эти разнородные понятия как однотипные явления, не разделяя одно от другого, по сути, сплавив их воедино, и вместе с тем в какой-то степени наделив налётом морали и нравственности. Однако антиалкогольное определение трезвости существенно обедняет и ограничивает толкование термина, но что всё-таки не мешает выделению причинно-следственных связей алкоголизма. И тем не менее, чем бы там не фигурировали противники выдвинутой концепции, что бы там не говорили и как бы не относились к личности учёного, именно Г.А. Шичко впервые Трезвость и алкоголизм представил в новом свете. Отныне это уже не пассивное религиозное или биологическое состояние, а активное культуро-психологическое явление, когда под влиянием социума в сознании индивида формируется динамический стереотип, известным образом реагирующий на определённые раздражители.
XI
 Отметим, что осмысление информации, пульсирующей из так называемого «метода Шичко», заняло многие годы: без малого три десятилетия. За это время V трезвенническое Движение ни единожды меняло свои форматы и фокусировку от борьбы с пьянством и алкоголизмом и укрепления власти, до смены политического режима и личностного духовно-нравственного преображения. В соответствии с ценностными ориентирами менялось мировоззрение участников Движения. Многим, для того чтобы приблизиться к пониманию метода пришлось глубоко вникать в психологию, физиологию, социологию, химию, политологию, биологию, педагогику и другие научные дисциплины. Параллельно шло освоение духовных практик, познание нравственных и богословских религиозных основ. В результате, морально-этическое и духовно-нравственное преображение тех, кто от начала был внутри этого живого социального организма – налицо: изменилось качество содержания трезвеннической концепции. Сегодня умозрительный процесс трезвения если и начинается от антиалкоголизма, то непременно заканчивается познанием Бога, т.е. человек, приходящий освободиться от проблем, связанных с приёмом психоактивных веществ, не только сознательно отказывается от их приёма, но и осознанно приходит к вере. То есть «метод Шичко» обрёл традиционный для русского народа духовно-нравственный компонент. На этом фоне заметна ригидность, остановка личностного роста тех, кто входил, а затем по каким-то причинам выходил или отставал от Движения. Порой они, вдруг объявившись, начинали требовать к себе внимание, зачастую фигурируя устаревшими, зачастую уже отвергнутыми, понятиями и смыслами, явно показывая слабую компетентность в данной области и не понимая, отчего соучастниками игнорируется инициатива.
 XII
Естественно, что разное представление о трезвенных явлениях отзывается многочисленными конфликтами внутри Движения, что отрицательно сказывается не только на имидже, но и результатах трезвеннической деятельности. При этом, как ни странно, камнем преткновения становится ключевое понятие - Трезвость. Вновь бушуют те, кто с пеной у рта отстаивает антиалкогольное значение термина, и интеллигентно с пониманием улыбаются иные, выводящие значение в религиозную плоскость. Что ж, жизнь есть жизнь! Зато теперь, как никогда прежде стало ясно, что трезвость – это информационно-психологический феномен, качество которого зависит от социо-культурной среды взросления и индивидуально-типических особенностей личности. Другими словами, если формирование трезвеннического мировоззрения проходило в условиях ярко выраженной антиалкогольной деятельности, и с этого времени не происходило развитие личностного, подчеркнём: не компетентностного, а духовно-нравственного потенциала, то для такого индивида характерно понимание Трезвости, как сугубо антиалкогольного явления. Если же в период становления превалировали ценностные ориентиры, с последующим их религиозным усовершенствованием, тогда для таковых Трезвость – это Премудрость Божия. Впрочем, трезвость может быть состоянием успешности; логическим мышлением; критерием экономического роста и т.д. Таким образом, Трезвость – это информационно-психологический феномен, где трезвение есть психический процесс, направленный на его (феномена) развитие, а трезвый образ жизни - субъективная модель мироустройства, в которой деятельным стимулом выступает среда, преобразуемая под условия его жизнеобеспечения.
XIII
Понимание Трезвости как психического состояния опирается не только на внутренний мир индивида – его смыслы и ценности, но и во внешнюю среду: социальные условия формирования установок, убеждений и мировоззрения, которые в ситуации выбора априори становятся ведущими. Для человека внутренний и внешний миры нераздельны. Поэтому ради целостного понимания Трезвости и её эффективного продуцирования необходимо рассуждать о ней в категориях информационно-пространственного явления, подразумевая, что представление о психическом продукте отражается в информационной деятельности, к которой в полной мере д0лжно относить культуру, традиции, ритуалы, стили поведения, тексты, иконики и пр. Т.е., если во внутренней ойкумене человек опирается на смыслы, ценности и образы, то во внешнем мире – на знаки, символы, иные продукты психической деятельности. Трезвость как космос, как информационно-пространственное явление может включать в себя информационные поля и пространства, инфотипы и другие информационные единицы, а также культурологические особенности обществ, групп, индивида, различные смысловые компоненты. Здесь она не персонифицирована, а обща и предназначена для всех, вне зависимости от пола, возраста, партийной, национальной или религиозной принадлежности. В этой связи важно определить, какая она, Трезвость для всех? Какие энергии, флюиды, вибрации источает? Каким языком пользуется? Всем ли она угодна и понятна?
 XIV
Чтобы выделить необходимые особенности предмета порой достаточно оттолкнуться от противного, рассмотрев объект противоположный ему по семантике. В данном случае антонимом слова «трезвость» может выступить слово «пьянство», которое сгустив краски, обозначим как «наркотизм». Соответственно трезвенному информационному пространству будет противостоять информационное пространство наркотизма. Остановимся на нём, дав соответствующее определение: Информационное пространство наркотизма – система множеств информационных полей наркогенного содержания, воздействие которых на индивида формирует из него убежденного потребителя наркотических веществ. Доминирующими смыслами являются гедонистическая установка и стили аддиктивного поведения, отражающие уровень употребления психоактивных веществ населением. ИПН стремится к следующему: * воздействовать на телесно-эмоциональное восприятие индивида и завладеть его животно-похотливой сущностью (вероятно, поэтому одурманивающее действие ПАВ зачастую преподносится в соблазнительной форме);
* выработать у потенциальной жертвы потребительское отношение к окружающему миру в стиле: «Бери от жизни все»;
* сформировать у индивида либеральное отношение к процессам, связанным с наркотическими веществами. (Например, через массовое распространение мифов о «голландской модели», читай «европейской», «лучшей», «наиболее продвинутой» и т.д.);
* приучить реципиента к информационной модели приема наркотиков и противоправному поведению (телесериалы);
* вызвать желание употребить ПАВ в соответствующей обстановке;
* развить и закрепить аддиктивное поведение;
* сделать зависимым от среды и наркогенного образа жизни. Кроме того, ИПН насыщено эмоциональными раздражителями, вызывающими стремления к низменным удовольствиям: агрессии, насилию, убийствам и пр. Зачастую коварство скрыто за чувственными переживаниями потребителя информации, когда за (или рядом с) лучшими образцами достойного поведения следует закамуфлированная, но разрушающая личность аддикция. Свет, ритм, музыка, цветовая и поведенческая экспрессия, переданные через массовые или глобальные информатизационные системы становятся главными манипуляторами волеизъявления реципиентов. Противоположна этому трезвенное информационное пространство - система множеств информационных полей, где антагонистом идеологии наркотизма выдвигается идея Трезвости, деятельным воплощением которой служит трезвенный образ жизни, а педагогическим условием – трезвенное воспитание. При этом трезвость подразумевает чувственное, информационно-смысловое проявление разумного бытия, а трезвенность – разумное жизнеустройство.
XV
Сложность оценки информационного пространства заключается в том, что если в ИПН еще можно выделить тени наркотизма - знаки символы, инфотипы табачных, алкогольных, наркотических изделий и других психоактивных веществ, а также информационные аналоги аддиктивного, девиантного, делинквентного поведения, то производные Трезвости определить достаточно проблематично. Казалось бы, любое информационное пространство, где нет знаков наркотизма, можно отнести к трезвенному информационному пространству, однако по чувственному и смысловому восприятию это не так. Если во время анализа информационного пространства обнаруживаются наркогенные единицы, тогда оно, безусловно, отнесётся к ИПН. Однако если таких знаков нет, а имеются только наркогенные смыслы, скажем, выражающиеся в элементах квазикультур? Тогда зачастую бывает сложно определить, что это ИПН или ТИП. Например, косвенная реклама водки, где её производитель выступает в качестве спонсора спортивного мероприятия: с одной стороны, вроде бы как пропаганда здорового образа жизни, с другой – скрытая реклама водочной продукции, следовательно, и наркогенной идеологии, включающей различные отклоняющиеся формы поведения, садизмы, жестокости, контр-культурные и антиобщественные явления, и т.д. Поэтому не всякое информационное пространство без знаков наркотизма есть трезвенное информационное пространство. Однако, информационное пространство без знаков наркотизма, наделенное смыслами социального служения или стремления к созиданию и самосовершенствованию, следует считать таковым. Т.е. трезвенное информационное пространство – это сложная система многочисленных информационных полей, взаимодействие которых позволяет человеку обрести смысл своего существования. Можно сказать, что ТИП развивает духовно-нравственные приоритеты; показывает идеал совершенства; призывает к самосовершенствованию и добротолюбию; способствует формированию человека с трезвенным мировоззрением; культивирует успешность и здоровый образ жизни; отражает культурные нормы и правила общежития людей; стремится привить любовь к правде, знаниям, справедливости; транслирует национальные, этнические, патриотические, религиозные ценности. Центральной фигурой всегда является человек или его информационный аналог, наделённый правильным, образцовым поведением, подвигающий реципиента к подражанию. Таким образом, мы выявили, что Трезвость – это информационно-пространственный продукт, предназначенный для всех; трезвение – способность выбора безопасной информационной культуры из многообразного информационного хаоса, обрушивающегося на реципиента; трезвый образ жизни – трансляция в социум индивидом правильных форм и стилей поведения.
XVI
Итак, рассуждая о трезвенности, мы говорим не иначе как о способности различения плохого и хорошего, об умении множить добро и низводить зло. Зло многолико, и сказано от кого оно исходит. Но всё же, трезвенническое делание направлено, прежде всего, на укрепление добра в мiре, и противостояние козням врага человеческого. И здесь поле битвы – сердца людей, их души. Указав, на Трезвость как общественное явление, сделав её достоянием всего Человечества, а не персонифицированным смыслом бытия отдельных его представителей, тем самым не только расширили границы понимания явления, но изменили поток сознания, выделив меру ответственности каждого участника: ни много ни мало – за всех. Теперь уже никто не вправе игнорировать социальные, а тем паче информационные процессы, влияющие на внутреннюю жизнь отдельного человека, не вправе замыкаться в себе, не замечая, что происходит вокруг, устраняясь от действительности. Как бы это пафосно не звучало, но трезвенники – воины света, профессионалы, взявшие на себя ответственность за судьбу Отечества, жизнь миллионов соотечественников. Они как никто другой понимают скрытые процессы, влияющие на душевные порывы Человечества, и, добровольно взвалив на себя ношу милосердия, несут крест миссионерства и подвига, облачившись в латы, шлем, щит веры-надежды-любви, стоят на страже добра. Можно сказать, что Трезвенническое Движение это не царство сонных мух, а собрание деятельных сердец, направляющих к Создателю свою пламенную молитву за падших и окаянных, крепко стоящее «за други своя», ратующие за Отечество, спасающие целый Мiр. XVI В каждом временном отрезке истории выделяют отличительные способы борьбы за умы и души людей. В современном обществе применяются изощрённые технологии соблазнов и искушений. Если ещё сравнительно недавно война на Земле шла за отдельную душу, то с использованием технических средств влияния на массовое и глобальное сознание, фронт расширился до пределов Вселенной. И чтобы выйти победителем из неё, требуется быть не только хорошо технически оснащённым, но и грамотным специалистом, компетентным в вопросах информатизации и массовой коммуникации. Инфотипизация сознания через вакцинацию информационного пространства, насыщение сфер восприятия правильными инфотипами, истинными смыслами – условие современного противостояния злу. И здесь Трезвость может пониматься как профессиональное, грамотное использование интеллектуальных и материальных ресурсов в интересах Человечества. Тогда под трезвением видится способность применения компетенций в целях добра, а трезвый образ жизни как компетентное, грамотное построение Нового Дома, комфортного для проживания всех людей.
XVII
Строительство Нового Дома для Нового Человека – инновационный процесс, проект не прекращающийся третье тысячелетие, в котором люди –соработники: у каждого своё место, своё предназначение, своя конкретная деятельность. Где кому стоять и чем заниматься ради Общего Дела - человек решает сам. Вероятно, это зависит от его организованности, призвания, способностей и умений. Этот Дом не для тела, но для души. Однако игнорировать телесные потребности и земные радости - кощунство. Гармония должна быть во всём: и в телесной, и умственной, и душевной, и в духовной жизни. И это естественно, так как человек – существо трёхчастное, имеющее тело, ум, душу - субстанции готовые к совместному развитию. Но всё же, наиболее подвержена порочному влиянию - душа, никак не ожидающая подвоха от ума, зачастую не наученного искусству трезвения: различению добра и зла, не обладающего ментальными навыками отсечения греховных помыслов и соблазнов от правды. И здесь основным инструментом воспитания, образования и научения служит речь. Слово – излюбленный приём Воспитателя, которым он исправляет кривизну, излечивает души, сеет веру, приносит надежду, вдохновляет любовь, придаёт смысл. Словом созидается мiр и рассеивается мрак. Словом украшается Вселенная. Словом подымаются падшие, укрепляются пути, возрождается человек. Ведь Слово – есть Бог! В этом смысле Трезвость – это Премудрость Божия – словесная симфония - София, трезвение – размышление о добре и зле, а трезвый образ жизни – претворение слова в дело, когда слово - не звук, но воплощенный Разум.
ХVIII
Изобличение зла и утверждение правды становится приоритетной дея
Категория: Трезвость | Добавил: trezvograd (01.11.2010)
Просмотров: 1955 | Рейтинг: 1.0/1