На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед
БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА»
ЧУРИКОВА
12-го февраля 1912 года.
ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКАГО ПОСТА.
В воскресенье, 12 февраля, Братец, взойдя на кафедру, сказал: – Сегодняшнее Евангелие (от Иоанна гл. 1, ст. 38–51): «Иисус,
обратившись, увидел двух Иоанновых учеников, идущих за ним, и сказал им тогда и
доныне говорит нам: что вам надобно? Тогда ученики Иоанновы сказали ему: Равви,
т. е. Учитель премудрости Божией, скажи, где живешь?». Значит, им нужно было узнать только, где живет Христос. А остальное, как
они верили, все приложится им. Так если и мы будем искать то место, где живет Христос и будем
проникаться его учением, то и нам все остальное приложится. Но мы интересуемся
пьяницами, балалаечниками, блудницами и допытываемся, где они живут, и чрез них
мы лишаемся всего. – Прости! – говорят слушатели. – Далее читаем: «Иисус сказал им тогда и доныне идущим за Ним говорит:
идите за Мною и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет». И когда они узнали, где Он живет, то сказали: «со Христом хорошо, легко
и спокойно жить». Если и мы будем следовать Его учению, то и нам будет хорошо. – Хорошо! – восклицают слушатели. – А с пьяницами и развратниками трудно жить, – говорит Братец, – почему
многие и покушаются на самоубийство. А кто живет со Христом, тот никогда не
покушается на самоубийство, каким бы мучениям его не предавали. Таковой даже рад
пострадать за Христа, т. е. за Его учение. И таковой скажет: «так страдали
пророки, Христос, апостолы и отцы церкви, так и я готов страдать». Поэтому ни бедность, ни богатство, и ничто другое не может мешать жить
со Христом. А без Христа нам все мешает. Но недостаточно находиться вместе со
Христом. Надо еще проникнуться Его учением и жить так, как Он жил. Каждый знает,
что Иуда со Христом ходил, но слово Христа не вмещалось в него, и он от тоски
удавился. Также и в настоящее время погибают от самоубийства те, которые не
принимают слова Христова. – Помолись! – Далее читаем: «И пробыли у Него день тот». Если и мы пойдем за Христом и проникнемся Его учением, то и мы будем до
скончания века со Христом. – С Братцем, – говорят слушатели, – а Братец читает далее: «Один из
двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат
Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли
Мессию, что значит Христос». Т. е. мы нашли Мессию, о Котором писали Моисей и пророки и Который
должен устроить царство Божие на земле. Далее читаем: «И привел Андрей брата своего Симона к Иисусу. Иисус же,
взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит:
камень (Петр). На другой день Иисус пошел в Галилею, и находит Филиппа и говорит
ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и
Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писал
Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифа, из Назарета». Все они интересовались Христом и полюбили Христа за премудрость Его и
потому старались и других привести ко Христу. – Спасибо! – Так бывает и ныне: если кто побывал а театре и заинтересовался им, то
он старается и другого привести в театр. – Прости! – Из этого мы видим, как просто тогда призывали один другого ко Христу. – «Тогда Нафанаил сказал Филиппу: из Назарета может ли быть что доброе?
Филипп говорит ему: пойди и посмотри». Как видно, Филипп заинтересовал Нафанаила Иисусом Христом. Для него выше
этого интереса ничего другого не было. А теперь заинтересовывают друг друга
театром, пирушками–гульбушками, развратом и пьянством. Один побывал и другого
тащит туда же. Подобно тому, как слепой ведет слепого. Не оба ли упадут в яму?
Так и бывает. Далее читаем: «Иисус, увидев идущаго к Нему Нафанаила, говорит о нем:
вот, подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему:
почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя
Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя Нафанаил отвечал Ему: Равви!
Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому
что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею»; увидишь больше сего. И
говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и
ангелом Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Нафанаил поверил Христу только потому, что Христос сказал ему, что видел
его под смоковницею. Но ныне нам Христос говорит чрез пророков, апостолов и
отцов церкви, – и мы сомневаемся. Тогда видели немногое – и верили, а мы столько
чудес видели – и не доверяемся Писанию. И теперь мы видим многия чудеса, проявленныя на верующих, – и все-таки
мы не верим. В те времена трудно было идти за Христом, потому что Он тогда в первый
раз проповедывал премудрость и творил чудеса, и тогда можно было извинять
сомневающихся в чудесах Христовых, а в настоящее время легче идти за Ним, потому
что за 1900 лет совершилось Его именем через угодников Божиих безчисленное
множество чудес, и потому сомневающийся теперь не имеет извинения. А кто сомневается в слове Божием, тот не имеет радости и потому легко
покушается на самоубийство. В настоящее время устраиваются общества и кружки для того, чтобы спасать
людей от самоубийства. Но разве можно без веры в священно Писание спасти
человека от самоубийства? Спасти от самоубийства ничем нельзя, как только словом
Божиим. Когда человек проникнется словом Божиим, тогда внутри его водворится
царство Божие, и тогда у него всегда будет радость на душе и он никогда не
станет лишать себя жизни. – Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Верую во единаго Бога». После пения Братец говорит: – Из нынешняго Евангелия мы видим, что ученики Иоанновы пошли за
Иисусом, и когда Он спросил их: «что вам надобно?», то они сказали: «скажи, где
живешь?». В словах Христа «что вам надобно?» заключается
великая премудрость: этими словами Христос хотел испытать верующих, не попросят
ли они у Него чего-нибудь материальнаго: хлеба ли, денег ли, одежду ли. Но они
спросили Его только об одном: «где Ты живешь, Господи?». И этими словами они
сразу доказали веру свою во Христа. А если бы в настоящее время спросили нас: «что вам надобно?», то мы
воспели бы полную свою нужду и сказали бы: «мы – семейные люди и нам всего много
надо: денег надо, хлеба надо, одежды надо, чаю, сахару надо и пр. и пр.». Мы
сего этого многаго просим. А где Христос живет, мы этого не ищем, и потому
ничего не получаем. Но Христос сказал: «ищите прежде всего царство Евангелия, а
остальное все приложится вам». И если мы поверим этим словам Христа, то нам все
остальное приложится и мы не будем иметь нужды ни в чем. Первые христиане искали только учение Христа, были воздержны, кротки, и
потому их любили евреи и язычники, и они не имели нужды ни в чем. Почему? А вот
почему. Тогда спрашивали: «у кого купить?» и отвечали: «у христианина, потому
что он верует во Христа и не обманет». Кому продать? – Христианину, потому что
он верит во Христа и не обсчитает. Кого взять в рабы? – Христианина, потому что
он верный раб. К кому поступить в рабы? – к Христианину, потому что он верует во
Христа и не обидит раба. А почему все они верны? Потому что они исцелились от
болезней и боятся грешить, чтобы Господь опять не наказал бы их теми же
болезнями, как Он и сам сказал: «иди и впредь не греши, чтобы не случилось с
тобою худшее». Вот почему к первым христианам имели доверие и евреи и язычники.
Вот у таковых-то и явилось богатство и из них-то и устроилось христианское
государство или, иначе сказать, царство Божие на земле. Но мы не идем за Христом и потому бываем невоздержны, хищны, нервны,
сердиты, а потому нас никто и не любит. Даже мать боится своей дочери, потому
что в ней нет Бога, и гонит ее прочь; и отец боится своего сына, потому что в
нем нет Бога, и он берет в свой дом чужого, который исполняет заповеди Божии, и
доверяет ему, а своему сыну не верит. А кто нашел премудрость Христа и проникся ею, тот бывает воздержен в
слове и в деле и тот ни в чем не будет иметь
нужды. – Спасибо! – восклицают слушатели
и поют: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». ___________________
После пения Братец говорит: – Еще напомню вам… – Напомни. – Послание апостола Павла к
евреям. – К нам, – говорят слушатели, – и Братец начинает читать и пояснять
11-ую главу послания к евреям, от 24 по 34 ст. «Верою Моисей пришел в возраст, отказался называться сыном дочери
фараоновой». И в настоящее время кто уверует в слово Иисуса Христа, тот откажется
называться сыном дочерей разврата и совершит переход из общества пьяниц, как из
Египта, в общество трезвых. Но если кто еще не проникся словами Иисуса Христа, тот не может
отказаться от развратных дочерей. Они с ними в трактирах напиваются, на глазах
людей режутся и стреляются и погибают, как египтяне в море. Для чего это написано? Для того, чтобы и нас спасти от такой погибели. Далее читаем: «И лучше Моисей захотел страдать с народом Божиим, нежели
иметь временное, греховное наслаждение». Кто проникся учением Иисуса Христа, тот готов лучше страдать с Богом,
нежели услаждаться грехом. Поэтому апостол Павел и говорит далее: «И поношение Христово Моисей
почел большим для себя богатством, нежели Египетския сокровища; ибо он взирал на
воздаяние». Значит, Моисей унизил египетския сокровища, а Христово сокровище
возвысил и признал великим богатствам неветшающим и не оскудевающим до сего дня. И до сего дня мы пользуемся им. Далее говорит апостол: «Верою оставил Моисей Египет, не убоявшись гнева
царскаго, ибо он, как бы видя Невидимаго, был тверд». Все это делалось через веру. Моисей не боялся царскаго гнева потому, что
верил в слово Божие и исполнял закон Божий. Так если и мы будем делать то, что согласно с законом Божиим, то и мы
ничего не будем бояться и будем иметь успех во всех делах своих. Но если мы
живем беззаконно, то мы боимся всякаго стука и шороха, и многие от страха ночью
вскакивают и бегут, не зная, куда. Преступление делает скитальцем на земле, как
Каина. «Верою Моисей совершил пасху и пролитие крови, дабы истребитель
первенцев не коснулся их». Так и в настоящее время верующих в книги Моисея и в Евангелие
истребитель не касается: они проходят мимо трактиров, мимо ресторанов, мимо
театров и мимо всякаго развратнаго заведения. Таковых слово Божие ограждает. «Верою перешли они Чермное море, как по суше, – на что, покусившись,
египтяне потонули». Все это делалось через веру. Моисеи сам крепко верил в Бога и в людях
сеял крепкую веру, и потому чрез веру они получали все просимое у Бога. Так когда они единодушно просили Бога избавить их от наре избавил их.
Также когда они единодушно просили в пустыне себе пропитание, то Господь дал им
манну. А когда не было у них воды, и они единодушно просили ее, то Господь дал
им воду из камня. Также если и у нас будет такая же вера и мы будем просить единодушно
одного, – хлеба ли, или дождя, – то Господь и нам не откажет в просимом. А то мы
просим вразброд: один просит дождя, а другой говорит: «мне не надо дождя, у меня
хлеб закуплен, и мне надо его подороже подать». И от такого разномыслия мы не
получаем просимаго. А если бы мы просили все единодушно и единомысленно, то
Господь не отказал бы нам. Далее читаем: «Верою пали стены Иерихонския по семидневном обхождении». Это все по вере. «Верою Раав блудница, с миром принявши соглядатаев (и проводивши их
другим путем), не погибла с неверными». Все это по вере. «И что еще скажу? Не достанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне,
о Вараке, о Самсоне, об Иефае, о Давиде, Самуиле и других пророках». Апостол Павел как бы так говорит: «я не буду много говорить, потому что
вы неспособны все принять». – Прости! – Далее апостол говорит: «верою побеждали царства, творили правду,
получали обетования, заграждали уста львов». Все это по вере. У пророка Даниила была крепкая вера и этой верой он избавился от своих
врагов. Когда они, желая погубить его, уговорили царя Дария издать такой закон,
чтобы в течение тридцати дней никто, особенно Даниил, не смел бы молиться Богу,
а Даниил не вытерпел и не переставал молиться Богу, то за это враги его бросили
его в Львиный ров, но Бог заградил пасть львам, и они не тронули его. Почему?
Потому что он имел крепкую веру в слово Моисея. Поэтому если и мы будем иметь крепкую веру в слово Божие, то и нам ничто
не повредит. Но у нас остался один только обряд без веры, а веру мы потеряли.
Тогда как обряд только для того и установлен, чтобы вызвать в нас веру,
воскресить нас от болезней и избавить нас из плена пьянства. Но так как ты не имеешь веры в слово Божие, то тебя самого берут в плен
пьяных и ты делаешься сыном дочери разврата и пьянства. – Помолись! – А пророки, апостолы и отцы церкви имели веру в слово Божие и потому,
как говорит апостол Павел, «угашали силу огня, избегали острия меча, были крепки
на войне, прогоняли полки чужих». – Так если и мы будем иметь крепкую веру в слово Божие и будем
проникаться им, то мы будем побеждать полки чужих, т. е. полки пьяных и блудниц. – Дай, Господи, нам победить их! – говорят слушатели и поют: «Приидите
ко Мне все труждающияся и обремененные, и Я успокою вас». _________________ После пения Братец говорит: – Вот я напомнил вам… – Спасибо! – Евангелие и послание апостола Павла к евреям. – К нам. – Еще напомню вам книгу Моисея «Второзаконие» о благословениях тем,
которые исполняют слово Божие, и о проклятиях тем, которые не исполняют
написаннаго в священном Писании. – Для чего это написано? Для того, чтобы вызвать в народе покаяние. – Спасибо! – говорят слушатели, – и Братец начинает читать и пояснять
28-ую главу «Второзакония»: «Если ты будешь слушать и исполнять слово Господа
твоего, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли». – Спасибо! – говорят слушатели, –
а Братец поясняет: – Как Христос говорил, что будет хорошо тем, которые будут исполнять Его
учение, так и Моисей произносил благословения на исполняющих слово Божие и
проклятия на не исполняющих его. Все люди только о том и думают, чтобы им было
хорошо. Поэтому Моисей и говорит: «Если ты будешь исполнять слово Божие, то
придут на тебя все благословения сии: благословен ты в городе и благословен на
поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и
плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовыя твои.
Благословен ты при входе твоем. Поразит пред тобою Господь врагов твоих,
возстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут
от тебя. Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук
твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе. Поставит
тебя Господь Бог народом святым Своим, как он клялся тебе и отцом твоим, если ты
будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его; и
увидят все народы земли, что имя Господа Бога твоего нарицается на тебе, т. е.
Писание исполняется на тебе, и убоятся тебя, если ты будешь слушаться голоса
Господа Бога твоего. – Спасибо! – говорят слушатели, а Братец читает дальше: – И даст тебе Господь Бог твой изобилие во всех благах, в плоде чрева
твоего и в плоде скота твоего и в плоде полей твоих на земле, которую Господь
клялся отцам твоим дать тебе. Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою,
небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все
дела рук твоих; и будешь давать
взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и будешь господствовать над
многими народами, а они над тобою не будут господствовать. Сделает тебя Господь
Бог твой главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу,
если будешь повиноваться заповедям господа Бога твоего, которыя заповедаю тебе
сегодня хранить и исполнять, и не отступишь от всех слов, которыя заповедую вам
сегодня, ни направо, ни налево, чтобы пойти вслед иных богов, и служить им». Если Бог евреям помогал в те времена за исполнение заповедей Моисея, то и нам поможет. Также если Господь
помогал первым христианам за исполнение заповедей Христа, то и нам поможет. – Поможет, – говорят слушатели. Затем, переходя к проклятиям, Братец говорит: – Теперь другой оборот: «Если же ты не будешь слушать и исполнять
заповеди Господа Бога твоего, то ты скоро погибнешь за злыя свои дела, за то,
что оставил Меня». – Прости! – «И придут на тебя все проклятия сии: Проклят ты будешь в городе и
проклят ты будешь на поле. Прокляты будут житницы твои и кладовыя твои. Проклят
будет плод чрева твоего, и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих.
Проклят ты будешь при входе твоем и проклят при выходе твоем. Пошлет Господь на
тебя проклятие, смятение и несчастие во всяком деле рук твоих, какое ни станешь
ты делать, доколе не будешь истреблен, – и ты скоро погибнешь за злыя дула твои,
за то, что ты оставил Меня. Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не
истребит Он тебя с земли, если ты не будешь слушаться закона, который заповедую
тебе. «Поразит тебя Господь чахоткою, горячкою, лихорадкою, воспалением,
засухою, палящим ветром, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь».
Покайся! – Грешны! – И теперь все это есть, а если бы этого не было, я бы ничего не сказал. Далее Моисей говорит: «Если ты не будешь слушаться гласа Господа Бога
твоего, то небеса твои, которыя над головою твоею, сделаются медью, и земля под
тобою железом; вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет
падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблен». «Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь
против них, и семью путями побежишь от них; и будешь разсеян по всем царствам
земли» И, действительно, евреи разсеяны по всей земле за то, что отвергли закон
Моисея и учение Христа и распяли Его самого. И они будут находиться в разсеянии
до тех пор, пока не примут учения Иисуса Христа. «Если ты не будешь исполнять заповедей Господа Бога твоего, то поразит тебя Господь проказою
египетскою, почуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться». И молитва не поможет тебе, пока не покаешься. – Грешны! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет: – А когда покаешься и скажешь: «не буду этого делать»… – Не буду, – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще: – Тогда исцелишься от болезней и увидишь успех в
своих делах. Далее говорит Моисей: «Поразит тебя Господь сумашествием, слепотою и
оцепенением сердца». Без закона Божия ты сделаешься злым, сердитым, нервным. Всякое
постороннее слово будет раздражать тебя. – Прости! – «И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит
впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и обижать тебя всякий день и никто не защитит тебя. «С женою обручишься и жить с ней не будешь». Ныне говорят: «мы повенчались, закон приняли». Да вовсе нет: только
свадьбу сыграли, а закона то еще не приняли, и никогда не беседовали о нем,
почему и идет ножевщина. Далее говорит Моисей: «Дом построишь – и не будешь
жить в нем; виноградник насадишь – и не будешь пользоваться им». Если бы такое проклятие не сбывалось на людях, я бы ничего не сказал. – Прости! – И потому у вас ссора, драка и ножевщина. У вас браки совершаются на
любовной связи без Бога, – и вот жена жалит мужа в пяту, а он поражает ее в
голову. «Вола твоего заколют в глазах твоих. И не будешь есть его; осла твоего
уведут от тебя и не возвратят тебе; овцы твои отданы будут врагам твоим, и никто
не защитит тебя». Все будут обижать тебя. Почему? Потому что ты не
исполняешь закона. Тебе говорят: «ты такой же пьяница, как и я» и потому тебя
безбоязненно обижают. А если бы ты жил по заповедям Божиим, тогда люди боялись
бы обижать тебя, говоря: «он по-Божьи живет и за него меня Бог накажет». Так как
Елисея наказал Господь 4- мальчиков: медведица растерзала их. За продажу Иосифа
Господь наказал братьев его, осудив их на голод. Далее Моисей говорит: «Если не будешь исполнять заповедей Господа Бога
твоего, то сыновья твои и дочери твои будут отданы другому народу; глаза твои
будут видеть и всякий день истаевать о них, и не будет силы в руках твоих, чтобы
спасти их. «Плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, котораго ты не
знал; и ты будешь только притесняем и мучим во все дни. И сойдешь с ума от того,
что будут видеть глаза твои». Почему? Потому что нет веселья в сердце твоем. «Поразит тебя Господь злою проказою на коленах и голенях, от которой ты
не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самаго темени головы твоей». От всех болезней своих ты не исцелишься, пока не покаешься. – Грешны! – Далее говорит Моисей: «Семян много вынесешь в поле, а соберешь мало, потому что поест их
саранча. Виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить и не
соберешь плодов их, потому что поест их червы». И это все бывает у нас. Если бы этого не было, я бы ничего не сказал. Далее говорит Моисей: «Если ты не будешь слушаться гласа Господа Бога
твоего и соблюдать заповеди Его, то маслины будут у тебя во всех пределах твоих,
но елеем не помажешься, потому что осыплется маслина твоя». «Сынов и дочерей родишь, но их не будет у тебя, потому что пойдут в
плен». Хотя ты ныне и не в плену, но попал в плен пьянства и разврата. – Прости! Помолись! – говорят слушатели, – а Братец читает далее: – «Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и
выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже. За то, что ты не хотел слушаться слова
Господа». Покайся! – Грешны! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет: – Возьмите в пример Иосифа: он верил крепко в Бога, и потому, хотя он
был продан в рабы, но Господь поставил его выше всех, сделав его правителем
Египта. Так и ты, если будешь крепко верить в слово Бога, то где бы ты ни был,
Господь будет делать тебя выше и выше. Далее говорит Моисей: «Если ты, не будешь исполнять заповедей Господа
Бога твоего, то пришелец будет давать тебе взаймы, а ты
не будешь давать ему взаймы, потому что Господь не будет давать тебе богатства;
пришелец будет главою, а ты будешь только хвостом». «И придут не тебя все проклятия сии и будут преследовать тебя и постигнут тебя, доколе не будешь истреблен за то, что
ты не слушал гласа Господа Бога твоего и не соблюдал заповедей Его и
постановлений Его, которыя Он заповедал тебе». – Прости! – «Проклятия сии будут знамением и указанием на тебе и на семени твоем
во век. За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостию сердца, при изобилии
всего; будешь служить врагу твоему, котораго пошлет на тебя Господь Бог твой, в
голоде и жажде, и наготе, и во всяком недостатке; он возложит на шею твою
железное ярмо, так что измучит тебя». Нужда заставит тебя жить у врага твоего, потому что некуда тебе деться.
Ты будешь ругать его и служить ему в голоде и недостатке. Когда читаешь все это и сравниваешь с теперешней жизнью, то точь-в-точь
и теперь делается то, о чем Моисей писал. Проклятия сии написаны и на нашей
голове. Покайся! – Грешны! – Далее читаем: «Пошлет на тебя Господь народ
издалека, от края земли: как орел налетит народ, котораго языка ты не разумеешь,
народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши». Затем Братец переходит к чтению 58–68 стихов той же 28-ой главы: – «Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанныя
в книге сей, и не будешь бояться сего славнаго и страшнаго имени Господа Бога
твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами
великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными; и наведет на тебя все
язвы египетския, которых ты боялся, и оне прилипнут к тебе». Все люди знают, что от одного прикосновения болезнь переходит с больного
на здороваго. Как же ты не веришь, что и здоровье может переходить от одного на
другого? Если кто крепко верит в слово Божие, ведет воздержную жизнь и бывает
кроток и смирен, то он сам бывает здоров и другие от прикосновения к нему тоже
делаются здоровыми. – Спасибо! – Далее говорит Моисей: «И всякую болезнь и всякую язву, не написанную и
всякую написанную в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь
истреблен». Все эти болезни – писанныя; но бывают у нас еще болезни и не писанныя,
которых медицина не может определить, говоря: «не знаем, какая у тебя болезнь». И это слово, сказанное Моисеем, также сбывается на тебе. Покайся! – Грешны! – Далее говорит Моисей: «И останется вас немного, тогда как множеством
вы подобны были звездам небесным, ибо ты не слушал гласа Господа Бога твоего. И
разсеят тебя Господь Бог твой по всем народам, от края земли до края земли, и
будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и
камням. Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для
ночи твоей, и Господь даст тебе трепещущее сердце, истаивание очей и изнывание
души». А раз изнывание, то близка смерть от самоубийства. «Жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем и
не будешь уверен в жизни твоей; от трепета сердца твоего, которым ты будешь
объят: и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: «о,
если бы пришел вечер!», а вечером скажешь: «о, если бы наступило утро!». Если день настанет, то ты говоришь: «скорее бы ночь», а если ночь
настанет, то говоришь: «скорее бы день». Если поедешь за границу, то говоришь:
«как бы скорее домой», а если приедешь домой, то говоришь: «как бы опять поехать
за границу разсеять скуку свою». Но без слова Божия нигде не найдешь себе
веселья. «И возвратит тебя господь в Египет на кораблях тем путем, о котором я
сказал тебе: «ты более не увидишь его». За что это? За то, что ты оставил слово Божие. «И там, т. е. в Египте, будете продаваться врагам вашим в рабов и в
рабынь, и не будет покупающаго вас». Раз в тебе ничего законнаго нет, то тогда скажут о тебе: «на что ты
мне?» и тебя будут бояться хуже язычника. Отец будет бояться сына, мать –
дочери. Почему? Потому что ты не исполняешь закона Божия. А если будешь
исполнять его, то тебя будут любить и к тебе будет доверие. Все эти проклятия Моисей произнес для того, чтобы привести народ к
покаянию и устроить из него самостоятельное, справедливое государство. И я напомнил вам эти проклятия для того, чтобы и вас привести к
покаянию. Если бы у нас не было тех болезней и тех несчастий, о которых говорит
Моисей, то я ничего не сказал бы. Но у нас все это есть, и нам остается сказать:
«помоги нам Господи, исполнить Твои заповеди, я больше делать этого не буду». – Не будем! – восклицают слушатели, – а Братец говорит: – Тогда и страдать такими писанными и неписанными болезнями и
несчастиями ты не будешь. Покайся! – Грешны! – Из этого мы видим, что Моисей больше говорил о земном благополучии и о
земном царстве, чем о небесном. Но если бы Моисей говорил только о небесном
царстве, то евреи не могли бы верить, потому что в то время они не верили в
царство небесное. Им надоело мучиться в Египте, как во аде, и они искали выхода
из него, как из ада. И вот почему, когда они услышали слово Моисея, то
избавились от египетскаго мучения и по вере их устроилось государство. Так и мы если будем верить в слово Господа, то здесь еще, на земле,
избавимся от страданий, болезней и несчастий, будем благоденствовать на земле и
получим царство на небеси. – Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Помилуй мя, Боже, по велицей
милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» и «Множество
содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго: но
надеяся на милость, благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже,
по велицей Твоей милости». После пения Братец говорит: – Для чего все это написано? Для того, чтобы устроить Царство Божие на
земле и на небе. В заключение, в 30-ой главе, Моисей говорит: «Когда придут на тебя все
слова, сии, – благословение и проклятие, – которыя изложил я тебе, и примешь их
к сердцу своему среди всех народов, в которых разсеет тебя Господь Бог твой, и
обратишься к Господу Богу твоему и послушаешься гласа Его, как я заповедую тебе
сегодня, ты и сыны твои от всего сердца твоего и от всей души твоей, – тогда
Господь Бог твой возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять
соберет тебя от всех народов, между которыми разсеет тебя Господь Бог твой. Хотя
бы ты был разсеян от края неба до края земли, и оттуда соберет тебя Господь Бог
твой, и оттуда возьмет тебя». – Спасибо! – И оттуда приведет тебя Господь Бог твой, только бы ты взыскал слово
Божие. – Помолись, дорогой Братец! – Для чего это написано? Для того, чтобы избавить нас от проклятий и
получить нам благословения. – Спасибо, дорогой Братец! – Далее говорит Моисей: «Тогда Господь Бог твой все проклятия сии обратит на врагов твоих в
ненавидящих тебя, которые гнали тебя, а ты обратишься и будешь слушать глас
Господа Бога твоего и исполнять все заповеди Его, которыя заповеду тебе сегодня;
с избытком даст тебе Господь Бог твой успех во всяком деле рук твоих, в плоде
чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей, если обратишься к
Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душею твоею. Ибо заповедь сия,
которуя я заповедую тебе сегодня не недоступна для тебя и не далека; она не на
небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее
нам и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?». И не за морем она, чтобы
можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам и дал бы
нам услышать ее, и мы исполнили ли бы ее?». Но весьма близко к тебе слово сие:
оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его. Вот, я сегодня
предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло». – Помолись, дорогой Братец! – «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: и жизнь и
смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери, что тебе лучше». – Благословение! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет: – Поэтому и ты если поверишь в слово Божие и станешь жить так, как оно
велит, то скажешь: так жить лучше и легче, и будешь вечно жить и радоваться. – Будем радоваться! – восклицают слушатели и снова, по указанию Братца
поют: «Помилуй мя, Боже по велицей милости Твоей»… и «Множество содеянных мною
лютых помышляя окаянный… яко Давид вопию ти: помилуй мя, Боже»… После пения Братец говорит: – Вот я напомнил вам… – Спасибо, дорогой Братец! – Сегодняшнее Евангелие и послание апостола Павла к евреям… – К нам. – О утверждении веры в человеках и о том, что написал Моисей для пользы
человека, чтобы он знал, за что благословение и за что проклятие и что получают
люди от благословения и что получают от проклятия. – Теперь многие говорят: «я этому не верю, да это и не касается меня:
это было сказано древним евреям». Но ты посмотри: проклятие и на твоей голове, и
ты страдаешь, так же, как и те евреи, которые не слушались Господа; и теперь,
как и тогда, за неисполнение слова Божия многие погибают, покушаясь на
самоубийств, подобно Иуде? Бог поругаем не бывает как тогда, так и теперь. Что
сеет человек, то и получает. Покайся! – Грешны! – Но те, которые обращают внимание на закон Божий, знают, что он имеет и
теперь такую же силу благословлять и проклинать, как и в древнее время и потому
имеют страх Божий и живут согласно закону Божию и получают награду на земле и на
небе согласно написанному в книге Моисея. – Спасибо! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет еще: – Царство небесное подробно закинутому в море неводу, который, когда
наполнился рыбами, вытащили на берег и хорошия рыбы собрали в сосуды, а худыя
выбросили вон (Матф. 13, 47 и 48). И они покушаются на самоубийство. Проклятие
на голове таковых. Покайся! – Грешны! __________________ – Еще напомню вам святого мученика Харлампия, празднуемого 10-го
февраля. Сказав это, Братец стал читать и пояснять из книги «Жития святых,
изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго», за январь, на
200–201 стр., следующее: «Однажды римский царь Север (193–211 г.) отдал святого Харлампия на
поругание одной вдове. Когда Харлампий входил в дом сей вдовы, он приклонился к
одному стоявшему там столпу, – и тотчас столп этот стал большим деревом,
покрывающим ветвями своими весь дом этой женщины. Увидев такое чудо, вдова
устрашилась и сказала: «уйди от меня, Харлампий, я недостойна принимать такого
мужа». – Истинно! – говорят слушатели, – а Братец читает далее: – «Мне кажется, что ты – или Христос, или ангел, или пророк, или
апостол». – Истинно! – говорят слушатели, – а Братец читает далее: – «Умоляю же тебя, уйди от меня: я недостойна принять тебя под кров
свой». Почему? Потому что такия чудеса делал только Христос, а также пророки,
апостолы и отцы церкви. – И Братец дорогой, – говорят слушатели, – а Братец
поясняет: – Эта вдова уподобила святого Харлампия Христу, пророкам и апостолам
потому, что он делал те же дела, которыя делали пророки, Христос и апостолы. А
кто делает злыя дела, того уподобляют диаволу. Далее читаем: «На другой день, утром, соседи увидев высокое и
многолиственное дерево, своею тенью покрывавшее дом вдовицы, говорили друг
другу: «что это за чудо?». – Некоторые на это отвечали: «это от того, что там
святой Харлампий». «Войдя в дом, соседи нашли святого сидящим и поучающим вдовицу, которая
уже уверовала; он поучал ее, как Христос грешницу, говоря: «блаженна ты, что
уверовала во Христа, – блаженна, ибо тебе отпускаются грехи твои». – Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец прибавляет: – И сказал Харлампий вдове: «не греши больше». – Не будем, – говорят слушатели, – а Братец читает далее: – «И сказал Харлампию пришедший народ: «что же ты нам не скажешь, –
действительно ли ты есть Христос?» – Святой отвечал: «Простите мне, чада, – я
ваш слуга и раб Христа, и творю все сие Его именем». Святые люди никогда не называли себя Христом и творили чудеса именем
Христа. Поэтому если кто будет называть себя Христом, то Христос чрез такового
никакого чуда не сотворит. А если кто будет
проповедывать учение Христа, то Христос чрез такового будет творит чудеса. Об
этом свидетельствует все Писание. Далее читаем: «Тогда вдова стала славить святого Харлампия, и многия
уверовали во Христа и крестились». «На другой день царь велел привести святого на судилище; уверовавшие же
во Христа, придя к царю ранее, известили его о сотворенном чуде. Царь Север
весьма удивился, епарх же Крисп сказал ему: «если ты не повелишь убить мечем
сего волхва, скоро все прельстятся его чудесами. И все уверуют в проповедуемаго
им Христа, и оставив наших богов и нас, все пойдут за Христом». – Пойдем! – восклицают слушатели, – а Братец читает
далее: – «Тогда царь осудил святого на усечение мечем. Услышав об этом, мученик
Харлампий радостно воспел псалом Давидов: «милость и суд буду петь Тебе,
Господи». И доныне жизнь Харлампия поет о покаянии нам грешным. – Грешны! – восклицают слушатели и поют: «Отверзу уста моя». ___________________ После пения Братец говорит: – Еще напомню… – Напомни! – Святого митрополита московскаго Алексея, празднуемаго сегодня. С
ангелом вас поздравляю! – Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели, – а Братец читает: «Святый Алексей был светильником для всех, подавая пример словом, делом
и жизнью, верою и чистотою, духом и любовию. Слава о святителе Алексее
распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди неверных
магометан, кои не знали Христа. Супруга татарскаго хана Джанибека Тайдула
лишилась зрения. Слыша, что Бог творит многия чудеса по молитвам Алексея,
Джанибек послал к великому князю московскому Димитрию Иоанновичу, с просьбою,
чтобы он прислал к нему человека Божия, дабы он помолившись о его царице Богу,
дал ей прозрение. При сем Джанибек добавил: «если царица получит исцеление по
молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его
ко мне, то я разорю огнем и мечем твою землю». Когда это прошение Джанибека
пришло в Москву, святой Алексей возскорбел, считая сие делом выше своих сил. Но,
по просьбам великаго князя Димитрия, он все-таки отправился к хану Джанибеку.
Перед своим отшествием из Москвы, он совершил с духовенством молитвенное пение в
Успенском соборе. Во время сего молебствия свеча у гроба святого Петра зажглась
сама собою, и все видели сие чудо. Из сего святой Алексей уразумел, что Господь
благоволил ему возвестить, что путешествие его будет благополучно. Взяв
некоторую часть воска от той свечи и изготовив из него малую свечу, святитель
вместе с своим клиром стал готовиться в дорогу, твердо уповая на милость Божию». «Еще до прибытия блаженнаго в столицу монголов, царица в сонном видении
узрела святителя Божия Алексея в архиерейской одежде в сопровождении иереев.
Пробудившись, она тотчас приказала изготовить драгоценныя облачения для архиерея
и священников по тому образцу, как
она видела в сонном видении. Когда святой Алексей приближался к столице татар,
Джанибек вышел навстречу ему с великой честью и ввел его в свои палаты.
Святитель, начав молебное пение, повелел возжечь ту малую свечу, которую он взял
с собою». Значит, святой Алексей, митрополит московский, не возгнушался молиться в
татарском доме с татарами. «После продолжительной молитвы митрополит московский Алексей окопил
освященной водой татарскую царицу Тайдулу, и та тотчас прозрела». И этим чудом святой Алексей оградил русский народ от пролития крови. – Спасибо! – Для чего это написано? Для того, чтобы и мы подражали сему написанному
и не гнушались бы никого и молились бы за всякаго. Но если мы будем только молиться, но не будем от молитв исцеляться, то
кто будет верить в наши молитвы? А если мы будем с верою молиться и народ по
вере будет целиться, то и татары и язычники уверуют во Христа, и тогда только
исправится и прославится наша святая церковь. – Спасибо! Трезвенник.
|