На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед
БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА
В воскресенье, 3-го апреля, «Братец Иоанн» сказал: – Нынешнее Евангелие о воскрешении Лазаря читается из 11-ой главы Евангелии Иоанна: «Был болен некто Лазарь из
Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ея. Мария же, которой брат
Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его
волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! тот, кого Ты
любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал и доныне говорит: эта болезнь не к
смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий». Все болезни, которыя посылает Господь, не к смерти, но
к славе Божией. Далее читаем: «Иисус же любил Марфу и сестру ея и
Лазаря». Марфа, Мария и Лазарь слушали слово Христа, потому Он и
любил их. Если и мы будем слушать Евангелие, то и нас Христос
будет любить. И как в древнее время Он целил больных, хромых, слепых, увечных,
которые принимали Его слово, так и ныне Он целит нас Своим словом. – Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» читает
далее: – Когда же услышал Иисус, что Лазарь болен, то пробыл
два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдем опять в
Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли иудеи искали побить тебя камнями, и
Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит
днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью,
спотыкается, потому что нет света с ним». Учение Христа есть свет и день, и кто ходит во свете
этого учения, тот не спотыкается. Учение же человеческое есть тьма и ночь, и кто
ходит во тьме этого учения, тот спотыкается и покушается на самоубийство. – Далее читаем: «Сказав это, Иисус говорит ученикам:
Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его». – Разбуди, дорогой Братец! – говорят слушатели, а
«Братец» читает: – «Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Ученики поняли слово Христа по-человечески и потому
подумали, что Он идет разбудить Лазаря от телеснаго сна. Но слово Христа как в
древнее время пробуждало, так и в настоящее время пробуждает от сна духовнаго,
т. е. от пороков и преступлений, нужды и печали. – Спасибо! – Далее читаем: «Иисус говорил о смерти его; а ученики
думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь
умер и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к
нему. Есть люди, которые говорят, что Лазарь не умер, а
умерла любовь Лазаря к его сестрам и якобы оне просили Иисуса воскресить эту
любовь. Это могут сказать только те люди, которые не имеют веры в воскресение
тела. Но я не отрицаю фактической стороны. Лазарь,
действительно, был мертв, и Христос воздвиг, воскресил его. Если бы Христос не
сотворил чуда воскресения, то не уверовал бы в Него народ. Христос воскресил
Лазаря для того, чтобы народ уверовал, что Он есть Творец мира. Далее читаем: «Иисус пришед нашел, что Лазарь уже
четыре дня в гробе, и многие из иудеев пришли к Марфе и Марин утешать их в
печали о брате их. Марфа, услышавши, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария
же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не
умер бы брат мой». И ныне мы скажем: если бы в человеках была наука
Христова, тони не умирали бы. Но как Лазарь умер потому, что Христа не было там,
где был Лазарь, так и мы умираем без Христа, без науки Христовой. Если же мы
будем просить и молить Христа за братьев своих так, как Марфа и Мария просили,
то Он и нас воскресит духовно и телесно от пьянства и разврата. Мы только
говорим, что любим Бога и Христа, но слова Божия, науки Христовой мы не
принимаем. Мы лицемерно любим Бога и Христа, потому мы и умираем. – Прости! – Далее читаем: «Иисус говорит ей: воскреснет брат
твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет,
оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет во век. Веришь ли сему?». Слово Христа никогда не оставалось и не останется
безсильным, но всегда воскресало и воскресает мертвых. Но многие не верят этому.
Они говорят: «если бы Христос в настоящее время жил и чудеса творил, то мы поверили бы в Него». Но
Он теперь разговаривает с нами чрез Евангелие. И кто проникается словами
Евангелия, того и воскрешает Христос от пороков и преступлений. Далее читаем: «Марфа говорит Иисусу: так, Господи! Я
верую, что Ты Христов, Сын Божий, грядущий в мир. Сказавши это, пошла и позвала
тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя». Где собраны двое или трое во имя Евангелия, там и
Христос, туда и зовет Он всякаго. И если мы пойдем туда и будем слушать,
разговаривать и разсуждать о Христе, то и мы воскреснем духовно, и в нас
появится вера, хотя с горчичное зерно, и тогда и для нас ничего невозможнаго не
будет, тогда и мы будем по вере передвигать горы. Нет надобности нам передвигать
настоящия горы: оне Богом установлены в порядке. Наша обязанность передвигать
людей из пьянства к трезвой жизни, от порока к честной жизни. Далее читаем: «Мария, как скоро услышала, поспешно
встала и пошла к Нему. Пришедши туда, где был Иисус, и, увидевши Его, она пала к
ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, Сам воскорбел
духом и возмутился, и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и
посмотри». Будто Христос не знал, где положили Лазаря. Он знал, но
сказал так для того, чтобы не проявлять Себя великим и чтобы другие не возвышали
Его и тем дать нам пример не выдавать себя за великих. Далее читаем: «Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили:
смотри, как Он любил его!» Если и мы будем так ревностно искать слова Христа, как
Марфа, Мария и Лазарь, то Он и нас точно так же будет любить. Ведь и мы любим
тех, которые слушаются наших слов, и не любим тех, которые не слушаются. Так же
и Христос любит тех, которые слушаются Его. Далее читаем: «А некоторые из них сказали: не мог ли
Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять
скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера и, камень лежал на ней.
Иисус говорит: отнимите камень». Неужели
Христос не в силе был отнять камень? Он сотворил небо и землю и одним мановением
мог бы сдвинуть камень. Но Он
поступал яко бы простой человек для того, чтобы людям легче было у Него учиться.
Если бы Он показывал себя всемогущим Богом, то люди сказали бы: «Он – Бог, а мы
– люди» и не стали бы у Него учиться. Это все равно, как если бы кто имел
товарища, с которым он вместе рос и который потом выучился и сделался мастером.
Таковой скажет: «я рос вместе с этим товарищем и если он выучился и сделался
мастером, то и я буду учиться и буду таким же мастером». А если кто видит
какого-нибудь мастера из иностранцев, то говорит: «он – иностранец, а я русский,
и мне трудно научиться и быть таким, как он, мастером», и он не захочет учиться.
Христос пришел, как человек, для того, чтобы научить человеков, дабы они могли
научиться у Него делать то, что Он делал.
Поэтому если Он и спросил, где положили Лазаря, и велел отвалить камень от
гроба, то Это Он сделал для того, чтобы унизить Себя и тем дать нам пример,
чтобы и мы унижали себя. И если мы унизим себя по Писанию, то Бог по Писанию и
возвысит нас. Далее читаем: «Сестра умершаго, Марфа, говорит Ему:
Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Частенько и от нас смердит. Разве от пьянства и
разврата не смердит? – Смердит, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – Поэтому и отворачиваются родные отец и мать от
пьяницы и развратника и говорят ему: не конфузь нас, не срами нашего дома и не
ходи к нам». Далее читаем: «Иисус говорит Марфе: не сказал ли Я
тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию? – Если и мы будем верить в слово Божие, то также увидим
славу Божию, потому что будем получать просимое по вере. А если не будем верить,
то не будем иметь ни в чем успеха. Далее читаем: «Итак, отняли камень от пещеры, где лежал
умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты
услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа,
здесь стоящаго, чтобы поверили, что Ты послал Меня». – Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – Бог молится Отцу. Для чего? Для того, чтобы научить
учеников Своих молиться. Далее читаем: «Сказав это, Иисус воззвал громким
голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитой по рукам и ногам
погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им:
развяжите его, пусть идет. – Спасибо!
– говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – И мы должны развязывать духовно умерших. Христос
велел нам уговаривать своих братьев. И если послушает, тебя брат твой, то ты
приобретешь себе брата, а он выйдет из могилы разврата и пьянства, и ты скажешь:
«этот был мертв и ожил, пропадал и нашелся, Христос воскрес!». – Воистину воскрес! – воскликнули дружно все слушатели,
хотя это было еще только вербное, а не пасхальное воскресенье. И затем «Братец» и слушатели запели: «Верую во единаго Бога». После пения «Братец» сказал: – Чаю воскресения мертвых. Евангелие для того и
написано, чтобы воскрешать духовно умерших. Я не отрицаю всеобщаго воскресения,
но нельзя отвергать и духовнаго воскресения. Христос воскресил Лазаря – это
факт, но и ныне Он может проявить Свою силу и воскресить духовно умерших. Теперь прочту еще из 12-ой главы Евангелия Иоанна: «За
шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, котораго Он
воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был
одним из возлежавших с Ним. Мария же, взявши фунт нардоваго чистаго драгоценнаго
мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился
благоуханием от мира». Если и мы будем слушать слово Христово и проникаться
им, тои наша жизнь будет благоухать. А если не будем его слушать, то от нашего
пьянства и разврата будет идти смрад. Сами по себе без слова Христова, мы не
можем быть трезвыми и чистыми, а если мы будем просить Бога и беседовать с
людьми о слове Божием, то мы тогда легко исправимся. Далее читаем: «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов
Искариот, который хотел предать Его, сказал: «для чего бы не продать это миро за
триста динариев и не раздать нищим?». Иуда давно ненавидел Иисуса, но так, без всякой причины
уйти от Христа ему было неудобно, стыдно: скажут: «от такого Учителя и ушел», и
он искал какого-нибудь случая, чтобы предать Его. Поэтому, когда Мария помазала миром ноги Христа, иуда и
сказал: «лучше продать миро за триста динариев и раздать нищим». Этим он хотел
показать, что якобы заботился о нищих, а Христос якобы не любил нищих. На самом же деле, как читаем далее, Иуда «сказал это не
потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор: он имел при себе
денежный ящик и носил, что туда
опускали». Тогда Иуда носил ящик и сделался вором, но ныне хотя
кто и носит ящик, но вором не бывает. – Бывает, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее: – «Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения
Моего; ибо нищих всегда имеете с
собою, а Меня – не всегда». Как будто Христос не любил нищих, а Иуда якобы их
любил. Иуда говорил, что он якобы заботился о нищих, для того, чтобы оправдать
себя. Далее читаем: «Многие из иудеев узнали, что Иисус там,
и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, котораго Он воскресил,
а простой народ прославлял Христа за воскресение Лазаря и за исцеление людей». Далее читаем: «На другой день множество народа,
пришедшаго на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые
ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! благословен грядущий во имя
Господне, Царь израилев! Иисус же, нашед молодого осла, сел на него, как
написано: «не бойся, дщерь Сиона! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле»
(Захария, 9, 9). Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус,
тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с
Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из
мертвых; потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо». Если бы Христос не воскресил Лазаря и не исцелял
больных, слепых, хромых, прокаженных, то народ не оказал бы Ему такой чести, но
так как Он многим делал великое добро, то народ вышел и оказал Ему честь, кто
чем мог: тот – вербой, тот – пальмой, – иной – одеждой, а некоторыя жены
возливали миро; а книжники и фарисеи встречали Христа с уксусом, желчью и
камнями; они видели, что весь народ идет за Христом, и положили убить Его и
Лазаря. И если Христа, который никому не сделал никакого зла, а
всем делал одно только добро, положили убить те, которые не верили в Его слово,
но и теперь не верующие в Его слово и не разсуждающие о нем хотя и не убивают
физически тех, которые верят в Его слово и разсуждают о нем, но зато убивают в
них дух христианский, т. е. учение Христово. Но как Христос не боялся смерти, так и тот, кто верует
во Христа, не боится смерти, не боится никакой клеветы. – И мы не будем бояться, – говорят слушатели, а
«Братец» продолжает пояснять: – В древнее время люди встречали Христа, постилая под
ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды и пальмовыя ветви. Иисус проходил по
ним, и постлавшие их брали и сохраняли их, как святыню, на память об этом
событии. И в настоящее время мы, подражая тем, идем с вербой в храм Божий. Тогда
встречали Христа по вере те, которые исцелились от всяких болезней, а мы идем с
вербой по одному только обряду, потому что нам нечем похвалиться. Нам Господь не
слушает и не дает нам просимаго за наше неверие. Нам легче взять вербу и нести
ее в храм и из храма, а идти в храм за словом и принести слово из храма – это
нам кажется тяжело. – Прости! – говорят слушатели и поют: «Отверзу уста
моя». После пения «Братец» говорит: – Еще напомню вам… – Напомни. – Книгу пророка Иезекииля, главу 37-ю: «И была на мне
рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было
полно мертвых костей». Т. е. Иезекииль пришел туда, где было убийство и резня. «И сказал мне Господь: сын человеческий! изреки
пророчество на Израиля и скажи им: «кости сухия! слушайте слово Господне!». – Будем слушать, – говорят слушатели, а «Братец» читает
слова Господа: – «Вот, Я введу дух в вас – и оживете; и обложу вас
жилами и вырощу на вас плоть, и покрою вас кожею и введу в вас дух, – и оживете
и узнаете, что Я – Господь». Это пророчество читается на утрени в страстную субботу
для того, чтобы люди ожидали всеобщаго воскресения. Но прежде, чем верить во
всеобщее воскресение, надо поверить в духовное воскресение. Если духовно умершие
воскреснут, то они могут поверить и во всеобщее воскресение. Но если кто не
верит в духовное воскресение, то как он может поверить во всеобщее воскресение?
Он только говорит о нем. Но кто верит в духовное воскресение, тот может верить и
во всеобщее воскресение. Слово Христово оживляет человека. Слово Христова
воскресает человека. И если слово Христово вселится в человека, то он и оживет. Далее говорит пророк: «Я изрек пророчество, как
повелено было мне; и тогда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и
стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на
них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них». – Помолись, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – Где духа пророческаго учения нет, там убийство и резня. Пророки, Христос и апостолы своим учением вселяют
дух кротости, а кто не принимал сего учения, там были мертвыя кости от
междуусобной брани. – Верно! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее: – «Тогда сказал Господь пророку: изреки пророчество
духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь
Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я
изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, – и они ожили и стали
на ноги свои – весьма, весьма великое полчище». Пока пророк не пророчествовал, до тех пор не было
полчища, а как только стал пророчествовать, то кости стали сближаться и из них
образовалось великое полчище. Если и мы будем говорить и разсуждать о словах пророков и о словах Христа,
то и у нас будет великое полчище трезвых. – Слава Тебе, Господи! – говорят слушатели, а «Братец»
читает далее: – «И сказал Господь пророку: сын человеческий! кости
сии – весь дом Израилев. Вот они говорят: изсохли кости наши, и погибла надежда
наша: мы оторваны от корня». Из этого мы видим, что кости стали уже разговаривать. – Чрез тебя, дорогой Братец, – говорят слушатели, а
«Братец» читает далее: – «Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит
Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и
введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я – Господь, когда открою гробы ваши и
выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете». – Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Твоя
песнословцы, Богородице». После пения «Братец» читает далее: – «И было слово Господне к пророку: ты же, сын
человеческий, возьми себе один жезл и напиши на нем: «Иуде и сынам Израилевым,
союзным с ним»; и еще возьми жезл и напиши на нем: «Иосифу»; это – жезл Ефрема и
всего дома Израилева, союзнаго с ним. И сложи их у себя один с другим в один
жезл, чтобы они в руке твой было одно. И когда спросят у тебя сыны народа
твоего: «не объяснишь ли нам, что это у тебя?» тогда скажи им: так говорит
Господь Бог: вот, Я возьму жезл Иосифов, который в руке Ефрема и союзных с ним
колен Израилевых, и приложу их к нему, к жезлу Иуды, и сделаю их одним жезлом, и
будут одно в руке Моей». Т. е. евреи, язычники, магометане, буддисты – все будут
одно, когда примут учение пророков, Христа и апостолов. Тогда они соединятся в
одно и скажут: «так лучше и легче, как учат пророки, Христос и апостолы». – И Братец, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает
пояснять: – Тогда, говорит Господь, соединю все народы в одно
братство и между ними не будет ни войн, ни драк, ни убийство, потому что все они
проникнутся одной верой в учение Христа. А пока нет общей веры в учение Христа,
до тех пор будут войны, драки, убийства, нужда, бедность, воровство, грабежи и
болезни. Далее говорит Господь пророку: «На этой земле, на горах
Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут
более двумя народами и уже не будут вперед разделяться на два царства». Где нет духа пророков, Христа и апостолов, там идет
разделение, а когда Иезекииль вдунул дух в людей, то у них сделались одни мысли,
и они перестали разделяться, и стало одно стадо. – Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» читает
далее: – «И не будут уже осквернять себя идолами своими и
мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест
жительства их, где они грешили, и очищу их, – и будут Моим народом, и Я буду их
Богом». Когда люди проникнутся учением Христа, тогда им стыдно
будет совершать и защищать преступления. Христос сказал своим учением: «Отец Мой
– виноградарь, Я – виноградная лоза, а вы ветви, и вы уже очищены чрез слово,
которое Я проповедал вам» (Иоанн. 15, 1–3). – Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – Слово Христово чистит сердце и мысли человека. Кто
не принимает слова Христова, тот не может очиститься, тот бывает сердитым и
корыстолюбивым и других делает таковыми. Далее читаем: «А раб Мой Давид будет Царем над ними и
Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих и уставы Мои будут
соблюдать и выполнять их. И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему
Иакову, на которой жили отцы их и дети детей
их во веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно». Мы видим, что Евангелие царствует, как царь, а псалмы
Давида, как князь пред царем – Евангелием. Выше Евангелия нет никакой более
сильной мудрости. Если Библию читать, то в ней не все ясно, а если читать
Евангелие, то тогда мы легко можем понимать и Библию, и потому Евангелие более
укрепляет веру, нежели Библия. Далее говорит Господь пророку: «И заключу с ними завет
мира, завет вечный будет с ними». Этот вечный завет есть Евангелие, но мы халатно
относимся к нему. Между тем это самое важное завещание, которому мы должны
поучаться день и ночь. И если мы будем это делать, то у нас будет вера, а по
вере для нас все будет возможно. Далее говорит Господь: «И устрою их и размножу их и
поставлю среди них святилище Мое навеки». Ныне мы и видим, что церковь, утвержденная Новым
Заветом, стоит уже двадцать веков. Далее говорит Господь: «И будет у них жилище Мое, и
буду их Богом, а они будут Моим народом. И узнают народы, что Я – Господь,
освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них вовеки». Так сказал Господь тогда чрез пророка, а ныне мы видим,
что сухия кости слушают слово Господне и от слов пророков, Христа и апостолов
обростают трезвыми жилами и оживают. – Спасибо! По твоим молитвам, – говорят слушатели и
поют: «Блажен муж». После пения «Братец» говорит: – Вот я напомнил вам Евангелие о воскрешении Лазаря и
37-ю главу книги пророка Иезикииля о том, как сухия кости обросли плотью и
жилами, как вошел в них дух Божий и как они сделались великим полчищем. – Спасибо! – Еще напомню вам житие святого Марка, празднуемаго
5-го апреля. Сказав это, «Братец» стал читать и пояснять из книги
«Жития святых, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго»,
за апрель, начиная с 92-ой страницы, следующее место: «Однажды авва, т. е. настоятель, одной из египетских
обителей, Серапион, узнал о великих подвигах святого Марка, который, имея сто
тридцать лет от роду, подвизался на пустынной Фраческой горе, в Эфиопии, уже
девяносто пять лет, и во все это время не видал ни одного человека. Желая повидаться и побеседовать с ним, Серапион,
предпринял очень трудное путешествие к нему. Придя к нему ночью и найдя его
живущим в пещере на высокой и пустынной горе, Серапион вступил в беседу с ним и
просил его разсказать, каким образом
и почему он пришел сюда. И святой Марк такими словами начал свое повествование:
«родился я в Афинах, где изучал философские науки. По смерти моих родителей, я
сказал сам себе: как родители мои умерли, точно так и я умру, т. е. добровольно
отрекусь от мира сего раньше, чем случится мне быть восхищенным от него. И
немедленно, снявши с себя одежды, я встал на доску и отправился на ней плавать
по морю. Носимый волнами, по Божественному промышлению, я пристал к этой горе». Когда Серапион таким образом вел беседу с святым
Марком, то наступил день и Серапион увидал преподобнаго Марка, обросшаго
волосами, на подобие зверя, и ужаснулся, так как его нельзя было признать за
человека ни по чему, кроме как по голосу и исходящим из уст его словам. Заметив
смущение Серапиона, Марк сказал ему: «не пугайся при взгляде на тело мое». Потом Марк спросил Серапиона: «по прежнему ли обычаю
стоит мир в законе Христовом?». Серапион отвечал ему: «ныне, по благодати Христовой,
даже лучше прежних времен». – Лучше, – говорят слушатели, а «Братец» читает: – Марк снова спросил его: «продолжаются ли и доныне
идолослужение и гонение на христиан?». Серапион отвечал ему: «помощию святых молитв твоих
гонение прекратилось и идолослужения нет». – И мы не поклоняемся пьяному идолу Бахусу, – говорят
слушатели, а «Братец» читает далее: – Услышав это, святой Марк возрадовался великой
радостью. Потом он снова спросил Серапиона: «есть ли ныне, среди мира чудеса,
как сказал Господь в Евангелии: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и
скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет, и ничего не будет,
невозможнаго для вас» (Матф. 17, 20)? В то время, когда святой Марк произносил эти слова,
гора сдвинулась с своего места приблизительно на полверсты и приблизилась к
морю. Святой, заметивши, что гора двигается, сказал, обратясь к ней: «я тебе не
приказывал сдвинуться с места», но я беседовал с братом; встань на свое место».
И гора тотчас же стала на своем месте». Увидавши сие, Серапион упал ниц от страха. Святой, взяв
его за руку и поставивши на ноги, сказал ему: «разве ты не видывал таких чудес?»
– «Нет, отче», – отвечал Серапион. Тогда святой Марк, вздохнувши, горько заплакал и
сказал: «горе земле, потому что христиане на ней таковыми только по имени
называются, а на деле не таковы». Нам нет надобности передвигать горы. Мы должны
передвигать людей из пьянства в трезвую жизнь, из разврата в честную жизнь. Если
мы будем беседовать о Евангелии, то люди будут передвигаться с пьянаго и
развратнаго места на честный и справедливый труд. – Спасибо! – говорят слушатели. – Слава Тебе, Господи, передвинулись, – говорят другие.
|
Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед