На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление
Беседа «Братца Иоанна» Чурикова 23-го января 1911 года
– Сегодня Евангелие читается из Евангелия Луки, глава
13-я: «В одной из синагог учился Иисус в день субботний, и до сего дня Он учит,
как сказано в Евангелии: «придите ко Мне и научитесь от меня». И вот там была
женщина, восемнадцать лет скорченная, и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее,
подозвал ее и сказал: «женщина, ты освобождаешься от недуга своего». – Спасибо! – говорят слушатели, а
«Братец» продолжает читать: – «И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и
стала славить Бога». – Спасибо! – Спаситель, – говорит «Братец», – всегда сначала сеял
семя своего учения. Учение укрепляет веру, а вера целит людей. Так Христос
призвал и женщину, страдавшую 18 лет, словом своим и исцелил ее. И ныне Он всех призывает Своим учением, пробивает в них
веру и верою целит человечество. – Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать: – «При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус
исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать: в те
и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ:
«лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в
субботу, и не ведет ли поить? Сию ли дочь Аврамову, которую связал сатана вот
уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?». Спаситель всегда целил и ныне целит людей во всякое
время, а начальники синагоги, якобы защищая синагогу и субботу, говорили Ему,
что в субботу нельзя целить. Христос же говорил им, что не человек создан для
субботы, а суббота для человека, для того, чтобы исцелять его в субботу. – Спасибо! – Шесть дней назначены для того, чтобы человек
занимался своими делами, а суббота назначена для исцеления человечества. В то время Христос призывал Своим словом людей и целил
их верой в субботу. И ныне Он призывает нас чрез Свое учение по праздникам. И
если мы примем Его учение и пойдем за Ним, то вся русская скорченная земля
выпрямится. – Дай Бог! – восклицают слушатели. – Спаситель говорит, что сатана связал женщину, и она
была скорчена восемнадцать лет. Наверное, она лечилась у многих врачей. Но
сатану нельзя вылечить ни лекарствами, ни розгами, ни нагайками. Но слово Христово, если коснется человек, то выпрямит
его и без человеческих наказаний. Слово Христово выпрямляет испорченный разум и
кривое сердце, и человек обновляется и от радости поет песни. – Спасибо! – говорят слушатели и поют «Отверзу уста
моя». – Начальник синагоги негодовал на Иисуса, якобы защищая
закон и субботу, но Спаситель обличил его в лицемерии, говоря: «вы сами
нарушаете субботу, отвязывая вола или осла». Так и ныне многие лицемерно чтут
праздники в пьянстве и разврате. Женщина страдала восемнадцать лет, будучи связана
сатаной. Тогда сатана связал ее. И ныне сатана связал нас. – Связал, – говорят слушатели. – Связал, – говорит «Братец», – сатана разными
ловушками: развратом, пьянством, пирушками–гульбушками, трактирами, ресторанами,
гостиницами. И все от этого болеют и охают подобно скорченной женщине. – Помолись! – Поэтому, если Христос в то время призывал эту
женщину, то и в настоящее время Он говорит нам: «придите ко Мне все труждающиеся
и обремененные, и Я успокою вас; возьмите его Мое на себя и научитесь от Меня,
ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, и доныне многих Он
избавляет от недугов, нужды и горя. – Спасибо! – Но как нас избавишь, если нам не нужна наука
Христова? Но если мы примем учение Христа, то оно развяжет нас от всех преступлений и
недугов. А пока мы не приняли учения Христа, то мы не можем развязаться от
преступлений, нужды и болезней. Покайся! – Грешны! – говорят слушатели и поют «Отверзу уста
моя». После пения «Братец» продолжает читать: – «И когда Иисус говорил это, все противившиеся Ему
стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его». И в настоящее время Христос говорит нам чрез Евангелие
и пробуждает в одних стыд, а в других веру. 1900 лет Христос был в народе и
всегда будет в нем, т. е. Его учение всегда было и всегда будет. И всегда
Христос целил и всегда будет целить. – Спасибо! – Начальники же синагог защищали только субботу, но не
заботились об исцелении. И в настоящее время только тогда мы будем прославлять
Бога, когда выпрямимся. – Выпрямимся! – говорят слушатели. – Но если мы будем молиться без веры, то мы никогда не
выпрямимся и не прославим Бога. Только того слово имеет вес, кто исцелился от
скорченности, хромоты, слепоты. – По твоим святым молитвам, – говорят слушатели. – Начальник говорил Иисусу: «Ты нарушаешь субботу», а Христос говорил
ему: «ты сам нарушаешь субботу, потому что суббота назначена для назидания
словом Божиим и для исцеления». Христос тогда целил народ и в настоящее время Он целит
человечество словом Своим. Слово Божие это то же что брение, положенное Христом
на глаза слепорожденному. Христос спросил его: «видишь ли ты что?». «Вижу людей,
как деревьев, мотающихся», ответил он. Так и мы без слова Божия не видим ни
людей, ни себя. – Помолись, дорогой, чтобы и нам видеть. – Далее читаем: «Иисус, сказал: чему подобно Царствие
Божие, и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое взяв человек
посадил в саду своем: и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесныя
укрывались в ветвях его». Спаситель уподоблял Царство Небесное великому дереву, в
ветвях котораго укрываются птицы. Подобно этому и народы могут укрываться в
словах Христа, как в ветвях, и могут избавляться от хищных птиц. – Спасибо! – Далее читаем: «Еще сказал Иисус: чему уподоблю
Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры
муки, доколе не вскисло все». И теперь слово Божие бродит в человеках. Но если нет
закваски, т. е. слова Божия, то как может вскиснуть Царство Божие? Для того и
закваска, чтобы хлеб был мягок. Для того и слово Божие, чтобы человек был
кроток. – Спасибо! – Иисус разсказал слышавшим эти две притчи для того,
чтобы они из образов зерна и закваски поняли, что такое Царство Божие. Без этих
образов они не могли бы понять слов Иисуса о Царстве Божием. Слово Божие для того и существует, чтобы развязывать
людей от всяких недугов, нужды и горя. У Бога нет ни болезней, ни нужды, ни
несчастий. Все люди, которые верят в Бога, не охают. Поэтому и говорится: «у
Бога нет ни болезней, ни вздыханий, но жизнь безконечная», т. е. вечная радость. – Спасибо! – Авраам никогда не печалился и царь Давид не горевал,
а если и горевал, то только тогда, когда согрешал и говорил: «лучше у порога в
доме Господнем, нежели в шатрах Кидарских». Святые со Христом никогда не горевали, а если и
горевали, то только о своих грехах. А мы, наоборот, охаем и никогда не горюем о своих
грехах. Но если мы будем плакать о грехах своих, то и нам Христос скажет: «ты
освобождаешься от пороков, преступлений, а потому и от болезней, нужды и слез». – Спасибо! – говорят слушатели и поют «Верую во единаго
Бога». После пения «Братец» говорит: – Вот я напомнил вам… – Спасибо! – Напомнил Евангелие об исцелении скорченной женщины.
Евангелие для того и написано, чтобы целить человечество. Это есть самый
вытяжной пластырь, самое верное лекарство. Кто его принимает, тот делается
здоров душою и телом. Поэтому Спаситель и сказал и до сего времени говорит:
«женщина! ты освобождаешься от недуга твоего». Если бы вся земля прониклась Евангелием, то она также
выпрямилась бы. – Верно! – говорят слушатели. – Но горе тем, которые говорят: «нам учение Христа
ненужно». Таковые люди и Богу ненужны. Покайся! – Грешны! – Еще напомню вам книгу пророка Иеремии, главу 7-ю:
«Слово, которое было к Иеремии от Господа: «стань во вратах дома Господня и
провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие
сими вратами на поклонение Господу». Хотя вратами Господа они входили,
но слово Господа не слушали. Ходили только кланяться, говорит пророк, а слово
Божие им было ненужно. Таковые лицемерные поклонники и Богу ненужны. «И говорит Господь Бог: «исправьте пути ваши и деяния
ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте». – Помолись! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – А если будете только ходить в храм на поклонение, а
не будете исполнять слова Господня… – Будем исполнять, – говорят слушатели, а «Братец»,
продолжая прерванную речь, говорит: – Если не будете исполнять слова Господни, тогда Он
отвергнет вас. «Не надейтесь на обманчивыя слова, которыя вы говорите:
«здесь храм Господен, храм Господен, храм Господен». Но если совсем исправите
пути ваши и деяния ваши, если будете производить суд между человеком и
соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, проливать
невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, – то
я оставлю жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в родя
родов». И будете ходить в храм. Но как они будут производить справедливый суд, если они
не исполняют слова Божия? – Прости! – Далее читаем: «Вот, вы надеетесь на обманчивыя слова,
которыя не принесут пользы». – Прости, дорогой Братец! – «Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите
Ваалу и ходите во след иных богов, которых вы не знаете». А кто иному Богу служит, тот и другому закону
повинуется. Далее читаем: «Потом вы приходите и становитесь пред
лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены»,
чтобы впредь делать все эти мерзости». – Верно! – говорят слушатели. – Прости! – говорят другие слушатели, а «Братец»
повторяет: – «Говорите: «мы спасены», чтобы делать мерзости». Далее читаем: «Говорит Господь: пойдите в Силом, где Я
прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за
нечестие народа Моего Израиля». В Силоме жил при скинии первосвященник Илий. Он был
благочестивой жизни и часто плакал, а где плач, там соединение с Богом. Дети же
его вели жизнь неблагочестивую и брали у людей жирных овец, а тощих выкидывали
вон. Прихожане жаловались на них Илии, но он не обращал внимания на эти жалобы и
не делал замечаний своим детям из любви к ним. И вот случилась война с
филистимлянами. Ковчег завета был взят в плен,
а дети Илии были убиты на войне, а сам Илий, узнав об этом, упал навзничь со
стула и разбился на смерть. За что? За то, что не обличал и поощрял детей своих
в их прихотях. – Прости, дорогой, братец! – Илий не делал замечаний своим детям, и они сделались
дурными. – Прости! – Далее читаем: «и ныне, так как вы делаете все эти
дела, говорит Господь, и Я говорил вам с ранняго утра, а вы «не слушали, и звал
вас, а вы не отвечали»… – Прости! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает
читать: – «То я так же поступлю с домом сим, над которым
наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам
вашим, как поступил с Силомом». – Прости, дорогой Братец! – говорят слушатели, а
«Братец» поясняет: – Господь предал Силом в руки врагов – филистимлян за
нечестие израильтян и детей первосвященника Илии. Дети Илии выбирали жирных овец
на мясо, а Илий прощал их. Но Бог не простил и предал их в руки врагов. Поэтому и чрез пророка Иеремию говорил Бог
израильтянам: «и отвергну вас от лица Моего, как отверг Силом». А обращаясь к самому пророку Иеремии, Бог говорил: «Ты
же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не
ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя». Ты их любишь, а они делают вред. «Разве не видишь, что они делают в городах Иудеи и на
улицах Иерусалим? Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят
тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам,
чтобы огорчать Меня». Все это для преступлений. – Верно! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает
читать: – Посему так говорит Господь Бог: вот, изливается гнев
Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева полевыя и на
плоды земли, и возгорится и не погаснет». За что? За преступления. А когда мы очищаем себя от пороков и преступлений,
тогда Господь оказывает нам свою милость. Но мы очищаем только чаши, а внутренности своей не
приводим в чистоту. – Прости! – Внутренняя же чистота важнее внешней. Я не говорю, что не следует заботиться о внешней чистоте и есть грязными руками. Я
говорю, что если неприятна внешняя нечистота и руки грязныя – неприятны, то еще
неприятнее нечистота внутренняя. Дети собирают дрова, отцы разводят огонь, а женщины
делают пирожки. Для чего? Как тогда для богини плясок, так и теперь каждый
праздник устраивается для плясок. Что делалось тогда, то самое делается и
теперь. Покайся! – Грешны! – И возгорится гнев Господен на людей, и на скот, и на
поля, и на дерева, и не погаснет. – Помолись! – Далее читаем: «Я не давал отцам вашим заповеди в тот
день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и о жертве, но
такую заповедь дал им: слушайте гласа Моего. – Будем слушаться, – говорят слушатели, а «Братец»
продолжает читать: – «И Я, говорит Господь, буду вашим Богом, а вы будете
Моим народом». – Спасибо! – «И ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам,
чтобы вам было хорошо». – Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – Не для того, чтобы было тяжелое иго, а для того,
чтобы было хорошо. Всегда было хорошо тем, которые увлекались словом Божиим. – Хорошо! – говорят слушатели. А которые не увлекаются словом Божиим, те остаются
скорченными, унылыми, угрюмыми. – Верно! – Далее читаем: «но они не послушали и не приклонили
уха своего, и жили по внушению и по упорству злаго сердца своего, и стали ко Мне
спиною, а не лицеем. С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до
сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих – пророков, посылал всякий день с
ранняго утра; но они не слушались Меня». Если мы скажем, что к нам не приходили пророки, то это
будет неверно, потому что и пророки, и Христос, и апостолы, и все отцы церкви
приходят к нам и говорят с нами чрез Писание и чрез внутренний голос. Христос
никогда не отходил от нас, а мы сами от Него отходим. – В кабак, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – Так как мы отходим от Христа, то мы читаем не Его
слова, и не слова пророков и апостолов, а разные повести и романы разврата, и
потому среди нас царит не дух Христов, а дух разврата. Далее читаем: «Говорит Господь пророку Иеремии: и когда
ты будешь говорить им все эти слова, они тебя не послушают». – Послушаем, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает
читать: – «И когда будешь звать их, они тебя не ответят». – Ответим, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает
читать слова Бога к пророку Иеремии: «Тогда скажи им: вот народ, который не
слушает гласа Господа Бога своего и не принимает наставления! Не стало у них
истины, – она отнята от уст их». Потому что они не откликнулись, – поясняет «Братец» и
затем продолжает читать: «Остриги волоса твои и брось и подними плач на горах,
ибо отверг Господь и оставил род, навлекший гнев Его». Великий гнев Божий заставит людей признать Бога и
правду сказанных Им чрез пророка слов, и они скажут: «это предсказывал пророк». – Пророк, – говорят слушатели. – Далее читаем: «Они устроили высоты, чтобы сожигать
сыновей своих и дочерей своих в огне, чего я не повелевал и что Мне на сердце не
приходило». Скажут иные, что только тогда сожигали сыновей и
дочерей. Да и ныне сколько сгорает их в трактирах и ресторанах? Сколько убийств
и самоубийств? Почему? Потому что покланяются они богу чрева, и богу веселья,
пьянства и разврата, совершая такия дела, которыя и на сердце не приходили. Далее читаем: «За то вот, приходят дни, – говорит
Господь, – когда не будут более называть место сие святым и славным, но долиною
убийства». И теперь, где столицы и великий город, там великий разврат, а где
разврат, там убийство и самоубийство. И сельские жители, занимающиеся
земледелием, боятся отпускать в города своих детей, особенно дочерей, говоря:
«как в городской омут попала – так и
пропала». Далее читаем: «И будут трупы народа сего пищею птицам
небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их». И в настоящее время столицы и города, эти места
разврата, убийства и самоубийства, – полны трупов, находимых на улицах,
площадях, в реках, в каналах. Почему? Потому что люди забыли Бога и Его слово, а
без слова Божия – драка и убийства, уныние и самоубийства. Покайся! – Грешны! – Далее читаем: «И прекращу в городах Иудеи и на улицах
Иерусалима голос торжества и голос веселия, голос жениха и голос невесты, потому
что земля эта будет пустынею». Почему? Потому что забыли Господа Бога своего. – Прости! – Везде, где нет слова Божия, там разврат, дележка,
ссоры, драки, убийства, самоубийства и пустыня. А где есть слово Божие, там
целомудрие, мир, любовь и благоденствие, там скорченные выпрямляются и
прославляют Бога. – Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Твоя
песнославцы, Богородице». После пения «Братец» говорит: – Вот я напомнил вам слово пророка Иеремии. – Спасибо! – Я напомнил вам это для того, чтобы вы могли сравнить
то, что происходило в древности, с тем, что совершается в настоящее время, так
как только посредством подобнаго сравнения мы можем выпрямить кривизну и изгнать
сатану, когда мы узнаем из Писания, сколько раз Бог наказывал израильский народ
и сколько раз этот народ каялся и Бог возвращал ему все, что отымал, и сравним с
его жизнию свою жизнь, только тогда и мы покаемся и исправимся; тогда и нам
Господь возвратит то, чего мы лишились, т. е. здоровье, богатство и спокойствие. Еще напомню вам житие святого апостола Тимофея, память
котораго празднуется 22 января. Сказав это, «Братец» раскрыл книгу «Жития святых,
изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго» за январь и
стал читать и пояснять житие Тимофея, начиная с 739 страницы: «Св. апостол Тимофей происходил из Ликаонской области.
Матерь и бабка Тимофея были родом евреянки, обе святыя и праведныя, украшенныя
добрыми делами, как об этом свидетельствует апостол Павел в словах, обращенных к
Тимофею: «желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться
радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в
бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе» (2 Тим., 1,
4–5). – Значит, – поясняет «Братец», – бабка и мать жили в
Тимофее, потому что вера бабки и матери обитала в нем. Затем «Братец» читает дальше: – «Еще будучи отроком, блаженный Тимофей, был питаем
своею матерью не столько телесной пищею, сколько словом Господним. Но мы, – поясняет «Братец», – питаем своих детей,
наоборот, больше телесным хлебом, нежели небесным. И когда дети вырастут, то
мать говорит им: «я вас кормила своим молоком, а теперь вы за это кормите меня и
оказывайте мне почет». Такия слова, укоряя детей, только озлобляют их, и они
делаются злыми и безбожными. Совсем иначе воспитывался апостол Тимофей: мать его
говорила ему не столько о хлебе телесном, сколько о хлебе духовном. Сказав это, «Братец» читает дальше: – «Затем Тимофей обратился к святому апостолу Павлу,
который с своим учеником и апостолом Варнавою пришел к Листру. По прибытии своем
туда, апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил
единым словом. Видя это, жители города сильно удивлялись, говоря: «боги в образе
человеческом сошли к нам». Когда же они узнали, что это не боги, а люди, и
называются апостолами и проповедниками живого Бога, притом суть противники
ложных богов, и для этого именно и посланы, чтобы обращать людей от бесовскаго
заблуждения к истинному Богу, могущему не только хромых исцелять, но и мертвых
воскрешать, тогда многие обратились от своего заблуждения к благочестию» (Деян.
ап. 14, 8–18). – Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – Христос заповедал своим апостолам проповедывать
Евангелие, говоря: «кто будет веровать, спасен будет, т. е. спасен от болезней,
нужды и всякаго горя, а кто не будет веровать, осужден будет на болезни и всякия
несчастия. И всякаго искренно верующаго будут сопровождать знамения», т. е.
чудесныя изцеления и обновления жизни, как это и происходило с апостолами по
слову Христа: «если будете иметь веру хотя с горчичное зерно, то будете
переставлять горы». Нам нет нужды переставлять горы, но от пьянства и разврата
переставлять в трезвую и честную жизнь долг всякаго христианина. – Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» потом
продолжает читать житие: – «В числе таких (обратившихся к благочестию) была и
мать апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она с радостию
приняла апостола Павла в свой дом, заботилась о его содержании и удобствах жизни
и, наконец, отдала ему в обучение сына своего, Тимофея, как дар за совершенное в
их городе чудо и за воспринятый от него свет истинной веры. Тимофей был еще
очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию семени слова
Божия. «Однажды в Ефесе совершался особенно торжественный
праздник, называемый «катагогиум», в который идолопоклонники, мужчины и женщины,
надев на себя изображения различных странных существ, брали в руки идолов и
дреколия и с безстыдными плясками обходили улицы города. При этом они пели
нестройными голосами песни и бросались на встречных, как разбойники, и даже
многих убивали. Совершали они и много других скверных беззаконий, которыми
думали выразить почитание своих мерзких богов». – Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – И теперь мы видим, что такое же празднество, как у
тех язычников, совершается и у православных. Мы нисколько не отошли от тех
идолопоклонников. – Верно! – говорят слушатели. – Если бы не было, – говорит «Братец», – разврата,
пьянства, ссор, драк и убийств, то я ничего не сказал бы. Такия безчинства были
во дни израильтян, и Господь предал их в руки филистимлян. Неужели и нам
дожидаться того, чтобы Господь отдал и нас в плен на мучения? – Нет, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает
читать: – «Видя это, Тимофей воспламенился огнем Божественной
ревности и, явившись на это богопротивное зрелище, открыто и смело проповедывал
единаго истиннаго Бога, Господа нашего Иисуса Христа, – ясно показал заблуждения
и самообольщения их относительно своих богов и свободно высказал многое, что
было полезно для убеждения их. Они же, блуждая во тьме языческих, не поняли и не
уразумели речей апостола, но, единодушно устремившись против него, жестоко были
его имевшимися в руках их дреколиями, немилосердно и безчеловечно влачили его по
земле, попирая ногами, и, наконец, замучили его до смерти». Для чего все это написано? Для того, чтобы мы могли
сравнить то, что было прежде, с тем, что делается в настоящее время, и
покаялись. Покайся! – Грешны! – восклицают слушатели. На этой беседе присутствовал протоирей Покровский, из
церкви Вознесения, что на Вознесенском проспекте. Уходя домой, он сказал швейцарам «Братца», что остался
доволен его беседой.
|
На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление